Слайд 1
Тема:
«Использование современных образовательных технологий при реализации ФГОС ООО». Кейс – технологии
и метод проектов»
Подготовила:
Анпадистова
Татьяна
Александровна,
учитель географии
МКОУ «ЦО № 12»
Узловая
2018 год
Слайд 2На современном этапе развития общества, в условиях модернизации образования и в
связи с переходом на новые образовательные стандарты перед учителем стоит задача активного использования новых технологий – информационных, проектных, проблемных, игровых.
Слайд 3 Цель использования метода проектов в курсе географии –
самостоятельное изучение учащимися географических проблем, анализ, поиск, творчество, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации.
Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.
Слайд 4Работа над проектом начинается с выбора и формулировки темы проекта, его
цели и задач. При выборе темы проекта используются следующие критерии: значимость данной темы для учащихся (она должна привлекать, вызывать личный интерес); социальная значимость проекта; связь с изучаемыми темами курса географии; возможность постановки проблемы; возможность реализации межпредметных связи, творческий подход (необходим в любом деле, в том числе и проектах). Затем учащиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают пути решения поставленных задач, выбирают методы и средства исследования и способы презентации проекта. Учитель консультирует, направляет и координирует действия учащихся.
Метод учебных проектов позволяет шире применять проблемный подход, когда основное содержание темы проекта подчинено решению определенной проблемы.
Слайд 5Примеры применяемых в курсе изучения географии проектов
Экологизация курса географии – одно
из важнейших направлений, обусловленных современным состоянием окружающей среды. Учебные проекты позволяют учащимся познакомится с проявлением экологических проблем в России, в ее регионах, в других странах мира. Например, при изучении темы «Глобальные проблемы человечества» можно предложить учащимся разработать концепции их решения.
Слайд 6В практической деятельности могут применятся следующие виды проектов:
1. практико-ориентированный проект
2. исследовательский
проект
3.информационный проект
4. творческий проект
5. ролевой проект
Особо следует выделить творческие проекты (хотя по сути любой проект таковым и является). Такие проекты не имеют детально проработанной структуры и предоставляют большой простор для свободы деятельности.
Слайд 7
Проекты могут быть представлены как:
- презентация
- видеоролик
- игра
- доклад
- брошюра
- карта
- письменная работа
- макет
Слайд 9Также проекты можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Проекты могут
быть по одному предмету или же межпредметные (например, Великие географические открытия (история, география). Формы представления проектов учащихся: макет географического объекта, путеводитель, презентация, наглядное пособие, газета, видеофильм и прочее.
В 6 классе применяю познавательные и творческие проекты «Путешествие вглубь Земли». «По следам великих путешественников». Например, практико – ориентированный проект - изучение путешествий Магеллана, Колумба, Кука, составление маршрута путешествия (с основными остановками), оформление маршрута на карте, подготовка презентации. А также творческие проекты по изготовлению макетов внутреннего строения Земли, Вулкана, Рельефа Земли, планет Солнечной системы.
В 7 классе также есть большая возможность для использования различных проектов при изучении материков (как информационных, так и творческих).
В 8 – 9 – это в основном исследовательские проекты по России. Например «Памятники всемирного культурного наследия на территории России». Информационные и исследовательские проекты по регионам Российской Федерации.
Слайд 10Отличительная особенность кейсов – описание проблемной ситуации на основе фактов из
реальной жизни. В качестве кейсов можно использовать научные, публицистические, художественные, учебные тексты. Кейсы могут быть практическими, обучающими, научно – исследовательскими.
Слайд 11
Главное предназначение кейса — развивать способность
прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, знакомя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
Таким образом, кейс-метод позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса, активизировать аналитическую и рефлексивную деятельность обучающихся, способствует развитию исследовательских и проектировочных умений, развивает коммуникативные способности, умение работать в команде, применять на практике теоретический материал, а это не что иное, как компетентностный системно-деятельностный подход к построению учебного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, и занимает активную позицию в образовательном процессе, а учитель становится консультантом или наставником.
Слайд 12Пример 1. Кейс «Однажды Земля замерзнет».
Ученые считают, если Солнце погаснет,
то Земля замерзнет ровно через 45 дней. Суша покроется коркой льда быстрее, чем море. Это связано с тем, что земная кора очень слабо удерживает тепло… Кто из нас не слышал о теплом океаническом течении под названием Гольфстрим? …это течение повышает температуру воздуха на целые 10 градусов по Цельсию …в последние годы Гольфстрим ослабевает. Зато набирает силу и мощь его «соперник» – холодное Лабрадорское течение, которое перекрывает путь горячим водам из «карибской печки». И это, по мнению некоторых ученых, один из верных признаков того, что грядет четвертая эпоха оледенения…
…ледники – обязательно движущиеся объекты. Из-за их огромной массы в местах, где лед соприкасается с почвой, происходит его плавление. Ледник начинает растекаться под собственной тяжестью в разные стороны, а водная подушка между ним и землей только способствует его медленному, но неотвратимому движению. И это вторая причина, почему в будущем наша планета замерзнет...
И похоже, что эпоха оледенения в миниатюрных размерах уже близка. В Африке, особенно, в Северной, вот уже какой год выпадает снег.
Великий холод может вызвать великая жара. Когда в недрах вулкана температура достигает критической точки, обычно происходит извержение, иногда массовое, и тогда случается то, что древние сказания описывают следующими поэтическими строками: «На Землю опустилась вечная ночь». Проще говоря, тучи вулканического пепла и серы поднимаются в небо и надежно огораживают нашу планету от живительного и согревающего солнечного света.
Последний раз такая вулканическая зима случилась сравнительно недавно. В 1815 году начал извергаться вулкан Тамбора, расположенный на индонезийском острове Сумбава. После этого на планете немного потеплело, но потом началось резкое похолодание во многих регионах. Следующий после извержения год вошел в историю Европы под печальным названием как «год без лета»…. А потом в США «почему-то» не пришла весна 1816 года. Летом в Нью-Йорке несколько раз выпадал снег. За все лето немцы могли по пальцам пересчитать дни без дождей, а в соседней и горной Швейцарии каждый месяц год подряд выпадал снег. Земля в том году практически не уродила, начался массовый голод и повальное бегство европейцев в места, где было потеплее.
Ученики должны прочитать текст кейса, выбрать лидера своей группы (если работа идёт в группах) и того, кто затем будет выступать с ответом, выделить проблему (или проблемы) (можно пользоваться любыми материалами, учебником и прочим) и высказать возможные варианты её (их) решения, затем выступают представители каждой группы и делается общий вывод по данной проблеме.
Проблема: нехватка продовольствия. Рост заболеваемости людей из-за резкого изменения климатических условий (проблема № 2 формируется проблемой № 1)
Проявление проблемы: «дестабилизация» окружающей среды - остывание Гольфстрима, активизация вулканической деятельности, охлаждение климата, как следствие, продовольственная проблема, проблема здоровья и др.
Идеальное состояние: Равномерно «работающий» Гольфстрим, «спокойные» вулканы, умеренный и теплый климат.
Пути решения проблемы:
1. Не дать Гольфстриму «остыть» (каким образом?);
2. Меры по снижению «быстрого» движения ледников, уменьшению вулканического эффекта в атмосфере (какие?).
Слайд 13Пример 2. Кейс. Агропромышленный комплекс России.ъ
Одна из важнейших задач, стоящих перед
агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.
Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.
Вопросы к кейсу.
Сформулируйте проблему.
Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты “Животноводство” и “Растениеводство”)
Как сократить потери продукции при уборке и хранении?
Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?
Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?
Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни Россиян?
Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?
Слайд 14Пример 3. Кейс: «Как отразится изменение климата….» От жары Россия заболеет.
Как отразится изменение климата на здоровье человека?
«В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».
Проблема Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)
Проявление проблемы:
а) рост кишечных б) рост заболеваемости в) случаи геморрагической
инфекций малярией, клещевым лихорадки.
энцефалитом.
Пути решения:
Совершенствование систем канализации и водоснабжения;
Разработка новых методов очистки воды;
Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);
Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;
Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;
Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере (какие?)
Слайд 15Пример 4. Кейс «На помощь!»
Введение в ситуацию Действие разворачивается в водах Тихого
океана на пассажирском судне «Михаил Лермонтов». Действующие лица: капитан теплохода Денис Олегович Ефимов, помощники капитана, радист теплохода Федор Красатов, директор туристической компании «Солнечный берег» Уваров Константин Николаевич.
Описание ситуации
Плывут через океаны тысячи судов, везут грузы: кто машины, кто фрукты, кто зерно, кто нефть. Пассажирские суда превратились теперь в плавучие гостиницы, в плавучие отели, жилища для туристов. Купишь билет и проведешь свой отпуск на море. Живёшь в гостиничном номере, обедаешь в ресторане, бродишь по прогулочной палубе. А всё это – и твой номер, и ресторан, и палуба - плывёт в это время от одного берега к другому, от одного города к другому. Теплоход «Михаил Лермонтов» взял на борт туристов и вышел из города Санкт-Петербург к берегам Кораллового моря. Он заходил по пути во все порты, и разноцветные автобусы отвозили туристов то в лес, где поют удивительные длиннохвостые птицы, то в горы. Но вот Фёдор Красатов радист пассажирского судна «Михаил Лермонтов» принял по радио сигнал SOS с терпящего бедствие грузового судна. Сигнал SOS, известный морякам всего мира, означает «Спасите наши души». Помощник капитана записывает место бедствия и отмечает его на карте. А что он доложит капитану? Закончите его сообщение: «Получен сигнал «SOS» с грузового судна, терпящего бедствие в южной части_________________________________________________________ океана (наименование океана) на незначительном удалении от восточного берега самого малого материка Земли. Наше судно находится в непосредственной близости от места бедствия.С помощью судов осуществляется перевоз, обмен и торговля продукцией между городами и странами. Преимущества морского транспорта заключаются в дешевизне перевозок, широком выборе морских путей. В составе флота большую роль играют нефтетанкеры, рудовозы, углевозы, лесовозы, рефрижераторы, некоторые страны обладают рыболовецким, китобойным флотом. Грузовое судно непрерывно передавало сигнал SOS. Денис Олегович сделал запись в судовом журнале: «19 декабря 2008 года получен сигнал SOS с грузового судна, терпящего бедствие в водах Кораллового моря. Наше судно находится в непосредственной близости от места бедствия». Для принятия возможных действий в рубке теплохода собрались Денис Олегович, все помощники капитана, Уваров Константин Николаевич. В ожидании приказа за дверью рубки стоял радист. В рубке было тихо, но вдруг Фёдор услышал голос Константина Николаевича: «Не можем мы подвергать опасности жизни наших пассажиров! Трюмы грузового судна могут быть загружены чем угодно».
Проговорите описанную ситуацию. Расскажите как вы ее поняли. Выявите моменты, когда действующие лица преступают моральные принципы. Укажите возможные действия экипажа теплохода «Михаил Лермонтов». Ответьте на вопросы.
1. Как бы вы поступили на месте Константина Николаевича?
2. Определите, в каком направлении должно двигаться пассажирское судно. Какой груз находился в трюмах грузового судна?
3. Как бы вы ответили на вопрос: «Где интереснее путешествовать: по морю или по сущее?».
4. Как вы представляете Большой Барьерный риф?
Слайд 16Пример 5. Кейс «Золотой рис».
Согласно оценке Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) от
нехватки витамина А страдают 230 миллионов детей во всём мире и по крайней мере один миллион детей в год умирает от болезней, связанных с его дефицитом. Исследовательская группа при финансовой поддержке Фонда Рокфеллера разработали новый сорт риса, который содержит бета-каротин – растительный пигмент, являющийся предшественником витамина Они предоставили этот сорт Международному Научно-исследовательскому Институту Риса (IRRI) на Филлипинах, который разведёт улучшенный сорт риса, используя их традиционные методы производства и будет производить семена, безвозмездно для фермеров в развивающихся странах. Они занимались выведением и производством новых сортов с улучшенной производительностью (и повышенной зависимостью от удобрений и пестицидов). Их услуги предоставляются бесплатно обслуживаемым ими фермерам и поддерживаются филантропскими фондами в развитых странах мира (включая Фонд Рокфеллера). Много людей расценивают эту работу, как пример того, как можно использовать биотехнологию, чтобы помочь развивающимся странам, в то время как другие стремятся рассматривать её как дымовую завесу для отвлечения внимания от факта, что биотехнологические компании доминируют над поставкой продовольствия.
Есть несколько проблемных вопросов вокруг «золотого риса»: например когда, если вообще когда-то, он будет готов к коммерческому использованию, и может ли это иметь непредсказуемое и неблагоприятное воздействие на здоровье тех, кто будет его употреблять.
Ваше задание.
Благотворительная организация обращается к ВОЗ с требованием остановить производства «золотого риса» Фондом Рокфеллера на основаниях, что это не лучшая стратегия борьбы с голодом. Они пригласили четыре консультативные группы для совещания по этому вопросу.
Эти четыре группы следующие: 1) Друзья Земли; 2) Филиппинское сельскохозяйственное научное сообщество (MASIPAG); 3) Люди из развивающихся стран и 4) Международный научно-исследовательский институт риса (IRRI). Первые две группы доказывают, что технология не должна разрабатываться, потому что они думают, что «золотой рис» – это дорогой высокотехнологический эксперимент, гамбит, который вряд ли поможет устранить реальные причины голода в развивающихся странах. Вторые две группы видят «золотой рис», как жизненно важное решение некоторых проблем, и энергично отстаивают развитие его производства.
Вам нужно помогать той или иной из этих четырёх групп, либо арбитражному жюри ВОЗ.
В заключение следует отметить, что работа с кейсами и проектами обучающимся нравится, вызывает живой интерес, развивает критическое мышление, самостоятельность и ответственность, формирует коммуникативные и социальные компетенции.