Слайд 1Путешествие в мир народных промыслов своего края
Программа элективного курса
Слайд 2Авторский коллектив:
Михина А.Г. - учитель географии Чернопенской ср.
школы Костромского р-на
Невзорова Г.В. -учитель географии Кологривской средней школы
Подольская Е.И. - учитель географии Пыщугской средней школы
Хабазова Е.А. - учитель географии школы № 4 г.Галича
Хапилина Е.Л. - учитель географии школы №24 г. Костромы
Харламова О.Н. - учитель географии школы № 3
г.Волгореченска
Швец И.Ф. - учитель географии школы № 36 г. Костромы
Слайд 3Автор идеи
Хапилина Елена Леонидовна
Слайд 4Цель курса:
Познакомить учащихся с особенностями некоторых видов народных промыслов Костромской губернии
для развития эстетического вкуса и научить использовать в своей жизни традиции народного творчества.
Слайд 5Основополагающий вопрос:
Возможно ли привнести традиции народных промыслов в жизнь современного
человека с целью эстетизации его быта?
Слайд 6Предлагаемый курс «Путешествие в мир народных промыслов своего края» должен обеспечить
реализацию следующих задач:
Обеспечить учащихся достоверной информацией об изучаемых видах народных промыслов, их особенностях, истории и востребованности в современной действительности;
Подвести учащихся к осознанию того, что народное творчество живо и способно украсить современную жизнь;
Содействовать формированию у школьников творческого мышления;
Прививать навыки обсуждения проблем, умение аргументировано отстаивать свою позицию;
Способствовать формированию у школьников системы эстетических, нравственных и патриотических ценностей;
Формировать коммуникативную, социальную компетентность; обеспечить основу для дальнейшего выбора своего направления деятельности, развития интересов, организации досуга.
Слайд 7Общими принципами отбора содержания программы являются:
Актуальность программы проявляется в том, что
учащиеся должны понимать важную роль и возможности народных промыслов в современной жизни (в хозяйстве, в быту и т.д.
научность;
доступность;
наглядность;
обеспечение мотивации;
целостность;
системность содержания вопросов, заданий (обеспечивается логикой развертывания учебного содержания)
Слайд 8Общими принципами отбора содержания программы являются:
прослеживание внутрикурсовых и межпредметных связей;
практическая направленность
(содержание обеспечивает зрелость в плане выбора профиля обучения в учебных заведениях г.Костромы и области, выбора своего хобби и т.п.)
реалистичность с точки зрения возможностей усвоения основного содержания программы за 8, 8, 10, 8 часов (всего 34 часа разделенные на 4 учебных четверти на смысловые модули, что позволяет учащимся присоединиться к курсу в любую четверть);
инвариантность (Программа применима для различных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в неё знаний; их отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения, модульными принципами построения)
Слайд 9Особенности курса:
Содержание программы содержит все сведения, необходимые для достижения целей и
задач обучения по краеведению и географии Костромской области по данным вопросам.
Слайд 10Предполагаемые результаты изучения курса:
Предлагаемый нами элективный курс помогает учащимся усвоить основные
базовые знания по краеведению и географии Костромской области, расширить знания по истории своего края.
Курс учит работать в группе, презентовать результаты своей работы, прививает навыки ручного труда.
Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления, помочь в выборе последующего профиля обучения или занятия в свободное время, увлечения (хобби).
Слайд 11Данный курс
осуществляет учебно-практическое знакомство с проблемой эстетизации быта;
удовлетворяет познавательный интерес школьников
к народному творчеству;
способствует расширению кругозора и включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.
Слайд 12Реалистичность программы
Выражается в том,
что она может быть изучена за
34 часа в год (модулями по четвертям)
Слайд 13Основные виды деятельности учащихся:
Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию
следующих умений, видов познавательной деятельности девятиклассников:
работа с источниками информации - проведение поиска информации в источнике, сопоставление свидетельств разных источников, высказывание суждения об их ценности, выделение фактов, доказательства проблем и т.д.;
Слайд 14Основные виды деятельности учащихся:
анализ явления, проблемы – раскрытие их характерных признаков;
систематизация, сравнение, изложение суждения о причинах и следствиях;
составление рефератов, выступление с сообщениями, участие в дискуссии, создание презентаций, создание изделия своими руками и т.д.
Слайд 15Организация учебной работы с учащимися:
Организация учебной работы с учащимися направлена на
выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащихся
Слайд 16Содержание программы
Оборудование:
Образцы изделий, природный материал, необходимые инструменты
и ткань (нитки и т.д.) для выполнения поделок и т.д.; фотоаппараты (возможно видеокамера); краски, кисти, дискеты, бумага, ТСО, оборудование для демонстрации электронной презентации.
Слайд 18
Тема первого модуля
"Деревянное кружево" родного города
Слайд 19Содержание работы:
На первом занятии – знакомство с изделиями, историей возникновения резьбы
по дереву, распространенной при строительстве домов в Костромской губернии, с технологиями изготовления.
Далее - работа поисковых групп «В поисках деревянного кружева». Подготовка и защита отчетных работ: фотовыставки, видеофильма, презентации, доклада, рисунков, изделий и т.п..
Слайд 20
Тема второго модуля
В гостях у "золотых дел мастеров"
Слайд 21Содержание работы:
Знакомство с историей возникновения и особенностями ювелирного промысла в Костромской
губернии.
Экскурсия в село Красное на Волге в музей ювелирного промысла.
Круглый стол «Вдохновение» (творческие отчеты по результатам экскурсии: рекламные проспекты, путевые листы и т.д.)
Слайд 22
Тема третьего модуля
"Встречают по одежке..."
Слайд 23Содержание работы:
Знакомство с видами художественной обработки ткани: вышивка, кружевоплетение, ткачество, лоскутная
техника, вязание.
Слайд 24Содержа-ние работы:
Знакомство с народным костюмом
Слайд 25Содержание работы:
Творческая мастерская «Костюм своими руками»
Слайд 27
Тема четвертого модуля
В гончарной мастерской
Слайд 28Содержание работы:
Знакомство с историей возникновения и особенностями керамики, с керамическим промыслом
сегодняшнего дня.
Экскурсия в современную гончарную мастерскую.
Экспедиция в природу «Глины Костромской области»
«Чудеса своими руками» (творческая мастерская)
Слайд 29
Итоговое занятие
Презентация творческих работ учащихся
Слайд 30Информационные ресурсы
Булавин Е. Деревянное кружево Костромы. В - Волжское книжное изд.
Ярославль 1975г.
Герасимов В. Страна по имени текстиль. В - Волжское книжное изд. Ярославль 1984г.
Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. Собр. ГИМ, М; 1972г.
Королева Н.С., Кожевникова Л.А. Современное узорное ткачество. М; 1970г.
Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву М; 1974г.
Ополовников А.. Островский Г. Русь деревянная. Изд. «Дет. литер.». 1981г.
Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М; «Высшая школа», 1992г.
Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. М; 1970г.
Фолеева В.А. Русское народное кружево. М; 1983г.
Электронная презентация «Женский костюм Костромской губернии».
Одинцова Н.А.. Кирова М.Г. Кострома МОУ СОШ №24
Видеофрагменты:
Ювелирные украшения;
Народно-декоративное прикладное искусство России