Слайд 1Экологические аспекты использования природных ресурсов Арктики
«Простой взгляд на карту России показывает,
что она главным фасадом выходит на Ледовитый океан»
Адмирал Макаров.В.С
Выполнила: Смирнова Т П
Слайд 2Содержание
1.Арктика- естественная экосистема земли.
2 Особенности климата в Арктике. Морские льды и
ледники.
3. Кладовая Арктики
4.Последствия глобального потепления на климат Арктики
5. Правовые аспекты Арктики
Слайд 3Арктика- естественная экосистема Земли.
Арктика- северная полярная область земли, включающая северные окраины
материков Евразии и Северной Америки (кроме южной части Гренландии и полуострова Лабрадор) Северный Ледовитый океан (восточной и южной части Норвежского моря с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.
Арктика – естественная экосистема в процессе использования природных ресурсов может нарушать экологическое равновесие и привести к изменению ухудшения состояния экосистемы.
Слайд 5Границы Арктики
Границы Арктики на суше совпадают с южной границей зоны тундры
с июльской изотермой 10°С, (5 °С, на море)
Площадь 27 млн.кв.км иногда за границу Арктики принимают Северный полярный круг
Площадь российского сектора Арктики 9 млн.кв.км( из них 6,8 млн.кв.км морская акватория)
Слайд 7Кладовая Арктики
Арктика содержит колоссальные запасы нефти и горючего газа от 100-150
млрд.т. условного топлива в том числе на шельфе России около 90 млрд.т.
Она является одной из последних « кладовых» минеральных ресурсов, где будет добываться людьми ближайшее время.
Разработка континентального шельфа в Арктике является экономически целесообразно в этом регионе. В 2001 году западные учёные приписывают хребтам Ломоносова и Менделеева океаническое происхождение. Что бы доказать материковые происхождение хребтов нужно провести глубоководное бурение. Летом 2007 года атомный ледокол «Россия» проводят акустическую и магнитную разведку и съемку морского дна. Было доказано, что эти хребты материкового происхождения.
Слайд 11Потепление климата в Арктике
Потепление, начавшееся в прошлом столетии, достигло максимума и
оказалось наиболее существенными в Арктике , где зимние температуры воздуха повысились в Гренландии на 5 градусов С
В арктических морях уменьшились в размерах острова , покрытые ледником , а некоторые из них исчезли совсем – на их месте остались лишь подводные банки .
В северном полушарии отступила к северу граница вечной мерзлоты , а площадь льдов в арктических морях сократилась наполовину .
Слайд 12
Ледяной покров затрудняет судоходство; навигация возможна лишь в течении лета.
На море
постоянны припайные и дрейфующие однолетних льды. Толщина однолетних льдов до 1,5 м., многолетние 3-4м.
По расчетам ученых таяние многолетних арктических льдов будет значительным уже при повышении средней температуры в Северном полюсе на 2 градуса С
Таким образом к 2000г. площадь арктических льдов сильно сократиться, они быстро превратятся в тонкие однолетние, а затем 2025г,если сохранится повышение температуры исчезнут совсем. Таяние может произойти на протяжении одного столетия.
Слайд 14Последствия глобального потепления на климат Арктики
Что касается льдов в Северном Ледовитом
океане, то уже несколько лет их площадь в летний период резко сокращается, и теперь звучат прогнозы, что к 2030 году океан на лето будет освобождаться ото льда целиком. О глобальных последствиях, если направление течений в Мировом океане изменится, в Азии может нарушиться график муссонов, от которых, в свою очередь, зависит сельское хозяйство: без малого 2 млрд человек могут остаться без пищи.
Слайд 15Правовые аспекты Арктики
В арктическом регионе расположены территории восьми государств Россия, США,
Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия.
Первые пять из них являются приарктическими поскольку их территория непосредственно примыкает к Арктике.
Правовой режим морских районов Арктики, в т.ч. постоянно покрытые льдами регулируются нормами международного морского права, касающиеся морских пространств. Наиболее важным транспортным трассами в Арктике являются Северный морской путь(Россия и Норвегия) и Северо- западный проход (США и Канада)
Северный морской путь –альтернативный водный путь между Северной Европой и Азиатско –Тихоокеанским регионом.
Важным шагом в развитии международно- правового режима Арктики
явилась разработка Полярного кодекса(1998) – Международного кодекса безопасности судов, осуществляющих плавание в полярных водах.
Слайд 18
Арктика стала ныне обжитой окраиной нашей Родины, по трассе Северного морского
пути ежегодно проходят сотни кораблей. Природные ресурсы Арктики с каждым годом играют все большую роль в экономике нашей страны.
В силу особой уязвимости природы Арктики широкомасштабная деятельность в этом регионе может привести к пагубным для нее последствиям