Презентация, доклад на тему Методы и приемы формирования картографической грамотности на уроках географии

Картографическая грамотность школьников представляет собой комплекс теоретических картографических и топографических знаний и практических умений работать с картой и другими картографическими произведениями. В школьном курсе географии картографическая грамотность учащихся закладывается на начальном этапе изучения предмета, а востребуется,

Слайд 1Методы и приемы формирования картографической грамотности на уроках географии
Творческий отчет
учителя

географии
ГОУ ЛНР «Хрусталькая школа № 33 им. кавалера Шахтерской Славы И.Д. Яворского»
Акользиной В.В.
Методы и приемы формирования картографической грамотности на уроках географииТворческий отчет учителя географии ГОУ ЛНР «Хрусталькая школа №

Слайд 2Картографическая грамотность школьников представляет собой комплекс теоретических картографических и топографических знаний

и практических умений работать с картой и другими картографическими произведениями. В школьном курсе географии картографическая грамотность учащихся закладывается на начальном этапе изучения предмета, а востребуется, формируется и развивается на всём протяжении географического образования, поскольку основывается на использовании карт для изучения отображённых на них объектов и явлений.
Значение карт в обучении географии при этом заключается в том, что они, во-первых, заменяют учащимся те географические объекты, которые недоступны для непосредственного восприятия школьниками в реальности (например, территория отдельных стран), во-вторых, формируют образ изучаемой территории, и в третьих, карты формируют пространственное мышление учащихся, которое лежит в основе многочисленных прикладных навыков, используемых в повседневной жизни.

Картографическая грамотность школьников представляет собой комплекс теоретических картографических и топографических знаний и практических умений работать с картой

Слайд 3В практике преподавания географии традиционно сложилась триада целеполаганий, касающихся картографических компетенций

учащихся – они должны понимать, читать и знать карту.

Понимать карту – это значит усвоить основополагающие её свойства как главного картографического произведения. Для этого существуют специальные темы (раздел) в начальном курсе географии, знакомящие школьников с планом местности и географической картой – их элементами, видами, методами построения и анализа.
На основе понимания карты и её элементов строятся практические умения читать карту, т. е. распознавать географическую действительность по её изображению на карте, получать при помощи неё всю необходимую в той или иной учебной или практической ситуации информацию.


В практике преподавания географии традиционно сложилась триада целеполаганий, касающихся картографических компетенций учащихся – они должны понимать, читать

Слайд 4Комплекс действий по чтению географической карты основывается на следующих практических умениях

учащегося: разбираться в условных знаках и картографической сетке; определять расстояния, координаты, географическое положение; использовать карты различных проекций и масштабов; устанавливать взаимосвязи географических объектов.
Для этого школьники обучаются следующим приёмам работы с картоидами:
Описание – это качественная характеристика изображённых явлений, позволяющая получить общее, поверхностное, не затрагивающее структуру и внутренние взаимосвязи представление об объекте. Так, учащиеся могут дать описание реки по типовому плану, используя карту, демонстрирующую исток и устье, особенности и характер течения, специфику речной долины.
Анализ размещения и динамики географических объектов, отображённых на карте. Анализ размещения связан с нахождением географических координат заданного географического объекта или обратным учебным действием – определением объекта по его географическим координатам.
Картометрия и морфометрия. Картометрия как совокупность операций, связанных с использованием картографического изображения и математической основы карты для измерения координат, длин, углов, площадей, объёмов, форм.


Комплекс действий по чтению географической карты основывается на следующих практических умениях учащегося: разбираться в условных знаках и

Слайд 5Наиболее распространенным элементом картометрии в школьной географии стало определение географических координат,

которое закладывается как умение в начальном курсе географии, а закрепляется на уровне навыка – в последующие годы. Для этого целесообразно использовать алгоритмизацию учебных действий школьников, В качестве такого алгоритма можно предложить следующий план по определению географических координат:
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии – Северном или Южном – он расположен.
3. Найти широту параллели, на которой расположен объект и записать её (с. ш. или ю. ш.).
4. Если объект расположен между параллелями, необходимо:
– определить ближайшую к объекту параллель со стороны экватора;
– определить число градусов от этой параллели до объекта;
– прибавить получившееся число градусов к ши- роте найденной ближайшей параллели и записать географическую широту (с. ш. или ю. ш.).
5. Определить, в Западном или Восточном полушарии находится объект.
6. Определить долготу меридиана, на котором располагается объект и записать её (з. д. или в. д.).
7. Если объект расположен между меридианами, необходимо:
– определить ближайший к объекту меридиан со стороны нулевого (начального, Гринвичского) меридиана;
– определить количество градусов от этого меридиана до объекта;
– прибавить получившееся число градусов к долготе найденного ближайшего меридиана и записать географическую долготу (з. д. или в. д.)



Наиболее распространенным элементом картометрии в школьной географии стало определение географических координат, которое закладывается как умение в начальном

Слайд 6IV. Географическая экспертиза, представляющая собой оценку изучаемой территории при помощи её картографических

изображений для определённых целей деятельности в заданной проблемной ситуации. Элементарным видом экспертизы, осуществляемой в школьной географии при помощи карт и глобуса, является оценка географического положения рассматриваемого природного или экономического объекта, которая в качестве составных компонентов предусматривает:
– определение местонахождения объекта относительно других, соседних к нему объектов, по сторонам горизонта;
– вычисление географических координат объекта или крайних точек территории;
– определение протяжённости объекта в субширотном или субмеридиональном направлениях.
Более сложным уровнем географических экспертиз являются оценки возможности использования тех или иных участков территории для заданных видов экономической деятельности, осуществляемые на основе карты или плана местности (топографической карты).
IV.	Географическая экспертиза, представляющая собой оценку изучаемой территории при помощи её картографических изображений для определённых целей деятельности в

Слайд 7Одним из направлений применения картографического метода в школьной географии в нестандартных

учебных ситуациях являются задания, связанные с элементами картографического и топографического моделирования и проектирования.
Они выражаются в создании (разработке) топографических и картографических изображений по описанию местности, их преобразовании по заданным условиям и нахождении возможных вариантов размещения географических объектов на определён- ной территории и их картографировании в построенной модели. Актуальность подобным заданиям придает творческий, активный характер деятельности учащихся при их выполнении, что позволяет разнообразить приёмы работы с геоизображениями на уроках географии и проверить соответствующие теоретические знания и практические умения школьников.
Ознакомив учащихся с условными знаками плана местности, приёмами ориентирования и картометрии, проведением глазомерной съёмки местности, им можно предложить задание по составлению плана местности по её описанию.
Одним из направлений применения картографического метода в школьной географии в нестандартных учебных ситуациях являются задания, связанные с

Слайд 8В качестве примера такой работы приведу следующее задание:
«По территории данной

местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток. В 5 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский посёлок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км. Вдоль западной окраины посёлка расположен фруктовый сад. В 3 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку, которая течёт в юго-западном направлении. На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес. Вдоль шоссе от моста до посёлка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны» .

Путём последовательного чтения данного описания учащиеся рисуют соответствующий фрагмент плана, составляя тем самым пространственную модель данной территории, актуализируя при этом то, что и план местности, и географическая карта являются моделями пространства.
В качестве примера такой работы приведу следующее задание: «По территории данной местности в направлении с севера на

Слайд 9Заданием, интегрирующим физико-географические знания учащихся, может являться проект гипотетического материка. Работа

над ним начинается с придумывания контура материка. Учащиеся изображают его на контурной карте, для того чтобы соотнести его размеры и протяжённость с реальными материками, определяют его географическое положение, по самостоятельно нанесённой градусной сети карты рассчитывают его площадь. Опираясь на знания общегеографических закономерностей природы Земли, школьники последовательно моделируют рельеф, связывая его с предполагаемым тектоническим строением, климатические условия, водные объекты, природные зоны придуманного материка, а также возможности хозяйственной деятельности населения в этих при- родных условиях. Проект материализуется в авторских картах, составленных учащимися и собранных в «Географический атлас гипотетического материка», кратком описании его природы.
Заданием, интегрирующим физико-географические знания учащихся, может являться проект гипотетического материка. Работа над ним начинается с придумывания контура

Слайд 10Прогнозирование как метод научного предвидения перспектив развития географических объектов в будущем

также не может обойтись без карт. В качестве примера достаточно привести карты, используемые для отображения прогноза погоды, демонстрирующие области (центры) распространения высокого и низкого давления, циклоны и антициклоны, температуру воздуха.

Можно активизировать применение карт для целей прогнозирования, предложив учащимся задания по разработке географических прогнозов, именно основываясь на карте. К примеру, «Учитывая тенденцию глобального потепления и гипотетическую возможность активного таяния ледников Антарктиды и Гренландии, спрогнозируйте, как изменится облик нашей планеты, если уровень Мирового океана поднимется на 50 м – для этого воспользуйтесь контурной картой, на которой укажите местности, которые будут затоплены».
Прогнозирование как метод научного предвидения перспектив развития географических объектов в будущем также не может обойтись без карт.

Слайд 11Вывод.
Таким образом, картографические знания образуют необходимый фундамент для изучения всей

школьной географии, поскольку формируют у школьников понимание сущности геоизображений и важные учебные умения работы с ними, востребованные на всём протяжении обучения, в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. В процессе обучения географии учащиеся овладевают умениями пользоваться масштабом при измерении и изображении расстояний, на- ходить географические координаты, составлять по общегеографическим и специальным картам описания отдельных компонентов природы, выявлять особенности развития отраслей хозяйства, устанавливать причинно-следственные связи, давать комплексную характеристику отдельных территорий, стран, экономических районов.
Вывод. Таким образом, картографические знания образуют необходимый фундамент для изучения всей школьной географии, поскольку формируют у школьников

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть