Слайд 1Метапредметные результаты – важнейшее средство достижения качества образования в свете реализации
ФГОС (уроки географии)
Выступление на педагогическом совете
27.03.2019 года
учитель географии МБОУ «Павловская СОШ»
Бацаев Л.Е.
Слайд 2Метапредметные результаты — это реальная возможность для каждого участника образовательного процесса
усвоить несколько способов деятельности в рамках работы над одним или несколькими учебными предметами или при решении тех или иных проблем в реальной жизни, то есть выработка универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Слайд 3Работа с учебником, географической и научно-популярной литературой
Работа с
учебником географии может быть весьма разнообразной и проводиться на различных этапах обучения, а именно при отработке и закреплении знаний и умений. Целенаправленная работа с учебником вооружает учащихся рациональным приемам работы, способствует повышению их самостоятельности. воспитывает.
Слайд 4
Приемы формирования метапредметных умений при работе с текстом учебника:
- найди место
в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;
- уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
- поставь вопросы к данному абзацу;
- выдели ключевые слова в отрывке текста, запиши их в тетрадь;
- расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы
- создай таблицу (сверни информацию) по…;
- создай диаграмму, схему;
- составь опорный конспект;
- составь план изучения темы… (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);
- зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;
- составь синквейн.
Слайд 5 Работа с картой и картосхемами
У учащихся формируются
умения: читать общегеографические и тематические карты; использовать методы наложения и составления карт; ориентироваться по карте; составлять графики, профили, схемы, картосхемы; выполнять различные картоизмерительные работы; составлять по карте географические описания и характеристики отдельных объектов, территорий.
Слайд 6Работа со статистическими материалами
Работа со статистическими материалами. Использование статистических
материалов на уроках географии развивает познавательную активность учащихся, самостоятельность в оценке географических фактов и явлений. Школьники наблюдают, анализируют, обобщают, делают обоснованные выводы и умозаключения.
Слайд 7Практические работы на уроках географии
География – предмет, при
освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются при выполнении обучающих практических работ. Практические работы в географии – основной путь достижения метапредметных результатов обучения.
Слайд 8Практическая работа 6 класс «Наблюдения за погодой. Обработка собранных материалов»
Слайд 9Задания на установление причинно-следственных связей:
Почему в Африке на
побережье Атлантического океана дождей почти не бывает, здесь расположена пустыня Намиб?
Слайд 10Задания на установление причинно-следственных связей:
Почему на полуострове Индостан и Индокитай летом
выпадает большое количество осадков?
Слайд 11Задания на классификацию:
Какие из этих объектов расположены на материке Евразия,
а какие на материке Африка: р. Лена, о. Чад, р. Нил, Кавказские горы, горы Атлас, нагорье Тибет, полуостров Сомали, полуостров Индокитай
Слайд 12
Реализация практической направленности на уроках способствует повышению
интереса к географии, к окружающей природе и помогают учащимся адаптироваться к социуму. Умение что-то делать самому, а не быть пассивным слушателем позволяют учащимся повысить свои знания.
Слайд 13Проектная деятельность
Участие в научно-практических конференциях школьного и муниципального уровней.
Слайд 14 Метапредметные подходы в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны
для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Способ оценки метапредметных результатов предполагает не репродуцированную обучающимся информацию, а самостоятельно созданный им образовательный продукт, имеющий прикладную ценность. Этот продукт и есть метапредметный проект.