Слайд 1Решение заданий с развернутым ответом. Типичные ошибки
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
Слайд 2Содержание КИМ
Последняя часть содержит 7 заданий с развернутым ответом, в одном
из которых ответом является рисунок, сделанный экзаменуемым, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос или решение задачи.
Для выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности требуется владение всем содержанием и спектром умений, обеспечивающих успешное продолжение географического образования.
Слайд 3Спецификация заданий с развернутым ответом по географии
Согласно утвержденной ФИПИ спецификации
все эти задания по географии оцениваются максимально в два балла. Элементы содержания и требования к проверяемому уровню подготовки содержатся в таблице:
Слайд 5Задания 28
Проверяют навыки построения гипсометрического профиля, включающие построение гипсометрической линии
и отметки на ней природных и антропогенных объектов в соответствующем масштабе.
Несмотря на постоянное присутствие в КИМах данного задания, качество его выполнения продолжает снижаться по сравнению с предыдущими годами, что может объясняться снижением в целом уровня подготовки к ЕГЭ, небрежностью при выполнении графических работ, отсутствием четких представлений о методике и навыков построения гипсометрической линии профиля.
Как результат, гораздо чаще встречаются искажение пропорций и формы профиля.
Типичные ошибки: неправильная отметка объектов на профиле, отсутствие на линии профиля особых деталей рельефа (обрыва, котловины озера, реки и др.). Как и прежде, не всегда соблюдается масштаб. Одна из важных причин, помимо отсутствия навыков работы с масштабом при построении профиля, плохое знание условных знаков.
Слайд 7Форма профиля в основном совпадает с эталоном
эталон
1
2
3
Слайд 8Форма профиля не
совпадает с эталоном
эталон
1
2
3
4
Слайд 10Задания выполняются на бланке ответов №2
При построении профиля нужно учитывать, что
величина клеток разлинованного листа для ответов не соответствует истинным размерам сантиметров. Необходимо обязательно пользоваться линейкой!
Слайд 11Темы, в которых можно сформировать данную компетенцию
6 класс- тема «План и
карта» ПР «Определение профиля по топографическому плану» (задание из ГИА)
8 класс- тема «Рельеф». ПР «Построение профиля местности»
Слайд 1229, 30
В заданиях С2 и С3 требуется объяснить то или иное
географическое явление, спрогнозировать те или иные изменения в окружающей среде, обосновать свою точку зрения по тому или иному вопросу.
При этом предлагается указать две причины, два последствия, довода и т.п.
Если выпускник в своём ответе укажет более двух причин, доводов и т.п., то экспертами оцениваться будут только две (два), указанные в ответе первыми.
Слайд 13Задания 29
тематически разнообразны (анализ геоэкологических ситуаций, физико-географических процессов, народно-хозяйственного территориального
планирования, демографической ситуации и др.), при этом все они направлены на анализ существующих связей в природе, хозяйственной деятельности и их взаимодействии, и требуют умения применять полученные в процессе обучения знания для объяснения разнообразных явлений.
Ввиду аналитического характера, некоторой эмпиричности заданий они выполнялись достаточно успешно. С ним успешно справились значительное число учеников – 207 и составил 58,1%.
Чаще всего баллы снижались за отсутствие четких формулировок причинно-следственных связей, что, в основном, связано с отсутствием навыков логичной и аргументированной формулировки своей точки зрения в письменном виде. Часто ответы ограничивались общими фразами, отсутствовали четкие конкретные формулировки, как следствие, не смотря порой на правильный ход мыслей положительно оценить такие ответы не представлялось возможным.
Слайд 14Задания 30
также тематически разнообразны (анализ геоэкологических ситуаций, физико-географических процессов, народно-хозяйственного
территориального планирования и др.) и имеют аналитический характер, направлены на анализ графических материалов (картосхем, графиков, диаграмм), в основном, в прикладных целях.
Чаще всего трудности возникали при анализе физико-географических процессов, в частности климатодиаграмм, меньше всего ошибок допускалось при рассмотрении картосхем, на основе которых анализировались геоэкологические ситуации, имеющие достаточно типовой, шаблонный характер.
Слайд 16Тема «Типы климата», 8 кл
На рисунке показан профиль, проведённый с запада
на восток через остров, расположенный у восточных берегов материка в области муссонного климата. В каком из пунктов, обозначенных на профиле буквами A, B, C, D, будет выпадать наименьшее количество атмосферных осадков? Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если Вы приведёте более двух доводов, оцениваться будут только два, указанных первыми.
Слайд 22Тема «Высотная поясность», 7 кл, 8 кл
Слайд 23Понимание закономерности формирования ПЗ в зависимости от сочетания тепла и влаги
Слайд 25Тема «Распределение солнечного света и тепла», 6 кл
«Климат», 7 кл
Слайд 27Тема «План и карта», 6 кл
«Почвенные ресурсы», 8 кл
Слайд 37Типичные ошибки при выполнении заданий 29,30 связаны, главным образом, с неверным
пониманием взаимозависимостей между показателями и компонентами, предложенными фактами.
Многие выпускники пытаются дать объяснение как можно большим количеством доводов, что приводит к тому, что самые важные не указываются первыми двумя.
Слайд 38Задания 31
направлены на проверку умений сравнительно анализировать и объяснять взаимосвязь;
структуры хозяйства и специализации пары стран или регионов.
Хорошее качество выполнения данного задания может объясняться усилением внимания к данной теме в процессе дополнительной подготовки учащихся в виду ее постоянного присутствия в КИМах.
Подавляющее число выпускников при выполнении этого задания не смогли произвести правильно вычисления отношения доли отдельной отрасли в анализируемых странах, что не позволило им набрать максимальное количество баллов.
Слайд 39С 4
В критериях оценки выполнения задания указывается, что в ответе должны
быть приведены вычисления или их результаты.
Слайд 41Тема «Сельское хозяйство мира». 10 кл
Однако экзаменуемый может привести в ответе
и другой математически правильный вариант записи.
Так, например, если вместо вычислений «5.9 : 27.4 и 21.1 : 194.9» или значений 21.5% и 10.8%, указанных в критериях оценки выполнения задания С4 экзаменуемый указал числа 0,2 и 0,1, то такой ответ оценивается как верный.
Слайд 42Типичной ошибкой большинства экзаменуемых, приступивших к выполнению подобных заданий, является слабое
представление о различии между абсолютными и относительными величинами.
Часть выпускников, уже имея указанные в таблице данные о процентной доле сельского населения, начинают вычислять соответствующие абсолютные значения, приходя к неверному выводу
Слайд 43Задания 32
Эти задания направлены на выявление знаний о географических следствиях
осевого и орбитального движения Земли.
Причины низкого уровня выполнения определяются сложностью темы, ее рассмотрением в 6 классе в недостаточном объеме для выполнения задания этого уровня сложности.
Слайд 45Тема «Распределение солнечного света и тепла», 6 кл
Слайд 47Тема «Время». ПР «Определение времени», 8 кл
Слайд 50Основными причинами затруднений выпускников являются их неспособность определить
сам тип задачи и
выбрать подход к ее решению;
непонимание того, что высота Солнца над горизонтом зависит не только от географической широты, но и от времени суток;
неспособность осуществить перенос имеющихся знаний в новую ситуацию (если точки по условию задания находятся в Южном, а не в Северном полушарии)
Слайд 51Задание 33, 34
В результате проверки задания были выявлены существенные различия
в результатах между первой и второй частями задания. По первой части результат один из самых низких – 30,1% выполнения, а по второй части – самый высокий – 62,4% выполнения.
Одной из причин плохих результатов выполнения первой части задания является невнимательность учащихся при чтении формулировки задания, в которой полученный результат естественного прироста предлагалось округлить до десятых долей промилле. Очень часто делая правильный расчет, участники ЕГЭ полученный результат округляли до целого числа, а в инструкции по проверке заданий такие ответы предлагалось оценивать как неверные.
Как и прежде наиболее распространенные ошибки связаны с неправильным выполнением арифметических действий в процессе расчета миграционного прироста.
Слайд 5233, 34
ПР по теме «Население», 9 кл
Слайд 53требуется определить показатель естественного прироста в промилле
Естественный прирост в промиллях вычисляется
так:
- 758/1248765*1000 (Естественный прирост за год: среднегодовую численность населения*1000)
Слайд 5433
Важно обратить внимание на то, что при расчёте показателя естественного прироста
населения полученный результат должен быть округлен выпускником до десятых долей промилле.
Так, например, верным ответом на первую часть задания может быть только ответ: –0,6 ‰, а округленный ответ –1 ‰, или –0,61 ‰ должен быть засчитан как неверный.
Так как ответом в этом задании является отрицательное число, то ответ: 0,6 ‰ также является неверным.
Слайд 55В 34 задании требуется определить величину миграционного прироста населения в 2011г.
1) ОП 2011г. =ЧН 1.01.2012г- ЧН 1.01.2011г
2) ОП 2011г. = ЕП 2011г+ МП 2011г, отсюда
МП= ОП 2011г-ЕП 2011г
При этом в 1 действии правильно производить вычисления с данными 2012- 2011г., т.к. это данные на начало года (1 января). А во 2 действии берутся уже данные 2011 г.
Слайд 56Выводы:
Анализ выполнения заданий ЕГЭ по географии и ответов с развернутым ответом
в частности выявил ряд существенных недостатков в подготовке выпускников:
- отсутствие навыков решения расчетных задач
- плохое знание разделов картографии и топографии в части выполнения практических и лабораторных работ
- отсутствие навыков четкой, логичной и аргументированной формулировки авторской точки зрения при анализе причинно-следственных связей
Слайд 57Выводы:
Основой успеха на экзамене является:
Систематическое, последовательное повторение на протяжении всего
изучения географии основных вопросов курсов школьной географии.
Непрерывное формирование умений и навыков применять знания в новой учебной ситуации.
Регулярное восстановление в памяти с помощью карт атласов представлений о положении на карте основных географических объектов, понимания закономерностей и взаимосвязей в природе и хозяйстве.
Своевременное выявление существующих пробелов в знаниях. Для выявления таких пробелов важно принимать во внимание типичные ошибки, допускаемые выпускниками при выполнении заданий экзаменационной работы. Рекомендуется при изучении той или иной темы, обращать внимание учащихся на такие ошибки и объяснять, с чем они связаны.
усиление популяризации географических знаний через внеклассную работу (географические кружки, секции и.т.п.), систему дополнительного образования, вовлечение в олимпиадное движение, использование в обучении новых информационных, в том числе ГИС-технологий.