Слайд 1Изучение народных промыслов Центральной России
в курсе географии 9 класса
Учитель географии
МБОУ Гимназии №17
г.Королева Московской области
Черноморова Наталья Ивановна
Слайд 2Народные промыслы
Центральной России
Слайд 3Хохлома
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе
Нижнего Новгорода.
Предполагают, что хохломская роспись возникла на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи.
В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
Слайд 4Хохлома
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным
и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону.
На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок.
После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Слайд 5Хохлома
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и
ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 6Палехская миниатюра
Этот народный промысел развился в Советское время в посёлке Палех
Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи.
Оригинальная технология, применяемая первыми мастерами этого жанра в 20-30 годы XX века не прошла испытаний времени и многие произведения того времени, растиражированные в репродукциях в значительной степени повреждены.
Слайд 7Палехская миниатюра
Лаковая миниатюра исполняется темперой (водоразбавляемыми красками) на папье-маше.
Обычно расписываются
шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом.
Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.
Слайд 8Федоскинская миниатюра
Вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше,
сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
Слайд 9Федоскинская миниатюра
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время
сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни.
Слайд 10Федоскинская миниатюра
Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин
русских и западноевропейских художников.
Слайд 11Гжель
Этот поселок находится в 60 км от Москвы, где с давних
пор было повсеместно развито керамическое мастерство. Впервые это местечко упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году.
К середине XVII века относятся первые сведения о местности, богатой хорошими глинами. По указу царя Алексея Михайловича крестьяне этой волости поставляли глины в Москву.
В 1724 году появился первый завод. Постепенно край стал полноправным хозяином керамического производства в России.
Слайд 12Гжель
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси
– всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.
Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.
Слайд 13Скопинская керамика
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на
Рязанской земле.
Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина.
Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
Слайд 14Скопинская керамика
Детали керамики формировались на ручном станке, затем соединялись жидкой глиной
и украшались рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой, ярко-зелёной, густо-жёлтой и реже синей глазурью. При обжиге крупинки глазури плавились неравномерно, живописно растекаясь.
Слайд 15Скопинская керамика
Изделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных
часов и декоративную скульптуру малых форм.
Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.
Особым был образ птицы скопы, от имени которой и произошло название города.
Слайд 16Филимоновская игрушка
Это древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Тульской
области. По данным археологов ему более 700 лет (по другим данным около 1 тыс. лет).
Благодаря особой глине здесь испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки.
Слайд 17Филимоновская игрушка
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники,
коровы, медведи, петухи и т. п.
Изображения людей и животных — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам.
Благодаря особым свойствам местной глины фигурка при изготовлении утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму.
Слайд 18Филимоновская игрушка
Филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими красками. Несмотря на ограниченность
характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый — игрушки получаются яркими и весёлыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной краской раскрашиваются голова и грудь животных и одежда людей, на которую часто наносят несложный орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой.
Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.
Слайд 19Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — один из старинных промыслов России, существует на Вятской
земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера.
Слайд 20Дымковская игрушка
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с
мелким речным песком.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают белилами в два-три слоя.
Слайд 21Дымковская игрушка
Для росписи применяются яркие краски: обилие красного, жёлтого, синего, зелёного,
алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Слайд 22Богородская игрушка
Богородская резьба — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек
и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области.
Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.
Слайд 23Богородская игрушка
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья.
Задумала мать
позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь.
Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали.
С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».
Слайд 24Богородская игрушка
Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.
Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне.
Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.
Слайд 25Скань
Слово «скань» восходит корнями к древне-русскому съкань, от глагола съкати - «сучить», «свивать в одну
нить несколько прядей».
Это вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Слайд 26Скань
Расцвет московской скани приходится на XV—XVI века. Самыми известными сканщиками в то время
были Амвросий и Иван Фомин.
В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.
С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.
Слайд 27Скань
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия
Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мастёрской художественной фабрики «Ювелир» во Владимирской области).
Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура.
Слайд 28Финифть
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в
городе Ростов Ярославской области.
Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Слайд 29Финифть
Художественные произведения изготавливают с помощью стекловидного порошка или эмали, на металлической
подложке, часто оформляют сканью.
Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
Слайд 30Финифть
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых
используются соли металлов.
Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.
Слайд 31Жостовские подносы
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале,
где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.
Скоро московский промысел стал ведущим.
В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
Слайд 32Жостовские подносы
Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825
году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых.
В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Слайд 33Павловопосадские шали
Набивные шерстяные платки традиционно черного или красного цвета, с объемным
цветочным узором.
Производство платков в Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства.
Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово И. Д. Лабзиным.
Слайд 34Павловопосадские шали
Рисунок павловопосадских платков развивался от образцов, характерных для тканей московского
региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).
Слайд 35Павловопосадские шали
Предпочтение отдается садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.
Платки
выполняются из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.
Слайд 36Мценское кружево
Этот вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в
городе Мценске Орловской области.
Появилось благодаря помещице Протасовой, которая на Мценской мануфактуре основала самое крупное производство кружева в России.
Слайд 37Мценское кружево
Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом,
узор в нём менее плотный и насыщенный, фоновых решеток почти не используется, поэтому узор получается более воздушным.