Презентация, доклад на тему Обобщение педагогического опыта по теме самообразования Практическая направленность обучения географии как основной путь формирования ключевых компетенций обучающихся.

Содержание

Тема самообразования: «Практическая направленность обучения географии как основной путь формирования ключевых компетенций обучающихся». Цель:  способствовать формированию УУД через внедрение новых образовательных технологий в рамках реализации ФГОС на уроках географии.Задачи: - реализация принципа практической направленности

Слайд 1Обобщение педагогического опыта по теме самообразования:   «Практическая направленность обучения географии как основной

путь формирования ключевых компетенций обучающихся»

учителя географии
МБОУ «Угранская СШ»
Павлюченковой Елены
Геннадьевны

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования:   «Практическая направленность обучения географии как основной путь формирования ключевых компетенций

Слайд 2Тема самообразования: «Практическая направленность обучения географии как основной путь формирования ключевых

компетенций обучающихся».

Цель:  способствовать формированию УУД через внедрение новых образовательных технологий в рамках реализации ФГОС на уроках географии.
Задачи:
- реализация принципа практической направленности через
формирование специфических для географии умений и навыков, в
тесном единстве с системами усвоенных теоретических и
эмпирических знаний.
- воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- использование новых образовательных технологий с целью формирования УУД, знаний, умений, навыков;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетенций и повышения мотивации обучающихся;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- разработка учебных, методических и дидактических материалов.

Тема самообразования: «Практическая направленность обучения географии как основной путь формирования ключевых компетенций обучающихся». Цель:  способствовать формированию УУД

Слайд 3 Перед учителем географии поставлена сложная методическая задача -

реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни и практической деятельности. Именно такая задача сформулирована в современных нормативных документах географического образования и подтверждается требованиями к уровню подготовки выпускников.
Ориентация географического образования на компетентностный подход делает акцент на практической составляющей школьной дисциплины, поскольку ее содержание лежит в основе определения ключевых компетенций как образовательных результатов.
Перед учителем географии поставлена сложная методическая задача - реализовать на практике компетентностный подход, т.е.

Слайд 4В государственном стандарте выделены такие группы ключевых компетентностей: 1. Социальные (характеризуют умение

человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций. 2. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас. 3. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками. 4. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников. 5. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни. 6. Продуктивной творческой деятельности.
В государственном стандарте выделены такие группы ключевых компетентностей: 1. Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе)

Слайд 5 
Формирование ключевых компетенций учащихся
применение географических знаний и умений
в сфере познавательной деятельности;

в сфере общественной деятельности; в сфере трудовой деятельности; в бытовой сфере; в сфере культурной деятельности; в сфере коммуникации



Формирование познавательных и практических умений учащихся
овладение умениями и способами деятельности
выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять географическую характеристику; определять; применять приборы и инструменты; выявлять эмпирические зависимости

Умения – операционная часть знаний оснва


 Формирование ключевых компетенций учащихсяприменение географических знаний и уменийв сфере познавательной деятельности; в сфере общественной деятельности; в сфере

Слайд 6Общеучебные умения
5-6 класс – умения описывать, выделять главную мысль, составлять

простой план, формулировать вопросы
7 класс – умения объяснять, работать со справочными источниками информации, составлять схемы
8 класс – умения доказывать, формулировать выводы, проводить отбор необходимых источников информации
9 класс – умения оценивать выполнение задания, планировать учебные действия, составлять сложный план
10-11 класс – умения оценивать, конспектировать

Общеучебные умения 5-6 класс – умения описывать, выделять главную мысль, составлять простой план, формулировать вопросы7 класс –

Слайд 7Компетентностно - ориентированные умения и способы деятельности
ориентироваться в пространстве;
пользоваться на местности

планом и топокартой;
проводить измерения с помощью приборов и инструментов;
проводить съемку местности;
наблюдать за погодой, объектами гидросферы, литосферы, биосферы и их изменениями ;
описывать признаки, объекты на местности
ориентироваться и использовать источники географической информации
читать и понимать географические карты различной тематики;
отбирать, систематизировать, обобщать информацию из картографических, литературных, космических и геоинформационных источников;
определять поясное время;
умение социально-ответственного поведения в природе;
проводить геоэкологический мониторинг своей местности; оценивать качество окружающей среды своей местности, прогнозировать тенденции развития хозяйства;
ориентироваться в мире профессий, связанных с изучением географии

Компетентностно - ориентированные умения и способы деятельностиориентироваться в пространстве;пользоваться на местности планом и топокартой;проводить измерения с помощью

Слайд 8В результате географического образования учащиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:
-умение пользоваться

географической картой;
-умение работать с числовой информацией;
- умение работать с ГИС;
-умение самопрезентации и способность к самоопределению;
- способы социально – ответственного поведения в природе и антропогенной среде;
-умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них;
- навыки толерантного отношения к культурным особенностям народов и регионов, умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Решение задачи компетентностного подхода ориентирует на усиление практической направленности обучения географии, на увеличение прочности формируемых умений учащихся как показателя качества географического образования.

В результате географического образования учащиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:-умение пользоваться географической картой;-умение работать с числовой информацией;-

Слайд 9Типология практических работ по географии
По источникам используемой географической информации: карта, текст,

профиль, диаграмма, картина, рисунок, схема, таблица, компьютер.
По содержанию: определение географического положения объекта, географических координат, характеристика отраслей хозяйства, оценки природных ресурсов, прогнозирование последствий.
По уровню самостоятельности: работа в группе, работа в классе под руководством учителя, самостоятельная работа.
По форме фиксации результатов: в тетради в виде таблицы, схемы, описания; подготовка реферата.
По степени обученности обучающихся: обучающие, тренировочные, итоговые.
По форме организации деятельности обучающихся: индивидуальная работа дома, в классе; групповая работа.

Типология практических работ по географии По источникам используемой географической информации: карта, текст, профиль, диаграмма, картина, рисунок, схема,

Слайд 10Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии:
- работа

с учебником, географической и научно-популярной литературой
- работа с географическими картами и картосхемами
- работа со статистическими материалами
- работа на местности, работа на географической площадке
- маршрутные съёмки
- наблюдение за окружающей средой
- практикумы, полевые занятия
- работа с ресурсами ГИС и Интернет
- учебные (практико-ориентировнные) проекты

Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии:-  работа с учебником, географической и  научно-популярной

Слайд 11Учет особенностей формирования умений в практике работы

Учет особенностей формирования умений  в практике работы

Слайд 12Механизм усвоения умений и учебных действий
в процессе реализации практической направленности

обучения
Механизм усвоения умений и учебных действий в процессе реализации практической направленности обучения

Слайд 13
Деятельностный характер обучения


исследование
проектирование
Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности

ученика за результаты своей деятельности

Организация продуктивной групповой работы
Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера
Усиление практической направленности школьного образования по географии


Деятельностный характер обученияисследование проектированиеОриентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельностиОрганизация продуктивной

Слайд 14Из опыта работы: 5 класс «Обращение Земли вокруг Солнца» Просмотр видеофильма(с паузами), заполняется

таблица.
Из опыта работы: 5 класс «Обращение Земли вокруг Солнца» Просмотр видеофильма(с паузами), заполняется таблица.

Слайд 17Задачи на моделирование
Образование ветров над условной местностью в жаркий летний день».

Для успешного выполнения предстоящей работы учащимся необходимо обладать знаниями о причинах образования ветра. Эти знания могут быть зафиксированы в форме схемы (внизу).
Практическая работа
Смоделируйте местные ветры, которые могут возникнуть над местностью в жаркий летний день.
Образование ветра
Разное нагревание солнцем земной поверхности разного характера
Разная температура воздуха над различными участками земной поверхности
Разное атмосферное давление над различными участками земной поверхности
Возникновение ветра как горизонтального движения воздуха из области высокого давления в область низкого

Задачи на моделированиеОбразование ветров над условной местностью в жаркий летний день». Для успешного выполнения предстоящей работы учащимся

Слайд 20 Практические работы со статистическими показателями и результатами многолетних наблюдений
Практическая работа. Анализ

суточного хода температуры воздуха
В первой части работы ученикиа нализируют график суточного хода температуры воздуха в июле: описывают изменение температуры воздуха в течение суток, определяют самую низкую и самую высокую температуру воздуха за сутки и время, в которое эти температуры были отмечены, устанавливают взаимосвязь изменения температуры с изменением высоты Солнца над горизонтом, отмечают различия во времени между наибольшей высотой Солнца и самой высокой температурой воздуха, вычисляют суточную амплитуду и среднюю суточную температуру. Т. о. ученики не просто описывают график, но анализируют его, используют для этого теоретические знания и выстраивают известные им причинно‑следственные связи.
Далее шестиклассники анализируют по аналогичной схеме, но уже с большей долей самостоятельности график суточного хода температуры воздуха в январе.
Вопрос: почему для изучения общих закономерностей суточного хода температуры воздуха принято оперировать данными июля и января.
Данная работа может выполняться и устно, и письменно, а оцениваться по усмотрению учителя.
Практическая работа. Анализ годового хода температуры воздуха
Практическая работа Сравнение годового хода температуры воздуха в городах Москве и Нижнем Новгороде (55,6° с.ш., 37,5° в.д.; 51,6° с.ш., 43,9° в.д.).
Объясните причины сходства и различия.




Практические работы со статистическими показателями и результатами многолетних наблюдений
Практическая работа. Анализ суточного хода температуры воздуха
В первой части работы ученикиа нализируют график суточного хода температуры воздуха в июле: описывают изменение температуры воздуха в течение суток, определяют самую низкую и самую высокую температуру воздуха за сутки и время, в которое эти температуры были отмечены, устанавливают взаимосвязь изменения температуры с изменением высоты Солнца над горизонтом, отмечают различия во времени между наибольшей высотой Солнца и самой высокой температурой воздуха, вычисляют суточную амплитуду и среднюю суточную температуру. Т. о. ученики не просто описывают график, но анализируют его, используют для этого теоретические знания и выстраивают известные им причинно‑следственные связи.
Далее шестиклассники анализируют по аналогичной схеме, но уже с большей долей самостоятельности график суточного хода температуры воздуха в январе.
Вопрос: почему для изучения общих закономерностей суточного хода температуры воздуха принято оперировать данными июля и января.
Данная работа может выполняться и устно, и письменно, а оцениваться по усмотрению учителя.
Практическая работа. Анализ годового хода температуры воздуха
Практическая работа Сравнение годового хода температуры воздуха в городах Москве и Нижнем Новгороде (55,6° с.ш., 37,5° в.д.; 51,6° с.ш., 43,9° в.д.).
Объясните причины сходства и различия.



Практические работы со статистическими показателями  и результатами многолетних наблюденийПрактическая работа. Анализ суточного хода температуры воздуха

Слайд 21Работа с картой - основа системы практических работ в 6 классе
Первоочередная

практическая задача - обеспечение условий для формирования основ картографических умений учащихся.

Географические карты различаются:
• по охвату территории — мировые, России;
• по проекции — для мировых карт это проекция Ламберта (полушарие) и ЦНИИГАиК, для России — коническая и М.Д. Соловьева;
• по масштабу, с указанием видов масштаба — численный, словесный, линейный;
• по содержанию — общегеографические или физические и тематические (на примере политической)

Шестиклассник должен научиться определять:
направления по сторонам горизонта;
взаиморасположение объектов по сторонам горизонта;
географические координаты различных объектов (всё перечисленное — по картам с разным охватом территории, разного содержания, с разным изображением градусной сети);
абсолютные и преобладающие высоты и глубины.

Работа с картой - основа системы практических работ в 6 классе Первоочередная практическая задача - обеспечение условий

Слайд 22Научить читать карту:

Возможная линия развития умений: от

отдельных действий по карте до чтения карты: читать — значит
находить и определять географическое положение;
описывать;
сравнивать;
характеризовать объекты природного (горы, равнины, реки, озера и т.д.) и социального (города, государства и их границы) характера; в обобщенном понимании — извлекать и обрабатывать информацию в соответствии с имеющимися знаниями и познавательными возможностями.



Научить читать карту:    Возможная линия развития умений: от отдельных действий по карте до чтения

Слайд 23Сравнение программных практических работ
Описание реки. 6 класс
Описание реки по физической карте

(мира или России)
Задачи
1-го уровня: Ф нормировать умение составлять описание реки по физическим картам.
2-го уровня: В результате работы составить описание конкретной реки, т.е. получить новые знания о реке [Амазонка, Нил, Енисей] по картам атласа.

Характеристика реки. 8 класс
Характеристика реки по картам атласа и другим источникам‑
1-го уровня: а) Получить новые знания о конкретной реке [Волга, Дон, Енисей, Амур];
а) узнать об особенностях этой реки;
б) установить причинно-следственные связи между отдельными компонентами географического положения реки.
2-го уровня: а) Продолжить работу по формированию умения составлять характеристику на основе указанных источников;
б) продолжить работу по обучению умению выявлять причинно-следственные, пространственные и другие взаимосвязи между объектами

Сравнение программных практических работОписание реки. 6 классОписание реки по физической карте (мира или России)Задачи1-го уровня: Ф нормировать

Слайд 247 класс. ФГМ

7 класс. ФГМ

Слайд 278 класс «Климат России. Условия формирования климата. Солнечная радиация »
Задание№1: Учебник

стр 99, прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова.
1.Излучение Солнцем света и тепла называется ……………радиацией
2.Солнечная радиация включает все виды………….. излучения …….., …………, ………… .
3.Солнечная радиация измеряется в ……………………
Задание№2:
Учебник 99-100, прочитайте текст. Подпиши. Запомни! РИС
Заполните пропущенные слова.
Лучи Солнца, доходящие до земной поверхности , исходящие непосредственно от солнечного диска - ……………………………….. радиация
Лучи Солнца, которые были рассеяны в атмосфере, поступают на земную поверхность по всему небесному своду-………………………………………………………………….. радиация
Лучи солнца, отраженные земной или водной поверхностью.……………… радиация
Лучи солнца, поглощенные земной или водной поверхностью.……………… радиация
Суммарная радиация == прямая + …………………
 
8 класс «Климат России. Условия формирования климата. Солнечная радиация »Задание№1: Учебник стр 99, прочитайте текст. Вставьте пропущенные

Слайд 29Задание№3: Определить суммарную солнечную радиацию в городах рис 83 стр 100


Какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации?
Задание№5: Заполните таблицу, опираясь на карту, и сделайте вывод о том, какая закономерность просматривается в распределении радиационного баланса.
Радиационный баланс в отличие от солнечной радиации изменяется от места к месту ………………………..
На него оказывает влияние и ……………………………… поверхность 







Задание№3: Определить суммарную солнечную радиацию в городах рис 83 стр 100 Какая закономерность просматривается в распределении суммарной

Слайд 31Задание№4 Закончить схему: от чего зависит поступление солнечной радиации ( вставив

слова- уменьшение, увеличение, малая)

Задание№4 Закончить схему: от чего зависит поступление солнечной радиации ( вставив слова-

Слайд 32 “Региональная география” (11 класс). Тема: Составление экономико-географической характеристики страны (по выбору).
Цель

работы: развитие умений давать экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации.
Можно разделить на группы, предложив каждой характеризовать по одной стране из региона. Если группа достаточно хорошо подготовлена, то можно предложить не просто дать описание страны по плану, а выделить общие и отличительные черты двух-трех стран (по выбору). Если выбирается для характеристики одна страна, то можно предложить учащимся, используя наиболее подробный план, написать по выбранной стране реферат.
План характеристики страны:
Название страны и состав территории.
Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны. Изменение географического положения страны во времени.
Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.
География основных промышленных комплексов и отраслей.
Специализация сельскохозяйственного производства.
Развитие транспортного комплекса.
Социально-экономическое развитие районов внутри страны. Прчины, обусловливающие неравномерность социально– экономического развития отдельных районов страны.
Внешние экономические связи.

“Региональная география” (11 класс).  Тема: Составление экономико-географической характеристики страны (по выбору).  Цель работы:

Слайд 33Необходимо:
Продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности,

планировать результаты обучения.
При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.
Организация работы обучающихся должна быть с четко заданной целью.
Сообщать или ставить перед обучающимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике.
Предварительно конкретизировать содержание работы, определить конкретную территорию, объем заданий.
Осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний.
Усвоение каждой системы географических знаний должно осуществляться в комплексе работ “обучающие – тренировочные – итоговые – творческие”, которые должны быть взаимосвязаны.
Включать обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности.
Проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения.

Необходимо:Продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности, планировать результаты обучения.При планировании учитывать фактор

Слайд 34P.S. «Капиталисты, милитаристы и церковники сотрудничают в деле образования, потому что

всем им выгодно, чтобы у людей развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление». (Бертран Рассел)
P.S. «Капиталисты, милитаристы и церковники сотрудничают в деле образования, потому что всем им выгодно, чтобы у людей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть