Презентация, доклад на тему Формирование картографической грамотности учащихся при обучении географии в основной школе

Содержание

Картографические знания и умения составляют не только важнейшую часть содержания географического образования, но и входят в состав общекультурных компетентностей, являясь, таким образом, метапредметными. Возрастающая роль картографической грамотности на

Слайд 1 Формирование картографической грамотности учащихся при обучении географии в основной школе
Подготовила:


Шальнева Елена Павловна
учитель географии и биологии
МКОУ Заводская СОШ

Формирование картографической грамотности учащихся при обучении географии в основной школеПодготовила: Шальнева Елена Павловнаучитель географии и биологииМКОУ

Слайд 2 Картографические знания и умения составляют не

только важнейшую часть содержания географического образования, но и входят в состав общекультурных компетентностей, являясь, таким образом, метапредметными.

Возрастающая роль картографической грамотности на современном этапе развития образования подтверждает актуальность данной темы
Картографические знания и умения составляют  не только важнейшую часть содержания географического образования,

Слайд 3 Цель : анализ картографического содержания школьного курса географии и определение методов

и приемов эффективного формирования картографической грамотности учащихся.

Задачи:
1. Раскрыть сущность и выявить содержание и структуру понятия «картографическая грамотность учащихся»;
2. Определение структуры и содержание картографической подготовки учащихся в соответствии с современным уровнем развития картографии;
3. Изучить методы и приемы организации деятельности учащихся с картографической наглядностью на уроках географии;
4. Разработать методические рекомендации по эффективному формированию картографической грамотности учащихся в учебной и во внеучебной деятельности.

Цель : анализ картографического содержания школьного курса географии и определение методов и приемов эффективного формирования

Слайд 4Система разноуровневых заданий включает:
задания на составление описаний, характеристик;

задания на знание номенклатуры, в т. ч. на контурной карте;
задания на определение направлений, расстояний, географических координат;
задания для практических работ;
творческие задания, в том числе географические задачи.

Система разноуровневых заданий включает:  задания на составление описаний, характеристик;  задания на знание номенклатуры, в т.

Слайд 5 Приемы работы с географической картой:
фронтальные
индивидуальные
парные
групповые

Приемы работы с географической картой: фронтальныеиндивидуальныепарныегрупповые

Слайд 6 Типы заданий с использованием географической карты
номенклатурные
логические
ассоциативные
творческие
проектные

Типы заданий с использованием географической карты номенклатурныелогическиеассоциативныетворческиепроектные

Слайд 7 Приемы работы с географической картой
«Стороны горизонта» 
  Этот прием помогает

формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Пример №1. Укажите  материки  западного и восточного полушария.
Пример № 2. Расположи горы мира  с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

Приемы работы с географической картой«Стороны горизонта»     Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше

Слайд 8Приемы работы с географической картой
«Найди лишнее» 
Найти лишний географический объект и дать

объяснение выбору.
Пример №1.
Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай
( Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).
Пример №2.
Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция.
(Албания, находится в Европе, остальные в Азии).


Приемы работы с географической картой«Найди лишнее» Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.Пример №1.   Бразилия,

Слайд 9Приемы работы с географической картой
Использование ассоциативных заданий
Буэнос-Айрес -

Бухара  - оба начинаются на букву «Б»
Буэнос-Айрес – Будапешт – являются столицами государств
Буэнос-Айрес – Копенгаген – оба лежат на берегу моря
Буэнос-Айрес – Кейптаун – оба лежат в южном полушарии
Буэнос-Айрес – Вашингтон -  оба лежат в западном полушарии
Буэнос-Айрес – Мадрид – жители обоих городов говорят на
испанском языке

 

Приемы работы с географической картойИспользование ассоциативных заданий   Буэнос-Айрес - Бухара  -

Слайд 10Приемы работы с географической картой Использование логических заданий 

Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем,  количество групп не указывается, их может быть несколько, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.
Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы и т.д

Приемы работы с географической картой Использование логических заданий       Задание дается в виде

Слайд 11 Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения:
концентрируют

внимание учащихся на основных моментах учебного материала;
сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации
использование интерактивной карты во время внеучебной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания;

Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения:     концентрируют внимание учащихся на

Слайд 12Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения:

удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для учащихся: справочного материала, памяток и т. п.;
позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т. д.;
позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, изображения

Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения:     удобно использовать для вывода информации в

Слайд 13 Использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю:

использовать на уроках разные пространственные модели – цифровые карты, цифровые снимки;
оперативно менять масштаб картографического изображения на экране с целью изменения детализации размещения географических объектов и явлений;
накладывать одни тематические слои на другие, а также на общегеографическую, физическую карту;
подготовить набор цифровых карт, в том числе контурных, необходимых для практических работ.

Использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю:     использовать на уроках разные

Слайд 14 Ученику подобная работа поможет научиться:
читать географические карты в цифровом виде;
искать географические

объекты на цифровой карте;
проводить измерения и расчеты по цифровой карте;
заполнять цифровые контурные карты;
создавать собственную цифровую географическую карту

Ученику подобная работа поможет научиться: читать географические карты в цифровом виде;искать географические объекты на цифровой карте;проводить

Слайд 15Проверка знаний по номенклатуре

Проверка знаний по номенклатуре

Слайд 16Таким образом:
Картографическая грамотность является неотъемлемой частью школьного образования.

Анализ вопросов картографии в действующих программах и учебниках по географии показал необходимость их совершенствования.
Учителям общеобразовательных школ при составлении рабочих программ по географии необходимо более внимательно относиться к планированию картографического материала.
Совершенствовать методы и приемы по формированию картографической грамотности.
Для совершенствования и расширения картографических знаний необходимо организовать внеурочную деятельность.

Таким образом:    Картографическая грамотность является неотъемлемой частью школьного образования.    Анализ вопросов картографии

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть