Презентация, доклад на тему : Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения

Содержание

Актуальность Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, обладающий большим запасом знаний, умеющий думать,

Слайд 1Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения

технологии развивающего обучения

Нестерова Галина Алексеевна,
учитель географии Устьинского филиала МБОУ Устьинской СОШ, Моршанского района Тамбовской области

Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения

Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения

Развитие познавательной мыслительной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обученияНестерова Галина Алексеевна,учитель географии

Слайд 2Актуальность

Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, обладающий большим запасом знаний, умеющий думать, мыслить, видеть взаимосвязь различных наук. Становление опыта осуществлялось в условиях сельской школы с небольшой численностью учащихся. В реальной жизни довольно часто приходилось сталкиваться с невысокой мыслительной активностью учащихся на уроках. Если звучит вопрос, требующий размышления, то, как правило, думают над ним лишь те ученики, у которых скорость протекания мыслительных процессов совпадает со скоростью моего говорения. Поэтому в своей практике преподавания искала пути развития мыслительной деятельности.
Актуальность           Изменившееся качество жизни требует от выпускника

Слайд 3Противоречия
Между:
фронтальными формами организации обучения, единообразием учебного содержания и индивидуальными способами усвоения

знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью обеспечения деятельностного характера;

созданными условиями для успешного овладения умением учиться и формированием устойчивого интереса школьников к предметам и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес удовлетворять в творческом режиме;

огромными возможностями использовать методы развивающего обучения для формирования учебно-познавательных компетенций и недостаточной готовностью учащихся к данному виду деятельности;

необходимостью постоянно увеличивать объем информации, включаемой в образование, и возможностью ее усвоения и развития компетенций.

ПротиворечияМежду:фронтальными формами организации обучения, единообразием учебного содержания и индивидуальными способами усвоения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого

Слайд 4Проблема
Развитие у учащихся способности к самостоятельному мышлению, удовлетворение деятельностных и познавательных

запросов и потребностей обучающихся
ПроблемаРазвитие у учащихся способности к самостоятельному мышлению, удовлетворение деятельностных и познавательных запросов и потребностей обучающихся

Слайд 5Гипотеза
Использование методов развивающего обучения на уроках географии способствует активизации познавательной

деятельности
обучающихся и улучшению
качества образовательного процесса.


Этапы реализации проекта

Гипотеза Использование методов развивающего обучения на уроках географии способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и улучшению

Слайд 6Срок реализации Два года ( 2014-2015 уч.год - 2015-2016 уч.год)
Объект исследования

Учебно-воспитательный процесс, ориентированный на овладение обучающимися опытом творческой деятельности, способности к реализации своих возможностей.
Предмет исследования Система методов и приёмов развивающего обучения повышает качество знаний, оптимизирует учебно-воспитательный процесс
Срок реализации  Два года ( 2014-2015 уч.год - 2015-2016 уч.год)Объект исследования Учебно-воспитательный процесс, ориентированный на овладение

Слайд 7Планируемые образовательные результаты
Повышение качества знаний по географии.
Формирование устойчивой положительной мотивации у

обучающихся.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Формирование компетенций в образовательном процессе в неразрывном единстве, при этом базой являются коммуникации, работа с информацией, а вершиной - умения и навыки, действия в измененных условиях.
Планируемые образовательные результатыПовышение качества знаний по географии.Формирование устойчивой положительной мотивации у обучающихся.Активизация познавательной деятельности учащихся.Формирование компетенций в

Слайд 8Цель проекта

Формирование познавательной мыслительной деятельности у школьников посредством применения технологии развивающего

обучения.





Цель проектаФормирование познавательной мыслительной деятельности у школьников посредством применения технологии развивающего обучения.

Слайд 9Задачи проекта
 повышение мотивации образования через активизацию познавательной
деятельности, развитие общих

и специальных компетенций обучающихся;
 выявление развития интеллектуального потенциала, интересов,
склонностей обучающихся;
 формирование нравственных основ личности;
 создание моделей учебных занятий, направленных на развитие
познавательной мыслительной деятельности на уроках географии.

Задачи проекта повышение мотивации образования через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;  выявление

Слайд 10Этапы реализации проекта
информационно-аналитический
анализ психолого – педагогической и методической литературы, ресурсов сети

Интернет по проблеме
входная диагностика обучающихся
II практический
корректировка рабочей программы с целью выявления возможностей использования ЭОРов и средств обучения
разработка и реализация программы проектно-исследовательской деятельности
III аналитический
итоговая диагностика учащихся
анализ результативности проекта и обобщение опыта работы по теме проекта
Этапы реализации проектаинформационно-аналитическийанализ психолого – педагогической и методической литературы, ресурсов сети Интернет по проблемевходная диагностика обучающихсяII

Слайд 11Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме

Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме

Слайд 12Теоретическое обоснование опыта
Концептуальные основания заявленной системы работы:
теория

Д.В. Эльконина – Давыдова (особенности психологического развития детей);
исследования Л.С. Выготского (зона ближайшего развития ребёнка);
теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Галызиной;
научное обоснование проблемного обучения как дидактической системы М.И. Махмутова ;
опыт Е.Л.Мельниковой (проблемный урок или как открывать знания с учениками).
Теоретическое обоснование опыта    Концептуальные основания заявленной системы работы:теория Д.В. Эльконина – Давыдова (особенности психологического

Слайд 13Отличие технологии развивающего обучения от традиционного

Отличие технологии развивающего обучения от традиционного

Слайд 14Дидактические принципы развивающего обучения
- осознанию школьниками процесса учения;
- обучению на

высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущей роли теоретических знаний и их применению на практике;
- высокому темпу изучения материала;
- необходимости систематической работы над развитием всех учеников, в том числе
и наиболее слабых.

Дидактические принципы развивающего обучения- осознанию школьниками процесса учения; - обучению на высоком уровне трудности с соблюдением меры

Слайд 15Результаты вводной диагностики уровня сформированности мыслительных операций
4%
16%
4%
35%
19%
22%

Результаты вводной диагностики уровня сформированности мыслительных операций4%16%4%35%19%22%

Слайд 16Вводная диагностика мотивации к обучению учащихся
42%
31%
12%
9%

6%

Вводная диагностика мотивации к обучению учащихся42%31%12%9%6%

Слайд 17По результатам анкетирования уровень познавательного интереса у обучающихся составляет:
21%

11%
68%

По результатам анкетирования уровень познавательного интереса у обучающихся составляет: 21%11%68%

Слайд 18Формирование познавательной мыслительной деятельности
специально подобранную систему заданий, направленную на развитие

мыслительных операций. Такого типа задания применяются на разных этапах изучения темы и урока, наряду с традиционными;
эвристическую беседу;
проблемное изложение нового материала;
самостоятельную исследовательскуюсамостоятельную исследовательскую и проектную деятельность учащихся
Формирование познавательной мыслительной деятельности специально подобранную систему заданий, направленную на развитие мыслительных операций. Такого типа задания применяются

Слайд 19Используемые технологии развивающего обучения

Используемые технологии развивающего обучения

Слайд 20Типы проблемных ситуаций
ученику недостает знаний для решения поставленной перед ним задачи

или когда условие задачи содержит неполную информацию.
Проблемная ситуация возникает и тогда, когда есть необходимые знания. Для решения задания нужно отобрать нужные знания.
Проблемная ситуация возникает тогда, когда ученик сталкивается с новыми условиями применения знаний.


Типы проблемных ситуацийученику недостает знаний для решения поставленной перед ним задачи или когда условие задачи содержит неполную

Слайд 21Работа в малых группах
Участие всех (стеснительных и слабых)
Развитие навыков сотрудничества
Формирование межличностного

общения
Работа в малых группахУчастие всех (стеснительных и слабых)Развитие навыков сотрудничестваФормирование межличностного общения

Слайд 22Сравнительный метод

Сходства
Установление закономерностей
Различия
Нахождение подобного
Вывод

Сравнительный методСходстваУстановление закономерностейРазличияНахождение подобногоВывод

Слайд 23Диалоговое обучение

Отсттаивать свою позицию
Критиковать, отвергать
Поиск общего мнения, или решения
Уроки конферененции
Уроки диспуты



Уроки дебаты

Диалоговое обучениеОтсттаивать свою позициюКритиковать, отвергатьПоиск общего мнения, или решенияУроки конферененцииУроки диспуты Уроки дебаты

Слайд 24Итоговая диагностика

Итоговая диагностика

Слайд 25Диагностика мотивации к обучению
12%
48%
25%
12%
7%

Диагностика мотивации к обучению12%48%25%12%7%

Слайд 26Динамика сформированности мыслительных операций

Динамика сформированности мыслительных операций

Слайд 27Результаты участия в предметных олимпиадах

Результаты участия в предметных олимпиадах

Слайд 28Результативность проекта
В результате применения технологии развивающего обучения возросла познавательная мыслительная деятельность

учащихся:
100% успеваемость, повышение качества знаний
Повысилась познавательная активность и мотивация к обучению географии у учащихся
Использование развивающего подхода к обучению способствует приобретению опыта самостоятельного поиска, логического, аналитического мышления
Появился интерес к исследовательской работе с применением ИКТ
Повысилась творческая активность обучающихся, совершенствовались универсальные учебные действия


Результативность проектаВ результате применения технологии развивающего обучения возросла познавательная мыслительная деятельность учащихся:100% успеваемость, повышение качества знанийПовысилась познавательная

Слайд 29Выводы
Применение методов развивающего обучения способствует:
Активизации познавательной активности обучающихся
Повышению качества знаний

по географии
Формированию основных компетенций при изучении географии
Проявлению своих возможностей и таланта в исследовательской деятельности

ВыводыПрименение методов развивающего обучения способствует: Активизации познавательной активности обучающихсяПовышению качества знаний по географииФормированию основных компетенций при изучении

Слайд 30На основе сделанных мною выводов, выдвинутая гипотеза подтверждается
Использование методов развивающего обучения

на уроках географии способствует активизации познавательной
активности обучающихся и улучшению
качества образовательного процесса.



На основе сделанных мною выводов, выдвинутая гипотеза подтверждаетсяИспользование методов развивающего обучения на уроках географии способствует активизации познавательной

Слайд 31Информационные ресурсы
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 2010.
2.

Современные технологии в обучении географии / Под ред. В.П. Соломина.- СПБ.: РГПУ им .А.И. Герцена, 2011.
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активации обучения / под ред. Т.С. Паниной.- М.: Академия, 2009.
4. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока.- СПб.: Издательство «Речь», 2010.
5. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М., 2011
6. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе.- М.: Педагогическое общество России, 2012.
Интернет-ресурсы:
1.http://www.vygotsky.edu.ru/html/da.php
2.http://maro.interro.ru/centrro/
3.http://education.orunete.ru/qo23808.html
4.http://www.pirao.ru/strukt/lab_qr/q-ob-raz.html
 


Информационные ресурсы1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 2010.2. Современные технологии в обучении географии /

Слайд 32
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть