Слайд 2Звук передаётся с помощью звуковых волн. Они распространяются от источника звука
подобно кругам воды от брошенного камня
Слайд 3ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ - механические колебания, частоты которых лежат в пределах звуковых
частот. Могут распространяться в любой среде.
Слайд 4Распространение звука в твёрдых телах.
Лучше всего звук распространяется в твёрдых телах.
4500м/с.
Так, приложив ухо к земле, вы можете услышать, что происходит далеко от вас.
Распространение звука в газах.
Звуковые волны способны проходить сквозь газы. Скорость звука в воздухе составляет 340 метров в секунду.
Распространение звука в жидкостях.
Звуковые волны в жидкостях всегда распространяются лучше, чем в газах(в 4 раза быстрее).
Распространение звука в средах
Слайд 5Любой источник звука колеблется. Механические колебания, частота которых более 20 000Гц,
называются ультразвуками, а колебания с частотами менее 20 Гц – инфразвуками. Человеческое ухо не слышит ультра- и инфразвуки.
Слайд 6Летучие мыши испускают высокочастотные писки-сигналы и воспринимают их эхо, то есть
отражение этих сигналов от различных предметов. Чем короче промежуток времени между таким писком и эхом от него, тем ближе мыши к своей цели. Использование звука для обнаружения чего-либо называется эхолокацией
Слайд 7Летучие мыши могут различать самые высокие во всём животном мире звуковые
колебания – до 210 000 Гц.
Слайд 8Киты и дельфины также используют принцип эхолокации, отыскивая свой путь в
море. Воспринимая эхо звуков, они узнают, какие предметы и существа находятся вокруг них.
Слайд 9Не все животные слышат звуки так, как человек. Так, кузнечики слышат
лапками, совершая ими быстрые колебания узнают, откуда исходит звук. У змей нет ушей, и они не могут воспринимать звуки через воздух. Но они улавливают звуки, слушая землю. Рыбы слышат всем своим телом.
Слайд 10Ультразвук применяется для обследования материалов. Например, чтобы произвести техосмотр самолёта. Изучая
полученные с помощью эха данные, инженеры могут определить, нет ли в толщине металла трещин и разломов
Слайд 11Землетрясения и взрывы вызывают мощные колебания в почве. Такие колебания называются
сейсмическими волнами. Эти волны проходят различные жидкости и горные породы с разными скоростями. Измеряя их скорость геологи могут узнать, что протисходит в недрах Земли. Сейсмические волны также помогают отыскивать месторождения нефти.
Слайд 12Процесс возникновения и восприятия звуковых волн.
Слайд 13Еще с древних времен звуки служили людям средством связи и общения
друг с другом, средством познания мира и овладения тайнами природы.
Слайд 14Звуки – наши неизменные спутники. Они по-разному действуют на человека: радуют
и раздражают, умиротворяют и придают силы, ласкают слух и пугают своей неожиданностью .
Слайд 15Сейчас нас окружает море звуков, в том числе и вредных для
здоровья.
Слайд 16Источники звука могут быть естественными и искусственными:
Слайд 18Воздействие инфразвука на человека весьма своеобразно. Известен такой интересный случай. Как-то
в театре для пьесы о временах Средневековья заказали знаменитому физику Р. Вуду огромную органную трубу, около 40 метров длиной. Труба издает тем ниже звук, чем она длиннее. Такая длинная труба должна была издать уже не слышимый человеческим ухом звук. Звуковая волна в 40 м длиной соответствует частоте около 8 Гц. А это вдвое ниже нижнего предела слышимости человека по высоте. Конфуз получился, когда попробовали на спектакле воспользоваться этой трубой. Инфразвук такой частоты хотя и не был слышим, но близко подошел к так называемому альфа-ритму человеческого мозга (5 — 7 Гц). Колебания такой частоты вызвали у людей чувство страха и паники. Зрители разбежались, устроив при этом давку. Такие частоты вообще опасны для человека.
Слайд 19Подобными колебаниями некоторые даже объясняют таинственные события в океане, например в
Бермудском треугольнике, когда с кораблей исчезают люди. Ветер, отражаясь от длинных волн в океане, может породить инфразвук, губительно действующий на психику людей. Согласно этой гипотезе, люди на кораблях впадают в панику и сами выкидываются за борт.
Слайд 20Великий композитор Бетховен, например, вообще был глухим. Он приставлял к роялю
конец своей трости, а другой ее конец прижимал к зубам.::: И звук доходил до его внутреннего уха, которое было здоровым. Если взять в зубы тикающие наручные часы и заткнуть себе уши, то тиканье превратится в сильные, тяжелые удары — настолько оно усилится. Удивительные факты — почти глухие люди разговаривают по телефону, прижимая трубку к височной кости. Глухие часто
танцуют под музыку, ведь звук
проникает в их внутреннее ухо через
пол и кости скелета. Вот какими
удивительными путями доходят звуки
до слухового нерва человека, но
«музыкальный слух» при этом остается.
Слайд 21Таким образом звуки играют важную роль в жизни человека, так как
являются средством познания мира и овладения тайнами природы.
Слайд 22Опыт 1 Сравнение звучания фортепиано и камертона.
Данный опыт заключается в сравнении
«идеального» звучания ноты до 1 октавы т.е звука издаваемого камертоном, и звука который издает исследуемое фортепиано. Отличие заключается в том, что к основному тону, издаваемому фортепиано, добавляются еще и дополнительные гармоники, которые и придают фортепиано тембр, свойственный только этому инструменту..
Слайд 23Опыт 2. Изменение громкости.
Исследовались два звука, издаваемые нотой до первой октавы.
Первый звук мы играли ( очень громко) и получили осциллограмму, представленную на рис1
Второй звук играли (легато — очень тихо), соответствующая другая осциллограмма на рис2.
Видно, что звуки различаются по амплитуде: большей громкости соответствует большая амплитуда колебаний и наоборот.
рис1
рис2