Презентация, доклад на тему Народные промыслы Центральной Росии.

Содержание

Народные промыслы Центральной России

Слайд 1Изучение народных промыслов Центральной России в курсе географии 9 класса
Учитель географии

МБОУ Гимназии №17
г.Королева Московской области
Черноморова Наталья Ивановна
Изучение народных промыслов Центральной России  в курсе географии 9 классаУчитель географии МБОУ Гимназии №17 г.Королева Московской

Слайд 2Народные промыслы Центральной России

Народные промыслы  Центральной России

Слайд 3Хохлома
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе

Нижнего Новгорода.
Предполагают, что хохломская роспись возникла на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи.
В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
ХохломаХохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Предполагают, что хохломская роспись

Слайд 4Хохлома
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным

и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону.
На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок.
После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
ХохломаХохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным,

Слайд 5Хохлома
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и

ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

ХохломаТрадиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и

Слайд 6Палехская миниатюра
Этот народный промысел развился в Советское время в посёлке Палех

Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи.
Оригинальная технология, применяемая первыми мастерами этого жанра в 20-30 годы XX века не прошла испытаний времени и многие произведения того времени, растиражированные в репродукциях в значительной степени повреждены.
Палехская миниатюраЭтот народный промысел развился в Советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы

Слайд 7Палехская миниатюра
Лаковая миниатюра исполняется темперой (водоразбавляемыми красками) на папье-маше.
Обычно расписываются

шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом.
Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.

Палехская миниатюраЛаковая миниатюра исполняется темперой (водоразбавляемыми красками) на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы,

Слайд 8Федоскинская миниатюра
Вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше,

сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
Федоскинская миниатюраВид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в

Слайд 9Федоскинская миниатюра
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время

сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни.
Федоскинская миниатюраИзлюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской

Слайд 10Федоскинская миниатюра
Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин

русских и западноевропейских художников.
Федоскинская миниатюраНаиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.

Слайд 11Гжель
Этот поселок находится в 60 км от Москвы, где с давних

пор было повсеместно развито керамическое мастерство. Впервые это местечко упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году.
К середине XVII века относятся первые сведения о местности, богатой хорошими глинами. По указу царя Алексея Михайловича крестьяне этой волости поставляли глины в Москву.
В 1724 году появился первый завод. Постепенно край стал полноправным хозяином керамического производства в России.
ГжельЭтот поселок находится в 60 км от Москвы, где с давних пор было повсеместно развито керамическое мастерство.

Слайд 12Гжель
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласково называли люди на Руси

– всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.
Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.
Гжель«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику

Слайд 13Скопинская керамика
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на

Рязанской земле.
Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина.
Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. 
Скопинская керамикаСкопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан

Слайд 14Скопинская керамика
Детали керамики формировались на ручном станке, затем соединялись жидкой глиной

и украшались рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой, ярко-зелёной, густо-жёлтой и реже синей глазурью. При обжиге крупинки глазури плавились неравномерно, живописно растекаясь.

Скопинская керамикаДетали керамики формировались на ручном станке, затем соединялись жидкой глиной и украшались рельефным и вдавленным орнаментом,

Слайд 15Скопинская керамика
Изделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных

часов и декоративную скульптуру малых форм.
Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.
Особым был образ птицы скопы, от имени которой и произошло название города.

Скопинская керамикаИзделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм.

Слайд 16Филимоновская игрушка
Это древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Тульской

области. По данным археологов ему более 700 лет (по другим данным около 1 тыс. лет).
Благодаря особой глине здесь испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки.

Филимоновская игрушкаЭто древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Тульской области. По данным археологов ему более

Слайд 17Филимоновская игрушка
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники,

коровы, медведи, петухи и т. п.
Изображения людей и животных — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам.
Благодаря особым свойствам местной глины фигурка при изготовлении утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму.
Филимоновская игрушкаОсновную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей

Слайд 18Филимоновская игрушка
Филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими красками. Несмотря на ограниченность

характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый — игрушки получаются яркими и весёлыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной краской раскрашиваются голова и грудь животных и одежда людей, на которую часто наносят несложный орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой.
Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.
Филимоновская игрушкаФилимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими красками. Несмотря на ограниченность характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный,

Слайд 19Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — один из старинных промыслов России, существует на Вятской

земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.
Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера.
Дымковская игрушкаДымковская игрушка — один из старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки

Слайд 20Дымковская игрушка
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с

мелким речным песком.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают белилами в два-три слоя.
Дымковская игрушкаДля её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. После полной просушки

Слайд 21Дымковская игрушка
Для росписи применяются яркие краски: обилие красного, жёлтого, синего, зелёного,

алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Дымковская игрушкаДля росписи применяются яркие краски: обилие красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость

Слайд 22Богородская игрушка
Богородская резьба — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек

и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области.
Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.
Богородская игрушкаБогородская резьба — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева

Слайд 23Богородская игрушка
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья.
Задумала мать

позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь.
Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали.
С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».
Богородская игрушкаПо народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из

Слайд 24Богородская игрушка
Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.


Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне.
Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Богородская игрушкаОдной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая

Слайд 25Скань
Слово «скань» восходит корнями к древне-русскому съкань, от глагола съкати - «сучить», «свивать в одну

нить несколько прядей».
Это вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
СканьСлово «скань» восходит корнями к древне-русскому съкань, от глагола съкати - «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей». Это вид ювелирной техники:

Слайд 26Скань
 Расцвет московской скани приходится на XV—XVI века. Самыми известными сканщиками в то время

были Амвросий и Иван Фомин.
В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.
С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

Скань Расцвет московской скани приходится на XV—XVI века. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились

Слайд 27Скань
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия

Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мастёрской художественной фабрики «Ювелир» во Владимирской области).
Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура.

СканьВ годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мастёрской художественной

Слайд 28Финифть
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в

городе Ростов Ярославской области.
Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
ФинифтьРостовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростов Ярославской области. Миниатюрные изображения

Слайд 29Финифть
Художественные произведения изготавливают с помощью стекловидного порошка или эмали, на металлической

подложке, часто оформляют сканью.
Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
ФинифтьХудожественные произведения изготавливают с помощью стекловидного порошка или эмали, на металлической подложке, часто оформляют сканью.Стеклянное покрытие является

Слайд 30Финифть
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых

используются соли металлов.
Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.
ФинифтьЭмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота

Слайд 31Жостовские подносы
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале,

где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.
Скоро московский промысел стал ведущим.
В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
Жостовские подносыПромысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых

Слайд 32Жостовские подносы
Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825

году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых.
В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Жостовские подносыЖостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев

Слайд 33Павловопосадские шали
Набивные шерстяные платки традиционно черного или красного цвета, с объемным

цветочным узором.

Производство платков в Павловском Посаде было налажено на основе уже существовавших в районе традиций кустарного текстильного производства.
Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово И. Д. Лабзиным.

Павловопосадские шалиНабивные шерстяные платки традиционно черного или красного цвета, с объемным цветочным узором. Производство платков в Павловском

Слайд 34Павловопосадские шали
Рисунок павловопосадских платков развивался от образцов, характерных для тканей московского

региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).
Павловопосадские шалиРисунок павловопосадских платков развивался от образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям

Слайд 35Павловопосадские шали
Предпочтение отдается садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.
Платки

выполняются из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

Павловопосадские шалиПредпочтение отдается садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам. Платки выполняются из полупрозрачной или плотной шерстяной

Слайд 36Мценское кружево
Этот вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в

городе Мценске Орловской области.
Появилось благодаря помещице Протасовой, которая на Мценской мануфактуре основала самое крупное производство кружева в России.

Мценское кружевоЭтот вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской области.Появилось благодаря помещице

Слайд 37Мценское кружево
Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом,

узор в нём менее плотный и насыщенный, фоновых решеток почти не используется, поэтому узор получается более воздушным.
Мценское кружевоОтличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нём менее плотный и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть