Презентация, доклад на тему Формирование мотивации на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО.

Содержание

География в основной школе — учебный предмет,  формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей,  закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях,  о динамике и территориальных

Слайд 1
.
Формирование мотивации на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО.
Выполнила:
учитель

географии
I категории
Клепова Людмила Викторовна
.Формирование мотивации на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО.Выполнила:учитель географии I категории Клепова Людмила Викторовна

Слайд 2 География в основной школе — учебный предмет,  формирующий у

учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей,  закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях,  о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.   
География в основной школе — учебный предмет,  формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний

Слайд 3Целями изучения географии в основной школе являются

 
формирование системы географических знаний как

компонента научной картины мира;
 познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
 понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
 понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Целями изучения географии в основной школе являются формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных

Слайд 4У
Учебно-методический комплекс по географии для 5-9 классов под редакцией В. П.

Дронова
УУчебно-методический комплекс по географии для 5-9 классов под редакцией В. П. Дронова

Слайд 5Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности
 

«География. Землеведение. 5—6 классы»
1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е.Савельева).
2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е.Савельева, В. П. Дронов).
3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л.Е.Савельева).
4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов,
Л. Е. Савельева).
«География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»
1. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.
Учебник (авторы И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев).
2. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Методическое пособие (авторы И. В. Душина, В. А. Щенев).
3. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Рабочая тетрадь
(автор И. В. Душина).

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности   «География. Землеведение. 5—6 классы»1. География.

Слайд 6ФГОС ООО второго поколения предполагает смену парадигмы получения образования - от

знаниевой к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик, учись сам».
Меняется роль учителя географии: новый учитель для новой школы даёт школьникам не столько знания, сколько учит детей учиться, делает процесс познания привлекательным и самостоятельным.
ФГОС ООО второго поколения предполагает смену парадигмы получения образования - от знаниевой к системно-деятельностному подходу в обучении,

Слайд 7Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и

развитие универсальных учебных действий (УУД)

Аспекты современного урока:

мотивационно – целеполагающий;

деятельностный (познавательный);

развивающий;

воспитывающий

Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД)

Слайд 8Традиционный урок


Тема урока: стандартный заголовок
«Формирование населения Латинской Америки» (11 класс)
Орг. момент:

учитель проверяет готовность класса к уроку
Н-р: «Виды движения Земли» (6 класс)
Цель урока: сообщает учитель
Учебные действия: объяснение учебного материала учителем, фронтальная беседа
Закрепление материала: учитель задает вопросы по теме урока

Современный урок

вопросительный заголовок рефлексию (процесс анализа мыслительной деятельности)
«Почему на Земле происходит смена дня и ночи, времен года, эпох?»
«Чем объясняется разнообразие культур, языка, традиций Латиноамериканского региона?»
Учитель применяет арт-технологии, сообщает интересные факты, ставит проблемные вопросы, использует жизненные ситуации
Ученики формулируют самостоятельно, определяют сферу своей деятельности через учебные задачи
Индивидуальная и групповая работа
Ученики составляют интеллект-карты, кластеры, анализируют диаграммы, таблицы, составляют опорные схемы

Практическая модель традиционного и современного урока

Традиционный урокТема урока: стандартный заголовок«Формирование населения Латинской Америки» (11 класс)Орг. момент: учитель проверяет готовность класса к урокуН-р:

Слайд 9
Традиционный урок


Рефлексия: учитель подводит итоги урока
Д/З: задает учитель всему классу
Контроль:

тест (типовые задания)
Н-р:
Установите соответствие: горная порода – ее происхождение
гранит; 2. мрамор;
3. известняк; 4. глина;
А) осадочная
Б) магматическая
В) метаморфическая



Современный урок


Учитель обучает детей оценивать свою деятельность, осуществляет их самоконтроль
Ученики выбирают самостоятельно из предложенных учителем вариантов с учетом индивидуальных особенностей учащихся, творческие задания






Перед вами памятники Всемирного культурного наследия.
Вопросы: 1) Из какой горной породы они были построены?
А) Гранит; Б) Известняк; В) Глина; Г) Мрамор
2) Какое происхождение имеет эта горная порода?
3) Назовите причину разрушения данных объектов.
4) Какая горная порода в списке вариантов ответа оказалась «лишней», почему?

Традиционный урокРефлексия: учитель подводит итоги урокаД/З: задает учитель всему классуКонтроль:   тест (типовые задания)Н-р: Установите соответствие:

Слайд 10Типология уроков по ФГОС:


Типология уроков по ФГОС:

Слайд 11 Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и

задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)




Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Структура урока усвоения новых знаний:1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3)

Слайд 122.Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2)

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
§ в знакомой ситуации (типовые)
§ в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2.Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция

Слайд 133. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный

этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
§ с целью подготовки к контрольному уроку
§ с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и

Слайд 144. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация

Слайд 155. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.
2) Постановка цели

и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
5. Структура урока контроля знаний и умений
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)


5. Структура урока контроля знаний и умений1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Слайд 166. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка

цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной

Слайд 17Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии
Урок включает три формы

организации:

-фронтальную;
-индивидуальную;
-групповую.

Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географииУрок включает три формы организации:-фронтальную;-индивидуальную;-групповую.

Слайд 18Игровая технология
Игры в практике обучения используются давно. Игра может рассматриваться с

разных позиций:
-как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности;
-как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;
-как форма активного обучения (нестандартный урок);
-как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы);
-как новая технология обучения.

Подготовка к проведению ролевой игры начинается после того, как сформулирована и осознана идея или смысловая ситуация, которая требует усвоения через проигрывание ее в группе участников. Проходит несколько больших этапов:

1.Подготовытельный этап-планирование ролевой игры. Это важнейший этап подготовки. Необходимо:
- отобрать конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация.
- наметить роль или группы участников.
-предусмотреть «реквизит», справочные материалы и т.д.
- обдумать как начать и когда закончить разыгрывание ситуации.
-решить, как использовать результаты игры.
- выбрать время, подходящее для всех учеников, и место, удобное для разыгрывания ситуации.
Игровая технология Игры в практике обучения используются давно. Игра может рассматриваться с разных позиций:-как прием обучения, направленный

Слайд 19
2.Организационный этап.На этом этапе формулируется цель игры для школьников и дается

необходимая информация. Участники игры должны четко представлять себе проблему, соотнести проблему с поставленной целью.
3.Самостоятельная работа учащихся. На этом этапе активно используется практический опыт каждого участника игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем и задач.
4.Заключительный этап – это межгрупповая дискуссия. От каждой малой группы выступает представитель, который докладывает групповой вариант разрешения рассматриваемой проблемы.
Характерные особенности игровой технологии:
Активность – основной принцип игровой деятельности.
Открытость и доступность заключается в том, что любая игра должна быть проста и понятна.
Групповой характер игровой деятельности: между участниками существует зависимость в освоении нового материала, эта цель может быть достигнута только совместными усилиями.
Занимательность и эмоциональность.

2.Организационный этап.На этом этапе формулируется цель игры для школьников и дается необходимая информация. Участники игры должны четко

Слайд 20Целеустремленность участника игры, совпадение его личных целей с целями группы.
Состязательность и

соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности.
Реализация профессиональной направленности школьников через моделирование профессиональной деятельности различных специалистов.
Индивидуальность: в процессе игры развиваются личностные качества школьника.
Символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.

Целеустремленность участника игры, совпадение его личных целей с целями группы.Состязательность и соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности.Реализация

Слайд 21Примеры некоторых игровых моментов.
      1.  При изучении темы  «Географические координаты» можно

зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

59 с.ш. 11 в.д.                  Осло
35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран
13 ю.ш.  76 з.д                 Лима
52 с.ш. 105 в.д.                 Иркутск
с.ш.  115 в.д.                     Чита
 42 с.ш 78 з.д.                   Нью-Йорк
46 с.ш. 75 з.д.                    Оттава

Примеры некоторых игровых моментов.      1.  При изучении темы  «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат.

Слайд 222. Приём   «Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например:

“Караганда”.
Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара,
Анкара, Гана, Карадаг.                                                                     

2. Приём   «Слова в словах”Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно

Слайд 23Положительные стороны групповой работы.
1. Повышается учебная и познавательная мотивация учеников.
2. Групповое

обучение привносит новизну в организацию традиционного учебного процесса.
3. Грамотно организованная работа в группе, способствует сохранению психического и физического здоровья учащегося, снижает уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
4. Формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, в результате достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности.
5. Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
6. У каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию.
7. Для решения большинства задач необходима работа всей группы, какой бы пестрой ни была группа, результат будет эффективнее, чем работа одного человека. 8. Совместная работа в небольших группах открывает возможности для сплочения коллектива, способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности.

Положительные стороны групповой работы.1. Повышается учебная и познавательная мотивация учеников.2. Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного

Слайд 24Трудности в организации групповой работы.
В организации групповой работы существует целый

ряд трудностей.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
1. Групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить немало времени время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
2. Высокая наполняемость классов затрудняет деление на группы.
3. Не все классные коллективы психологически и организационно готовы к работе в группах. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично и может психологически травмировать некоторых детей. Иногда в классных коллективах межличностные отношения таковы, что работа в группах вообще невозможна.
4. Часто учителю бывает сложно объективно оценить работу каждого ученика в группе, при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников и при этом претендовать на высокую оценку.

Трудности в организации групповой работы. В организации групповой работы существует целый ряд трудностей.Хотя ведущую роль в групповой

Слайд 255. Во время групповой работы на уроках присутствует шум.

Рабочий шум вполне оправдан, т.к. ребята общаются друг с другом, спорят,
но все же нормы бывают нарушены. Поэтому учащиеся с самого начала
должны усвоить необходимые правила дисциплины во время данной работы.
6. Во время устной проверки выполненной работы не у всех ребят хватает терпения выслушать ответы товарищей. Случается, что группы продолжают свое обсуждение во время выступления других и тем самым нарушают общий ход работы.
7. Учащиеся могут не уложиться в отведенное время; наибольший дефицит времени возникает, как правило, на заключительном этапе презентации выполненной работы. 8. Для того чтобы была возможность организовать рабочее пространство необходимо или желательно, чтобы в расписании стояли уроки одной параллели.
9. Подготовка материалов разного уровня в нескольких экземплярах требует специальных технических возможностей и времени учителя.
10. Сегодняшние учащиеся среднего звена не часто обладают навыками совместной работы. С введением нового ФГОС обучение в группах начинается уже с первого класса. Поэтому, скорее всего, через несколько лет выпускники начальной школы будут более подготовлены к групповой работе, чем сегодняшние шестиклассники.
 

5. Во время групповой работы на уроках присутствует шум.   Рабочий шум вполне оправдан, т.к. ребята

Слайд 28Стадия вызова
Стадия осмысления содержания
Стадия рефлексии.

Стадия вызоваСтадия осмысления содержанияСтадия рефлексии.

Слайд 29
 Механизм развития знаний учащихся в режиме технологии развития критического мышления.

Итак, на

стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.
В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала  и т.д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации (индивидуально)
 Механизм развития знаний учащихся в режиме технологии развития критического мышления.Итак, на стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию

Слайд 30Приемы и стратегии
Кластеры

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое

их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Концептуальное колесо
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. 

Приемы и стратегииКластерыКластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в

Слайд 33«Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована

на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся  (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких»  и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

«Тонкие» и «толстые» вопросыТаблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока.

Слайд 34Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»
Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т.е.

умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант.
Понятно, что решить проблему легче, если она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика. Так что же – решать на занятиях реально существующие проблемы? Почему бы и нет? Среди подходящих для обучения проблем те, что связаны с изучением различных текстов, анализом ситуаций, проведением деловых игр.
Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется «ИДЕАЛ».
I    Identify a problem    
D   Debate a problem    
E   Essential solutions      
A   Activity                    
L   Logical conclusions  
И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.
Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он           должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрициния (частица «не»).
Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных

Слайд 35Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов  

 решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь                                             запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической     организации идей можно использовать кластер).
А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.
Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.
Фишбоун (Д. Баланка)
Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы.  Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.


Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов    решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки.

Слайд 36Синквейны
«Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких

словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого словарного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке  приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;  в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). 

Синквейны«Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует

Слайд 37РАФТ
Стратегия РАФТ (в переводе raft – «плот») была предложена К. Сантой

в 1988 г. Название представляет собой сокращение:
Роль      Аудитория    Форма      Тема
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно.  Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.
Использование стратегии «Ассоциации» для развития критического мышления 
Для развития критического мышления можно использовать на уроках стратегию «Ассоциации». Как уже упоминалось, «Ассоциации» - обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Можно использовать данную стратегию и для развития навыков письма, чтения и говорения. Ход работы: 1. Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске. 2. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме. 3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время.  4. Количество написанных слов зависит от языковой подготовки учеников. Данный прием можно выполнять индивидуально, в парах или группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, учитель просит нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах. 

РАФТСтратегия РАФТ (в переводе raft – «плот») была предложена К. Сантой в 1988 г. Название представляет собой

Слайд 38Прием «Лекция со стопами» Лекция – хорошо знакомый и часто используемый

педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. …В данной пу
Методы мотивации учебной деятельности Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др. Методы формирования новых умений Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др. Методы обобщения и систематизации изученного • Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;  • Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Прием «Лекция со стопами» Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в

Слайд 39Методы контроля результатов обучения • Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа

и др.  • Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.  • Машинные: тест. Методы стимулирования учебной деятельности Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:
Приемы мотивации и целеполагания на стадии Вызова Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:  • Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)  • Дерево предсказаний  • Ключевые слова • Перепутанные логические цепочки • Верные и неверные утверждения • Вводный вопрос
Методы контроля результатов обучения • Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.  • Письменные: диктант,

Слайд 40Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний: • Вопросительные слова • Тонкие и

толстые вопросы • Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ) • РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней) • Создание кластера • Корзина фактов Приемы работы с текстом на стадии Содержания Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради: • ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше) • Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал          вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов) Организация информации с помощью схем: • Кластер • Фишбоун  • Понятийное колесо • Граф  • Денотатный граф • Пирамида • Лестница • Цепочка  • Лекция-визуализация
Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний: • Вопросительные слова • Тонкие и толстые вопросы • Знаю

Слайд 41Приемы организации рефлексии на стадии Размышления Устные формы рефлексии: • Беседа по пометкам •

Беседа по вопросам  • Интервью участника событий Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста): • Резюме (краткое изложение речи, статьи, краткийкраткое изложение речи, статьи, краткий вывод.) • Эссе • Синквейн • Телеграмма  • Благодарность  Графические формы рефлексии: • Образ темы • Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.) • Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»)
 
 

Приемы организации рефлексии на стадии Размышления Устные формы рефлексии: • Беседа по пометкам • Беседа по вопросам 

Слайд 42Приемы организации рефлексии на стадии Размышления Устные формы рефлексии: • Беседа по пометкам •

Беседа по вопросам  • Интервью участника событий Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста): • Резюме • Эссе • Синквейн • Телеграмма  • Благодарность  Графические формы рефлексии: • Образ темы • Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.) • Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»)
 
 

Приемы организации рефлексии на стадии Размышления Устные формы рефлексии: • Беседа по пометкам • Беседа по вопросам 

Слайд 43Синквейн (от французского слова «пять строк»)


Правила составления синквейна.

первая строка – одно слово, обычно существительное,
отражающее  главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные,
описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы,
описывающие действия в  рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов,
показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым,
отражающие сущность темы.

Синквейн (от французского слова «пять строк»)

Слайд 44Задание
Составьте синквейн к слову Христофор Колумб.
Христофор Колумб

Отважный, Целеустремлённый Добивался, Путешествовал, Открывал
Нашёл материк доселе неизвестный! Мореплаватель.
ЗаданиеСоставьте синквейн к слову Христофор Колумб.Христофор Колумб

Слайд 46


Рефлексия
Если тебе понравился
урок и ты успешно
справился со всеми
заданиями –

раскрась
флаг зелёным цветом;
Если тебе на уроке
было трудно, но ты смог
прийти к верному ответу,
раскрась флаг жёлтым
цветом;
Если тебе было трудно
на уроке справляться с
заданиями и тебе требуется
помощь учителя – раскрась
красным цветом.


Если пожелаешь, ты можешь раскрасить весь кораблик.

РефлексияЕсли тебе понравился урок и ты успешносправился со всеми заданиями – раскрась флаг   зелёным цветом;Если

Слайд 47Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали,

и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е.

Слайд 48Как научиться писать школьное эссе по географии
Эссе как жанр сочинения

активно вторгается в жизнь ученика. Эссе предлагается как самостоятельная письменная работа, не только в таких предметах, как литература и русский язык, но и история, география, физика, иностранные языки. Писать эссе чрезвычайно полезно, т.к. это развивает навыки самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей, учит четко и грамотно формулировать мысли, помогает овладеть научным стилем речи.
Как пример хочу привести эссе “Описание реки”.
На подготовительном этапе я даю ученикам список рек для описания: Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Ганг, Волга, Енисей, Обь, Лена, Иртыш, Ишим, Урал. Затем, ученики работают над сбором информации о данной реке (работа с картами, энциклопедиями, Интернет ресурсами).
Поскольку это эссе их первый опыт работы, я даю им инструкцию, которая поможет им структурировать работу.
Инструкция
Напиши академическое эссе “Описание реки”.
I. Обоснование выбора реки для описания (тип речи - рассуждение)
Аспекты:
познавательный (я хочу познать новое; я хочу обогатить знания; я знаю, что это интересный географический объект, но я о нем мало знаю);
личный опыт (я был на этой реке, читал о ней, видел по телевизору передачу…).

Как научиться писать школьное эссе по географии  Эссе как жанр сочинения активно вторгается в жизнь ученика.

Слайд 49II. Основная часть эссе - аргументированное раскрытие темы на основе собранного

материала, в основной части раскрывается главная мысль, которую желательно подкрепить точными фактами, яркими описаниями
Описание реки по плану:
по какому материку протекает река;
исток реки;
направление течения реки;
устье реки;
влияние рельефа на характер течения реки;
притоки реки;
режим и питание реки;
хозяйственное использование реки
Примечание: Не нужно ставить цифры и отвечать на пункты плана, изложение должно быть логическим, но каждый пункт плана может быть выделен новым абзацем. Каждый абзац – предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой. Так достигается целостность работы. Не надо забывать о том, что эссе присуще эмоциональность и художественность изложения.

II. Основная часть эссе - аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала, в основной части раскрывается главная

Слайд 50Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС:
Сложившаяся за предыдущие годы

устойчивая методика проведения урока.
Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
Контрольно-оценочная деятельность.
Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС:Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.Необходимость дать возможность

Слайд 51Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке:
ученик выступает не объектом,

а субъектом учебной деятельности;
на уроке применяются разнообразные источники знаний;
изменяется структура урока;
преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;
отдается приоритет деятельности ученика;
применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.
Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке:ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;на уроке применяются

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть