Слайд 1ОГБОУ Кадетская школа-интернат «Северский кадетский корпус»
М.П. ЛАЗАРЕВ
(3 ноября 1788-1851)
Исследовательская работа
Руководитель: Скляренко
Н.С..
педагог-библиотекарь
Выполнил: кадет 7а кл. Татаренко Л.
ЗАТО Северск
2018
Слайд 2Цель работы: изучить жизнь и деятельность Михаи́ла Петро́вича Ла́зарева— русского флотоводца
и мореплавателя, адмирала.
Задачи:
изучить литературу, Интернет-ресурсы о М.П. Лазареве;
проанализировать биографию Лазарева;
по итогам работы создать презентацию.
Слайд 3Семья
Родился в г. Владимире в семье дворянина, сенатора Петра Гавриловича Лазарева,
происходившего из дворян. Незадолго до смерти, в 1800 году отец определил троих сыновей — Андрея, Михаила, Алексея — в Морской кадетский корпус.
Слайд 4Учёба в Морском кадетском корпусе
В 1803 году выдержал экзамен на
звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников.
В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Великобританию, где служил военным на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах.
В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.
Произведен в мичманы 21 мая 1808 года как «прибывший из Англии».
Слайд 5Первые годы службы 1808—1813 г.г. на Балтийском флоте.
Русско-шведская войн 1808—1809
г.г.
Отечественная война 1812 г.
В июне и июле 1812 года бриг «Феникс» крейсировал в Рижском заливе и Балтийском море, осуществлял разведывательные операции у берегов Риги и Данцига.
В августе обеспечивал защиту подходов к Рижскому заливу, крейсировал между Виндавой и Либавой.
До 4 сентября корабль блокировал морской подход к крепости, а 8 сентября пришёл в Свеаборг. В это время на бриге в чине лейтенанта служил Михаил Петрович Лазарев.
М.П. Лазарев служил на бриге «Мерку́рий». Это 20-пушечный бриг типа «Гонец».
Слайд 6Первое Кругосветное путешествие
В октябре 1813 года лейтенант Лазарев получил новое назначение —
командовать фрегатом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание.
Корабль «Суворов», принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. (Аляска). Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.
В начале пути их встретили сильные ветры и густые туманы, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы между Данией и Скандинавским полуостровом и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довёл «Суворова» до Ла-Манша.
В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» вышел из Портсмута и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан, направляясь на восток. Далее он обошёл с юга Африку и, проследовав через Индийский океан, обогнул с юга Австралию.
Слайд 7Дневник путешествия
14 августа 1814 года «Суворов» вошёл в залив Порт-Джэксон и
направился в Сидней. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта. Так губернатор принадлежавшей в то время англичанам колонии Новый Южный Уэльс приветствовал русских моряков по случаю окончательной победы над Наполеоном.
От Австралии «Суворов» пошёл по Тихому океану на восток, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвышающихся над поверхностью океана и соединяющихся между собой коралловыми перемычками. Эти острова были покрыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова (Атолл Суворова).
Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь с отклонением на север. 10 октября был пересечён экватор.
В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску.
На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушнину, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, предварительно вернувшись в Ново-Архангельск.
В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн.
После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.
Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль направился к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а в июле 1816 г. вернулся в Кронштадт.
Слайд 8Второе Кругосветное путешествие-Открытие Антарктиды
Первая русская антарктическая экспедиция 1819—1821 годов под руководством Фаддея
Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в воды Южного океана имела целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка — Антарктиды.
Слайд 9Третье Кругосветное путешествие на фрегате «Крейсер»
В то время как Лазарев находился
в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов.
Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» — единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» — на его старшего брата Андрея.
17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули Кронштадтский рейд. Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. 16 октября 1824 г. «Крейсер» покинул Ново-Архангельск. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтскому рейду.
За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.
Слайд 10Служба на Черноморском флоте
27 февраля 1826 года М. П. Лазарев был назначен командиром
74-пушечного корабля «Азов».
8 октября 1827 года М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их.
За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест ордена Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.
В 1828—1829 годах руководил блокадой Дарданелл;
В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота.
С1833 — главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева и Севастополя. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.
Слайд 11Смерть и увековечивание памяти М. П. Лазарева
В апреле 1851 г. болезнь (рак
желудка) адмирала Лазарева резко обострилась. Родные упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».
Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строительство которого было только начато). Там же похоронены его ученики - адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.
. Памятники Михаилу Лазареву установлены в Севастополе, Азове, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новороссийске, на железнодорожной станции Лазаревская (г. Сочи), в г. Азове,
Имя адмирала М. П. Лазарева носит Севастопольская Морская библиотека.
Имя «Адмирал Лазарев» присвоено трем крейсерам и броненосцу
В 2008 году авиакомпания «Аэрофлот» в честь Михаила Лазарева назвала один из своих самолетов Airbus A320 «М. Лазарев»
Слайд 12Имя Лазарева в географических объектах
В честь Лазарева названы:
Лазаревское и Лазаревский
район города Сочи;
атолл в группе островов Россиян в Тихом океане;
мысы:
в проливе Невельского;
в Севастополе;
на острове Унимак (Аляска);
риф рядом с мысом на острове Унимак;
река на острове Унимак;
бухта и порт (ныне Вонсан) в Японском море;
остров (ныне исчез) в Аральском море;
горная цепь, гора, ледниковый купол и две антарктические станции (Лазарев и Новолазаревская) в Антарктиде;
море, бухта, берег, шельфовый ледник, жёлоб и подводная гора в Антарктике.
Многочисленные улицы, площади и переулки в населённых пунктах России:
улицы Адмирала Лазарева Липецке, Москве, Воронеже, Сочи и Томске, в Новороссийске и Севастополе
площади Лазарева в Севастополе и Владимире;
набережная Адмирала Лазарева в Санкт-Петербурге;
Лазаревский переулок в Кронштадте.
Мосты в Санкт-Петербурге и Сочи.
Скверы в Севастополе, Владимире и Феодосии.