Слайд 1Урок физики
в 7 классе.
Тема урока:
«Плавание тел»
МБОУ СШ 2 с углубленным
изучением
отдельных предметов
2018
Слайд 2Цели урока
образовательная: выяснить условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает
и плавает
развивающая: развитие умения наблюдать и делать выводы при решении поставленных вопросов, развитие речи, мышления, умения пользоваться таблицей плотностей
воспитывающая : воспитание интереса к предмету и умения работать в группе
Слайд 3ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ
компьютер, экран, видеопроектор, доска, рисунки, магниты
сосуды с водой, сосуд
с растительным маслом
набор тел неодинаковой формы из различных веществ (гвоздь, свеча, пробка)
сырое яйцо, соль
ложка, блюдце
набор пластилина
Слайд 4РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА
Предметные результаты: определять условия плавания тел.
Метапредметные результаты:
организовывать
свою деятельность по решению поставленной задачи , наблюдать и формулировать выводы.
Личностные результаты: формировать познавательные способности учащихся и самостоятельное приобретение новых знаний и умений.
Слайд 5ТИП И ФОРМА урока
Тип урока: изучение нового материала
Форма
организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы и работы в группах.
Технология: проектно- исследовательская деятельность .
Слайд 6Организационный ЭТАП УРОКА
Деятельность учителя: организует деятельность по подготовке к уроку, приветствует
учащихся
Деятельность учащихся: готовят рабочее место, концентрируют внимание
Время: 1 минута
Слайд 7Этап изучения новых знаний. Проблемная постановка вопроса
Деятельность учителя: предлагает посмотреть на
картинки и определить тему исследования.
Деятельность учащихся: определяют тему исследования (плавание тел). Записывают число и тему урока .
Слайд 8Этап изучения новых знаний. Проблемная постановка вопроса
Деятельность учителя: предлагает в роли
объекта исследования использовать русскую поговорку «Что в воду упало, то пропало» и путём экспериментов, опытов и наблюдений либо опровергнуть, либо согласиться с этой поговоркой.
Деятельность учащихся: по ходу экспериментов либо соглашаются либо опровергают поговорку.
Слайд 9Этап изучения новых знаний.
Эксперимент №1
Учитель предлагает провести эксперимент - погружение
в сосуд с водой три разных тела (гвоздя, свечи, пробки) и определить, какие силы действуют на тела и как тела ведут себя в воде (тонут, всплывают, плавают).
Слайд 10Этап изучения новых знаний.
Эксперимент №1
Слайд 11ЭКСПЕРИМЕНТ №1.
Вопросы и предполагаемые ответы
Действует ли на эти тела сила
тяжести? (да)
А почему ? (если тела выпустить из рук, они упадут)
А в воде действует? (да)
Проверим (учащиеся проводят эксперименты)
Какой вывод можно сделать? (поговорка частично подтверждена, так как на тела кроме силы тяжести в воде, которая направлена вниз, действует сила Архимеда или выталкивающая сила, которая направлена вверх)
Слайд 12Этап изучения новых знаний.
Эксперимент №2
Учитель опускает в сосуд с водой
сырое яйцо – яйцо тонет.
Что это значит? (Сила тяжести больше архимедовой силы.)
Как заставить яйцо плавать в воде?
Слайд 13Эксперимент №2.
Вопросы и предполагаемые ответы
Как заставить яйцо плавать в воде?
(необходимо
увеличить плотность воды, вместе с плотностью увеличится архимедова сила, и яйцо всплывет)
Как увеличить плотность воды? (добавить в воду соль)
Учащийся проделывает опыт
Слайд 14Этап изучения новых знаний.
Эксперимент №3
Учитель ставит стакан с водой на
блюдце, сверху наливает подсолнечное масло.
Почему масло наверху? (Плотность масла меньше плотности воды)
Что нужно сделать, чтобы можно было собрать масло в блюдце?
Слайд 15Доливать воду в стакан до тех пор пока масло не окажется
на блюдце
Какой вывод можно сделать? (Поговорка опровергнута)
Этап изучения новых знаний.
Эксперимент №3
Слайд 16Этап изучения новых знаний.
Работа в группах
Учащиеся делятся на три группы.
Им предлагается оформить на бумаге следующие условия.
1 группе: условие, когда тело тонет
2 группе: условие, когда тело плавает
3 группе: условие, когда тело всплывает
Обсуждают, проводят теоретическое исследование совместно с учителем (с помощью известных формул) и формулируют условия плавания тел.
Слайд 17Этап изучения новых знаний.
Эксперимент №4
Учащиеся разбиваются на группы. Учитель формулирует
задание для групп.
У вас на столах имеется сосуд с водой и кусочки пластилина. Отломите небольшой кусочек пластилина и опустите его в воду.
Слайд 18Эксперимент №4.
Вопросы и предполагаемые ответы
Что произошло? (Пластилин утонул)
Почему? (Сила тяжести
больше архимедовой силы)
Как сделать так, чтобы пластилин не утонул? (Изменить форму пластилина. Сделать лодочку)
Какой вывод можно сделать? (Поговорка опровергнута)
Слайд 19Этап изучения новых знаний.
Эксперимент №4
Слайд 20Итоги урока
Деятельность учителя: учитель предлагает детям систематизировать выдвинутые гипотезы и полученные
ответы. Выводит на экран часть презентации с условиями плавания тел
Деятельность учащихся: дети выясняют, что плавание тел зависит от соотношения плотности тела и жидкости. Записывают таблицу в тетрадь.
Время: 5 минут
Слайд 22Рефлексия
Учитель даёт детям задание: сопоставить картинки с формулами (5 минут)
Слайд 23Рефлексия. Деятельность учащихся
Учащиеся присоединяют формулы к картинкам
Слайд 24Рефлексия
Учитель предлагает ответить на следующие вопросы:
Какова средняя плотность человека?
(Плотность тела человека
больше, чем воды, поэтому в пресной воде человек, который не умеет плавать, утонет, а в соленой – нет)
Каким способом добывают нефть (плотность нефти меньше плотности воды)?
(При добыче нефти в скважину наливают воду и нефть всплывает)