Слайд 1Закон Паскаля»
ТЕМА УРОКА
«Передача давления жидкостями и газами.
Слайд 2Цель урока:
Сформулировать закон Паскаля.
Опытным путем доказать передачу давления жидкостей и
газов во все стороны.
Слайд 3Новые понятия
Закон Паскаля,
гидростатическое давление,
формула гидростатического давления.
Слайд 4Давайте вспомним: От чего зависит давление твердых тел на поверхность?
Давление твердых
тел на поверхность зависит от силы давления и площади опоры
Слайд 5
Тест по теме «Давление твердых тел»
1. Какую физическую величину определяют
по формуле
р = F/ s
С) работу; У) давление; Е) скорость; О) путь.
2. Какая из перечисленных единиц является основной единицей измерения давления?
И) Ватт (Вт); В) Джоуль (Дж);
В) Ньютон (Н); Р) Паскаль (Па)
3. Имеются два кирпича одинаковой массы и размеров
1 2
Какой из кирпичей оказывает меньшее давление ? А) 1; С) 2; Ж) давление одинаково.
Слайд 7Давление твердого тела на поверхность
Паскаль 1 Па = 1 Н
/ м²
Слайд 8Экспериментальное задание 1.
Надуйте воздушный шарик.
Почему шарик увеличивает свой объем?
Слайд 10 Вывод:
Давление газа на стенки шарика вызывается ударами молекул газа
и направлено во все стороны одинаково.
Слайд 11 Почему воздушные шарики и мыльные пузыри круглые?
Давление газа на стенки
сосуда (и на помещенное в газ тело) вызывается ударами молекул газа.
Слайд 12Газ давит на стенки по всем направлениям одинаково!
Слайд 13От чего зависит давление газа
Поставим эксперимент. Возьмём два шприца и два
воздушных шарика. Наполним один шприц воздухом, другой гелием. Надуем шарики с помощью данных шприцев.
Слайд 14От чего зависит давление газа
воздух
гелий
ρ = 1,29 кг/м³
ρ = 0,18 кг/м³
Слайд 15Данный эксперимент подтверждает, что давление газа зависит от его плотности: объём
газа в шариках одинаковый, но плотность воздуха больше и шарик с воздухом раздувается больше, потому что давление тоже увеличивается.
Слайд 16Величина давления газа зависит от количества и силы ударов молекул на
единицу поверхности
Слайд 17От температуры
От концентрации (числа частиц в единице объема)
Давление газа зависит от…
Слайд 20Закон Паскаля
Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения
в каждую точку объема жидкости или газа.
Слайд 21Блез Паскаль
(1623-1662) – французский ученый, философ. Он открыл и исследовал
ряд важных свойств жидкостей и газов, интересными и убедительными опытами подтвердил существование атмосферного давления.
Слайд 22 Экспериментальное задание 2
НЕТ! Жидкости несжимаемы: надавливаем на одну часть жидкости, это давление передается всем другим частям.
Удалось ли сжать воду?
Слайд 23Немного поговорим:
Чем отличаются твердые тела от жидкостей и газов с точки
зрений физики?
ОТВЕТ: Расположением молекул
2. Какова особенность поведения молекул газа и жидкости?
ОТВЕТ: Подвижность
3. Чем создается давление газа или жидкости?
ОТВЕТ: Ударами молекул газа или жидкости о стенки сосуда.
4. Как газ или жидкость давит на стенки сосуда ?
ОТВЕТ: по всем направлениям одинаково
Слайд 241. Мы надуваем мыльные пузыри.
Почему они приобретают форму шара?
2. Почему
взрыв снаряда под водой губителен
для живущих в воде организмов?
3. Почему у глубоководных рыб при вытаскивании их на поверхность
плавательный пузырь торчит
изо рта?
Слайд 25Проверим себя!
Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает
сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем же джин лупит во все стороны, если в газообразном состоянии не имеет ни рук, ни ног? Какой закон разрешает ему это делать?
Ответ: Молекулы, закон Паскаля.
2. Для космонавтов пищу изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. Что помогает космонавтам выдавливать пищу из тюбиков?
Ответ: Закон Паскаля
3. Как проще удалить вмятину с мячика для
настольного тенниса?
Ответ: Нагреть, например, бросить в горячую воду.
Слайд 26Подводим итоги урока:
Давайте вспомним, что сегодня делали на уроке, что узнали?
Как
передают давления жидкости и газы?
Какой закон объясняет передачу давления жидкостями и газами?
Как читается закон Паскаля?
В КАКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВАХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЗАКОН ПАСКАЛЯ ?
Посмотрим? ==>
Слайд 27Закон Паскаля положен в основу устройства многих механизмов.
Смотри рисунки запоминай
Слайд 282. Гидравлические подъемники
Назначение подвижного цилиндра - увеличение высоты подъема поршня. Для
опускания груза открывают кран.
Слайд 293. Заправочные агрегаты
Заправочный агрегат для снабжения тракторов горючим действует
так: компрессор нагнетает воздух в герметически закрытый бак с горючим, которое по шлангу поступает в бак трактора.
Слайд 304. Опрыскиватели
В опрыскивателях, используемых для борьбы с
сельскохозяйственными вредителями, давление нагнетаемого в сосуд воздуха на раствор яда - 500 000 Н/м2. Жидкость распыляется при открытом кране.
Слайд 315. Системы водоснабжения
Пневматическая система водоснабжения. Насос подает
в бак воду, сжимающую воздушную подушку, и отключается при достижении давления воздуха 400 000 Н/м2. Вода по трубам поднимается в помещения. При понижении давления воздуха вновь включается насос.
Слайд 326. Водометы
Струя воды, выбрасываемая водометом под давлением 1 000 000
000 Н/м2, пробивает отверстия в металлических болванках, дробит породу в шахтах. Гидропушками оснащена и современная противопожарная техника.
Слайд 337. При прокладке трубопроводов
Давление воздуха "раздувает" трубы, изготовленные в виде плоских
металлических стальных лент, сваренных по кромкам. Это значительно упрощает прокладку трубопроводов различного назначения.
Слайд 348. Пневматические трубопроводы
Давление в 10 000 - 30 000 Н/м2 работает
в пневмоконтейнерных трубопроводах. Скорость составов в них достигает 45км/час.
Слайд 36Сравнение давления твердых тел, газов и жидкостей
Слайд 37Домашнее задание:
Доделать таблицу
§36, ответить на вопросы.
Упражнение 14 на стр. 88. Задачи
№1,2.
Экспериментальное задание:
На боковой стенке высокой банки из-под кофе пробейте гвоздем отверстия на высотах 3см, 6см, 9см. поместите банку в раковину под водопроводный кран, открытый так, чтобы объем воды поступающий в банку и вытекающий из неё был одинаков. Проследите за струйками воды, вытекающими из отверстий банки, и сделайте вывод.
Слайд 38Лист самоанализа (нужное подчеркнуть)
Чувствую вдохновение, подавленность .
Интересно, неинтересно.
Не устал(ла), устал(ла).
Доволен(довольна), недоволен(недовольна).
Вызвало
затруднения(перечислить)……
Слайд 39Новые знания мы сегодня получали в соответствии с методом научного познания:
наблюдения => гипотеза => эксперимент => вывод.
Вы молодцы!