Слайд 1Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения
технологии развивающего обучения
Нестерова Галина Алексеевна,
учитель географии Устьинского филиала МБОУ Устьинской СОШ, Моршанского района Тамбовской области
Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения
Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения
Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, обладающий большим запасом знаний, умеющий думать, мыслить, видеть взаимосвязь различных наук. Становление опыта осуществлялось в условиях сельской школы с небольшой численностью учащихся. В реальной жизни довольно часто приходилось сталкиваться с невысокой мыслительной активностью учащихся на уроках. Если звучит вопрос, требующий размышления, то, как правило, думают над ним лишь те ученики, у которых скорость протекания мыслительных процессов совпадает со скоростью моего говорения. Поэтому в своей практике преподавания искала пути развития мыслительной деятельности.
Слайд 3Противоречия
Между:
фронтальными формами организации обучения, единообразием учебного содержания и индивидуальными способами усвоения
знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью обеспечения деятельностного характера;
созданными условиями для успешного овладения умением учиться и формированием устойчивого интереса школьников к предметам и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес удовлетворять в творческом режиме;
огромными возможностями использовать методы развивающего обучения для формирования учебно-познавательных компетенций и недостаточной готовностью учащихся к данному виду деятельности;
необходимостью постоянно увеличивать объем информации, включаемой в образование, и возможностью ее усвоения и развития компетенций.
Слайд 4Проблема
Развитие у учащихся способности к самостоятельному мышлению, удовлетворение деятельностных и познавательных
запросов и потребностей обучающихся
Слайд 5Гипотеза
Использование методов развивающего обучения на уроках географии способствует активизации познавательной
деятельности
обучающихся и улучшению
качества образовательного процесса.
Этапы реализации проекта
Слайд 6Срок реализации
Два года ( 2014-2015 уч.год - 2015-2016 уч.год)
Объект исследования
Учебно-воспитательный процесс, ориентированный на овладение обучающимися опытом творческой деятельности, способности к реализации своих возможностей.
Предмет исследования Система методов и приёмов развивающего обучения повышает качество знаний, оптимизирует учебно-воспитательный процесс
Слайд 7Планируемые образовательные результаты
Повышение качества знаний по географии.
Формирование устойчивой положительной мотивации у
обучающихся.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Формирование компетенций в образовательном процессе в неразрывном единстве, при этом базой являются коммуникации, работа с информацией, а вершиной - умения и навыки, действия в измененных условиях.
Слайд 8Цель проекта
Формирование познавательной мыслительной деятельности у школьников посредством применения технологии развивающего
обучения.
Слайд 9Задачи проекта
повышение мотивации образования через активизацию познавательной
деятельности, развитие общих
и специальных компетенций обучающихся;
выявление развития интеллектуального потенциала, интересов,
склонностей обучающихся;
формирование нравственных основ личности;
создание моделей учебных занятий, направленных на развитие
познавательной мыслительной деятельности на уроках географии.
Слайд 10Этапы реализации проекта
информационно-аналитический
анализ психолого – педагогической и методической литературы, ресурсов сети
Интернет по проблеме
входная диагностика обучающихся
II практический
корректировка рабочей программы с целью выявления возможностей использования ЭОРов и средств обучения
разработка и реализация программы проектно-исследовательской деятельности
III аналитический
итоговая диагностика учащихся
анализ результативности проекта и обобщение опыта работы по теме проекта
Слайд 11Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме
Слайд 12Теоретическое обоснование опыта
Концептуальные основания заявленной системы работы:
теория
Д.В. Эльконина – Давыдова (особенности психологического развития детей);
исследования Л.С. Выготского (зона ближайшего развития ребёнка);
теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Галызиной;
научное обоснование проблемного обучения как дидактической системы М.И. Махмутова ;
опыт Е.Л.Мельниковой (проблемный урок или как открывать знания с учениками).
Слайд 13Отличие технологии развивающего обучения от традиционного
Слайд 14Дидактические принципы развивающего обучения
- осознанию школьниками процесса учения;
- обучению на
высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущей роли теоретических знаний и их применению на практике;
- высокому темпу изучения материала;
- необходимости систематической работы над развитием всех учеников, в том числе
и наиболее слабых.
Слайд 15Результаты вводной диагностики уровня сформированности мыслительных операций
4%
16%
4%
35%
19%
22%
Слайд 16Вводная диагностика мотивации к обучению учащихся
42%
31%
12%
9%
6%
Слайд 17По результатам анкетирования уровень познавательного интереса у обучающихся составляет:
21%
11%
68%
Слайд 18Формирование познавательной мыслительной деятельности
специально подобранную систему заданий, направленную на развитие
мыслительных операций. Такого типа задания применяются на разных этапах изучения темы и урока, наряду с традиционными;
эвристическую беседу;
проблемное изложение нового материала;
самостоятельную исследовательскуюсамостоятельную исследовательскую и проектную деятельность учащихся
Слайд 19Используемые технологии развивающего обучения
Слайд 20Типы проблемных ситуаций
ученику недостает знаний для решения поставленной перед ним задачи
или когда условие задачи содержит неполную информацию.
Проблемная ситуация возникает и тогда, когда есть необходимые знания. Для решения задания нужно отобрать нужные знания.
Проблемная ситуация возникает тогда, когда ученик сталкивается с новыми условиями применения знаний.
Слайд 21Работа в малых группах
Участие всех (стеснительных и слабых)
Развитие навыков сотрудничества
Формирование межличностного
общения
Слайд 22Сравнительный метод
Сходства
Установление закономерностей
Различия
Нахождение подобного
Вывод
Слайд 23Диалоговое обучение
Отсттаивать свою позицию
Критиковать, отвергать
Поиск общего мнения, или решения
Уроки конферененции
Уроки диспуты
Слайд 25Диагностика мотивации к обучению
12%
48%
25%
12%
7%
Слайд 26Динамика сформированности мыслительных операций
Слайд 27Результаты участия в предметных олимпиадах
Слайд 28Результативность проекта
В результате применения технологии развивающего обучения возросла познавательная мыслительная деятельность
учащихся:
100% успеваемость, повышение качества знаний
Повысилась познавательная активность и мотивация к обучению географии у учащихся
Использование развивающего подхода к обучению способствует приобретению опыта самостоятельного поиска, логического, аналитического мышления
Появился интерес к исследовательской работе с применением ИКТ
Повысилась творческая активность обучающихся, совершенствовались универсальные учебные действия
Слайд 29Выводы
Применение методов развивающего обучения способствует:
Активизации познавательной активности обучающихся
Повышению качества знаний
по географии
Формированию основных компетенций при изучении географии
Проявлению своих возможностей и таланта в исследовательской деятельности
Слайд 30На основе сделанных мною выводов, выдвинутая гипотеза подтверждается
Использование методов развивающего обучения
на уроках географии способствует активизации познавательной
активности обучающихся и улучшению
качества образовательного процесса.
Слайд 31Информационные ресурсы
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 2010.
2.
Современные технологии в обучении географии / Под ред. В.П. Соломина.- СПБ.: РГПУ им .А.И. Герцена, 2011.
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активации обучения / под ред. Т.С. Паниной.- М.: Академия, 2009.
4. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока.- СПб.: Издательство «Речь», 2010.
5. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М., 2011
6. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе.- М.: Педагогическое общество России, 2012.
Интернет-ресурсы:
1.http://www.vygotsky.edu.ru/html/da.php
2.http://maro.interro.ru/centrro/
3.http://education.orunete.ru/qo23808.html
4.http://www.pirao.ru/strukt/lab_qr/q-ob-raz.html