Слайд 1Активизация познавательной деятельности на уроках географии.
Учитель географии МБОУ «Кольчугинская школа №2
Симферопольского района Аметова Н. С.»
Слайд 2«Страшная эта опасность-безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы
и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником в сфере мысли.»
В. А. Сухомлинский.
Слайд 3Цели активизации
Формирование географических знаний, умений и навыков;
Расширение информационного пространства;
Создать условия для
повышения качества и доступности образования;
Развитие познавательного интереса и образного мышления
Слайд 4Задачи
Сделать так, чтобы учение проходило с увлечением;
Трудный материал стал более понятным
и доступным;
Урок более интересным.
Слайд 5Активизировать- это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение)
в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.
Слайд 6Существуют различные пути активизации учебной деятельности:
Создание проблемной ситуации;
Дидактические игры;
Творческие работы;
Использование на
уроке дополнительной литературы;
Работа с картой;
Использование ИКТ.
Слайд 7Одним из направлений модернизации системы географического образования в нашей школе является
внедрение компьютерных технологий.
Слайд 8Использование ИКТ на уроках географии позволяет
В яркой, интересной форме рассматривать понятия
и определения;
Видеть географически объекты в видеороликах и на фотографиях;
Закреплять материал в интересной форме, что способствует четкому восприятию материала по той или иной теме.
Слайд 9Слайдовые презентации можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения основным назначением которого
является организация усвоения учащимися информации путём сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.
Слайд 10
Известно что большинство людей
запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио-видеоинформации повышает запоминаемость до 40- 50%
Слайд 11Презентация –переводится с латинского как представление. Таким образом одно из назначений
презентации - представление материала в более наглядном виде.
Слайд 12Слайдовые презентации могут быть использованы:
Для
объявления темы урока.
Тема урока изложена на слайдах в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
Слайд 13Как сопровождение объяснения учителя
Я использую
созданные специально для конкретных уроков презентации, в которых могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут появляться схемы, определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель не тратя времени на повторение, успевает больше рассказать
Слайд 14Для контроля знаний
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса;
Активизирует познавательную активность
школьников
Слайд 15
При использовании на уроке слайдовых презентаций структура урока
принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяется только временные характеристики.
Слайд 16 Слайдовая презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели
урока:
Слайд 17Образовательный аспект:
Восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей
и отношений в объектах изучения.
Слайд 18Развивающий аспект:
Развитие познавательного интереса учащихся, умение обобщать, анализировать,
сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Слайд 19Воспитательный аспект:
Воспитание научного мировоззрения, умение четко организовывать самостоятельную и групповую
работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Слайд 20 Разнообразные приёмы активизации познавательной деятельности.
Слайд 21 Прием новизны
Предполагает включение в содержание учебного материала интересных
сведений, фактов, исторических данных.
Например, при изучении темы «Природные зоны Австралии» рассказываю о том, что в Австралии произрастают удивительной формы «Бутылочные деревья». В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как деревья растут в самых сухих областях. Второй резервуар находится в средней части дерева и содержит сладковатый питательный сок. А из коры этого дерева аборигены получают волокно.
Слайд 22 Прием семантизации
В основе которого лежит возбуждение интереса благодаря
раскрытию смыслового значения слова.
Название этой страны на латыни звучит «серебряная», хотя ни золота, ни серебра там не обнаружено. (Аргентина)
«Анды» на языке инков означают медь, медные горы.
На каком континенте находится государство, название которого означает «страна честных людей»? (В Африке государство Буркина-Фасо)
Название, какой европейской страны происходит от славянского слова «поле», т.е. ровное, гладкое место? (Польша)
Слайд 23 Прием значимости
Создается установка на необходимость изучения материала в
связи с его географической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.
Например, перед изучением темы «Внутренние воды Южной Америки», можно предложить учащимся следующие познавательные задачи.
Знаете ли вы, что на этом материке протекает «серебряная» река, хотя ее вода мутно-желтая? Как она называется? (Парана)
Знаете ли вы, что здесь находится самый большой водопад и самое высокогорное озеро мира?
Знаете ли вы, что Амазонка самая полноводная река в мире не прикрыта ни одним мостом, дамбой или плотиной?
Слайд 24Прием создания проблемной ситуации
Позволяет не только сформировать у
учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, достигать высокого уровня развития школьников, но и позволяет сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Почему в пустыне Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?
Представьте, что остров Мадагаскар сместился на 30 градусов к югу. Как изменится в этом случае климат столицы острова.
Слайд 25 Прием «Аналогии».
Дети с трудом понимают, в чем заключаются взаимосвязи между
компонентами природного комплекса. Аналогом природных компонентов могут выступить «семь волшебных джинов», которые соперничают между собой. Каждый джин определенного цвета: джин «Растения» - зеленый, джин «Вода» - голубой, джин «Почва» - коричневый и т.д. Для наиболее наглядного показа взаимодействия всех природных компонентов необходимо прибегнуть к помощи акварельных красок соответствующего цвета (соответствуют цветам джинов)
Затем растворять поочередного каждого джина (краску) в демонстрационном стакане с прозрачной водой. Цвета в стакане будут меняться, показывая действие - компонентов, друг на друга, так как каждый цвет в сочетании с другим цветом дает совсем иной оттенок. Каждая краска повлияет на общий цвет воды в стакане. И не забудьте джина под названием «Человек» сделать черным цветом и растворить его в стакане последним, тем самым продемонстрировать, как экологически «плодотворно» человек влияет на всю природу.
Слайд 26Прием прогнозирования.
Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива
сухопутного моста (дамбы)
Известно, что Ниагарский водопад, расположенный между озерами Эри и Онтарио, из-за размыва горных пород водой постепенно отступает к озеру Эри. Предположите, что может произойти, когда водопад достигнет этого озера.
Слайд 27Прием узнавания
предполагает использование заданий на узнавание объектов, явлений
по признакам. Например, работа с диаграммами, художественным описанием.
Задание: Определить какой климатической зоне соответствует диаграмма, и охарактеризовать ее.
Слайд 28Прием «Почта».
Учащимся предлагается классифицировать географические объекты по конвертам.
Страны
Египет
Чад
ЮАР
Судан
Эфиопия
Танзания
Алжир
Западная
Африка
Центральная
Африка
Восточная
Африка
Южная
Африка
Северная Африка
Мали
Ангола
Мадагаскар
Нигер
Конго
Марокко
Нигерия
Мозамбик
Слайд 29Прием моделирования
Прием позволяет развить самостоятельность учащихся при
решении географических ситуации.
Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части? Где бы в таком случае был бы самый влажный климат (покажите синей штриховкой), а где – самый сухой (покажите красной штриховкой)? Где вдоль берегов проходили бы теплые течения, а где холодные?
Слайд 30Прием нахождения причинно-следственных связей.
Пример. Составьте причинно-следственную цепочку из следующих
утверждений.
Австралия
продает на экспорт баранину и шерсть.5
Австралию почти по середине пересекает южный тропик. 1
В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.3
Австралия – достаточно жаркий и самый сухой материк.2
Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство.4
Слайд 31Прием «Найди лишнее»
Задание: Найдите лишний объект в рельефе Африки.
1.
Низкая Африка, Средняя Африка, Высокая Африка.
2. Капские горы, Драконовы горы, Альпийские горы.
3. Бразильское плоскогорье, Эфиопское нагорье, Нагорье Тибести.
4. Атлас, нагорье Ахаггар, Мадагаскар.
5. Везувий, Килиманджаро, Камерун.
Слайд 33Большая часть южной Африки находится севернее 30 с.ш. На востоке Мозамбикский
пролив отделяет от Южной Африки самый крупный на земном шаре о. Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь распространены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные, а на выходах кристаллических пород – магматические. В Южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский. Природные условия сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток.
Прием «Найди ошибки»
Слайд 34Прием «Создай карту»
Учащимся предлагается создать карту, имея контур материка и
основные географические объекты.
Слайд 35Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
Усвоить базовые знания по предмету.
Систематизировать
усвоенные знания.
Сформировать навыки самоконтроля.
Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Слайд 36Вывод:
Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет
интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
Слайд 37Образование-это то, что остаётся, когда всё забыто.
Японская поговорка.