Слайд 1Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на
уроках географии
Учитель географии МБОУ «Мстерская СОШ Вязниковского района»
Гусева Е.Н.
Слайд 2РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и
письмо». Разработали программу педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит.
Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть.
Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Слайд 3Цели технологии РКМЧП
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость,
рефлексивность.
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Развитие аналитического мышления.
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 5Организация урока
В основе организации учебного процесса - работа учащихся в динамических
парах и группах.
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно.
Роль учителя – в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала (модели, рисунки, схемы и т.п.).
Слайд 6Приемы технологии РКМЧП
на уроках географии
Кластеры – выделение смысловых единиц текста
и графическое их оформление.
Тема: «Состав топливно-энергетического комплекса», 9 класс
Состав ТЭК
Электроэнергетика
Топливная промышленность
Нефтяная
Газовая
Угольная
Торфяная
ТЭС
ГЭС
АЭС
Использование нетрадиционных видов энергии
Слайд 7«Корзина идей, понятий, имен…» - учащиеся выписывают слова и выражения, связанные,
по их мнению, с предложенной темой. Прием может использоваться для составления кластера или при подготовке к контрольно-обобщающему уроку.
«Чтение с пометками INSERT» – учащиеся знакомятся с текстом делая пометки на полях текста:
v – было известно учащимся ранее
+ - новая информация
? – информация не вполне понятна
Слайд 8«Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.
Тема: «Природные зоны России» ,8 класс
Слайд 9Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов
Тема: «Русская равнина»
8 класс
Слайд 10Взаимоопрос – работа в парах по заданной теме.
Синквейн – краткое выражение
учебного материала:
Существительное (ключевое слово) Урал
Два прилагательных (характеризующие данное понятие) Горный, богатый
Три глагола (действие понятия) Разделяет, добывает, разрушается
Фраза из нескольких слов Опорный край державы, её добытчик и кузнец
Слово – резюме Каменный пояс
Слайд 11Концептуальная таблица
Тема: «Своеобразие природы Урала», 8 кл.
Учебный «мозговой
штурм» - работа в группах по плану: создание банка идей, анализ идей, обработка результатов
Слайд 12Результаты применения приемов технологии РКМЧП:
Овладение навыками поиска , анализа информации
Умение
формулировать корректные вопросы
Самостоятельность учащихся в изучении предмета
Интерес к творческой деятельности
Слайд 13Литература
С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке.-М., 2011.
А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/А.Г. Асмолов.-М., 2011