Слайд 1
МАСТЕР КЛАСС
учителя географии
МОБУ СОШ им. Н. Каримова с. Кугарчи Зианчуринского
района РБ
Тюмаевой Айгуль Равазовны
по теме
«Исследовательская деятельность в образовательном процессе сельского учителя географии»
Слайд 2Мой девиз: «Живешь Ты в атомной наш век.
Будь Человеком, человек
ты на своей земле»
Слайд 3 Что такое исследовательская деятельность в современном мире?
Цель
программы:
- Создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности
- Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Слайд 4
Примером успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности является работа на тему:
«Топляк
– проблема в экологии но выгода в экономике»
Слайд 5
Исследовательская работа была
построена по следующим пунктам:
1. Выявление одаренных детей
2. Выбор темы
3. Сбор информации
4. Сравнение и анализ
5. Эксперимент
6. Обработка результатов
7. Подведение итогов
8. Вывод
Слайд 6Исследовательская работа «Топляк – проблема в экологии но выгода в экономике»
стала
призером научно - практической конференции «Интеллект будущего», организованного башкирским отделением общероссийской организации МАН в номинации «Экономика и география»
Слайд 7 «Думать легко,
действовать трудно,
а превратить мысль в
действие – самая трудная вещь на свете».
И. Ф. Гёте.
Слайд 8Цель:
Проанализировать проблему созданную 40-60 лет тому назад, использовать её для блага
людей.
Слайд 9Задачи
Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности обучающихся по изучению и
охране окружающей среды;
Определение влияния положительных и отрицательных сторон топляка на состоянии рек;
Выявить способы переработки топляка;
Доказать о экономической пользе использования топляка и что очистка дна;
Реки от топляка необходимо для сохранения окружающей среды;
Предложить бизнес – план на тему:
«Когда экология людям в радость и в доход».
Слайд 10Гипотеза:
Очищение рек от топляка и топляк как источник бизнеса.
Слайд 11 Актуальность и практическая значимость
Актуальность и практическая значимость настоящей работы состоит
в возможности обобщении накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, использовать рассмотренную нами проблему как отличный дополнительный заработок для семьи, для открытия своего бизнеса. А самое главное – очистка русла рек, улучшить качество воды и обеспечить быстрое прохождение воды в паводковый период.
Слайд 12Топляк, пролежавший на дне реки около 60 лет.
Слайд 13Что такое топляк?
Топляк – затонувшее при сплаве бревно, бревна, полнено дров.(толковый
словарь Ожегова)
Топляк – древесина хвойной породы, пролежавшая в пресной воде более 10 лет. В большом количестве он скапливается на дне рек, по которым такой лес сплавляют.
Слайд 14По реке Большая Сурень в 1950-х годах вели молевой сплав
Слайд 15На всем пути возникали заторы и эти заторы баграми растаскивали сплавщики
Слайд 16 Какая - то часть из плывущих бревен пропитывались водой и опускались
на дно реки, которые лежат по сей день
Слайд 17Топляк не может протухнуть на дне - нет свободного кислорода, в
результате он становится твердый как кость
Слайд 18Река со временем меняет русла, тогда уже топляки выходят на сушу
Слайд 19Практическая работа
Выяснение условий плавания древесины.
Цель: выяснение условий, при которых тело
плавает и при которых тонет.
Таблица плотностей.
Название дерева Плотность (ρ) дерева Плотность (ρ) воды
Дуб (сухой) 800 кг/м (в кубе) 1000 кг/м (в кубе)
Сосна (сухая) 400 кг/м (в кубе)
Береза (сухая 700 кг/м (в кубе)
Из таблицы видно плотность воды больше чем плотность этих деревьев. А если учитывать, что древесину сплавляли свежеспиленную. То плотность воды и этих деревьев отличались на маленькую разницу. По условию плавания тел возможно случаи:
1) если сила тяжести больше архимедовой силы, то тело будет
опускаться на дно, тонуть, т. е. если сила тяжести > архимедовой
силы, то тело тонет.
2)если сила тяжести равна архимедовой силе, то тело может
находиться в равновесии в любом месте жидкости, т. е. если
сила тяжести = архимедовой силе, то тело плавает.
3) если сила тяжести меньше архимедовой силы, то тело будет подниматься из жидкости, всплывать, т. е. если сила тяжести < архимедовой силы, то тело всплывает.
Вывод: Бревна быстро намокали, пропитывались водой , становились очень
Слайд 20Бизнес – план
«Когда экология людям в радость и в доход»
Бизнес
на топляке.
Объявить операцию «Топляк». Очистить дно реки от топляка и от другого древесного хлама и прочего мусора.
Просушить.
Открыть цех по переработке древесины.
Распилить.
Открыть мебельный цех по производству кухонных гарнитуров, шкафов, т.д.
Заготовка угля из топляка.
Использование топляка (коры) для дизайна сада, поделка сувениров.
Аукцион поделок.
Слайд 21
Природный топляк на дне водохранилища
Слайд 23Наш односельчанин, который умело воспользовался топляком
Слайд 24Около 2-х кубометров бесплатных досок, готовы к применению
Слайд 25Еще около 2-х кубометров бревен привезены для дальнейшего использования.
Слайд 26Поделки из топляка использует в дизайне.
Слайд 27Комбинация из топляка и гриба.
Подсвечник
Слайд 29Коряги – топляки используется при дизайне сада.
Слайд 32Заключение.
Решение данной проблемы выгодно. Во – первых, решается экологическая проблема, во
– вторых, топляк – ценная древесина для строительства.
Пропаганда сохранения окружающей среды.
Активное участие в природоохранной деятельности в виде субботников по очистке русла рек Большая Сурень, Ямашла и малых родников.
Вести экологический мониторинг состояния рек.
Расширить способы использования топляков для получения экономической выгоды, найти рынки сбыта через интернет аукционы. Летом предложить услуги по оформлению сада из коряг топляков. Выставить на продажу сувениры из коряг топляков во время районных и школьных ярмарок. Молодоженам, которые ведут строительство, в виде помощи предложить идею использования топляка в виде досок.
Слайд 33
Важнейшим этапом модернизации общего образования ФГОС
является переход массовой школы на
новые стандарты образования одним из условий программы является познавательная деятельность учащихся в форме выполнения исследовательских работ.
В соответствии требования ФГОС имеются следующие результаты:
- Исследовательская работа «Комплексное изучение природно-территориального комплекса. Озеро-старица река Большая Сурень» заняла I место в районном этапе конкурса в рамках МАН в номинации «Экология» в 2011 году.
- Исследовательская работа «Топляк – проблема в экологии, но выгода в экономике» стала призером на республиканском этапе конкурса МАН в 2013 году.
Слайд 35
ВЫВОДЫ:
Исследовательская работа
Слайд 36Ежегодно наблюдаем за природным компонентом - бобрами
Слайд 37Будем изучать природный комплекс
«Ямашлинское водохранилище»