Слайд 2Над лесными берегами,
В час вечерней тишины,
Шум и песни над
шатрами,
И огни разложены.
Слайд 31) Что имеет большую скорость распространения - звук или свет?
2) Какую
роль играют для рек леса?
3) Почему мы способны видеть огонь?
4) Каким видом теплообмена согреваются люди у огня?
Слайд 4И вдруг на долы дождь и град
Из туч сквозь молний извергались;
Волнами роя крутизны,
Сдвигая камни вековые,
Текли потоки дождевые...
Слайд 51) Что представляет собой град?
2) Как образуется град?
3) Как изменяется энергия
капель воды, града во время падения к Земле?
4) Какого цвета дождевые тучи? Почему?
5) Что такое молния? Как образуется?
6) Что увеличивается между небом и землёй перед грозой с точки зрения электростатики?
7) Воздух - плохой проводник электричества. Почему же все-таки происходит разряд в нём?
8) С какой скоростью распространяется свет?
9) Что наблюдаем раньше — молнию или гром?
10) Почему потоки дождевые способны сдвигать камни?
11) Что совершают потоки дождя с точки зрения механики?
12) Почему молнии ударяют в самые высокие предметы (деревья, шпили)?
13) Опасны ли потоки воды для людей?
14) Как уберечься от молнии во время грозы?
Слайд 6Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звёзд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день
Слайд 71) Почему при восходе небо сереет?
2) На какие частицы реагирует глаз
человека?
3) Почему с утра «ветер веет»?
4) Если на небе много звезд, каким будет утро? Почему?
5) Из какого произведения взяты эти строки стихотворения?
Слайд 8Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу
ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей.
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Слайд 91) Почему ночью холодно, а днем теплее?
2) Почему лужи покрываются льдом?
3)
Почему ручьи не замерзают, ведь согласно описанию автора «пруд уже застыл»?
4) Замерзает ли вода в прудах до дна?
5) Изменяются ли молекулы при переходе воды из жидкого состояния в твёрдое?
6) Как изменяется внутренняя энергия воды при агрегатных изменениях?
7) Что нужно озимой пшенице, чтобы она дала летом урожай?
8) Как готовятся к зиме деревья, звери?
9) Если резко «ударят» морозы, что может произойти с деревьями, озимыми?
Слайд 10Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слышать голос твой.
Месяц ясный светит
хладно,
Грустен ветра дальний вой.
Слайд 111) Какую частоту звука воспринимает человеческое ухо?
2) Почему звук слышен в
ограниченном пространстве?
3) Что переносит с собой звук?
4) Почему человек по-разному реагирует на звук?
5) Что такое музыкальный слух?
6) Почему месяц «светит хладно»?
Слайд 12Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Слайд 131) Почему орёл «неподвижно парит»?
2) Какие силы действуют на орла?
3) Как
будет вести себя птица, если будет падать на землю?
4) Каким зрением обладает орёл?
5) Как устроен глаз орла?
6) Как изменяется давление атмосферы с высотой?
7) Как движется тело, если падает вниз?
Слайд 14Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утёсов нагие громады.
Слайд 151) Как образуются тучи?
2) Почему вода «шумит»?
3) Почему вода «камень точит»?
4)
Какие превращения энергии происходят при падении воды с высоты?
5) Падают ли тучи к земле или находятся на одной и той же высоте?
Слайд 16Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый
полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
Слайд 17
1) Почему снег «трещит под ногами»?
2) Почему небо имеет синий цвет?
3)
Если «свод пестреет чистыми звездами», что можно сказать о погоде утром?
Слайд 18Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
«Ворон, где б нам
отобедать?
Как бы нам о том проведать?»
Слайд 191) Что такое звук?
2) Почему мы отличаем крик ворона от пенья
соловья?
3) Почему птицы летают?
4) Какая физическая сила способствует полёту птиц?
Слайд 20Долина тихая дремала,
В ночной одетая туман.
Слайд 211) Что такое собой представляет туман?
2) В какое время суток чаще
всего он появляется?
3) Почему туман представляет собой опасность при движении транспорта?
4) Как связаны между собой относительная влажность и туман?
Слайд 22Стоит широко дуб над важными гробами
Колеблясь и шумя.
Слайд 231) Что представляет собой колебательные движения?
2) К какому виду колебаний относится
описанное в строках стихотворения?
3) Что такое шум?
4) Почему ухо человека воспринимает шум?
5) Какие превращения энергии происходят при колебании тела?
Слайд 24Приняв губительные меры,
Носился, плавал коршун серый
И пал, как молния
на двор.
Слайд 251) Как понимаете выражение «коршун плавал»?
2) Какие силы позволяют парить птице
на одной высоте?
3) Какие превращения энергии происходят при падении птицы вниз?
4) Под действием какой силы коршун двигался вниз?
5) С каким ускорением двигался коршун вниз?
6) В каком виде движения участвовала птица при падении?
7) Почему птицы имеют обтекаемую форму?
Слайд 26 Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит
ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов шлёшь ответ;
Тебе ж нет отзыва... таков
И ты, поэт.
Слайд 271) Какую роль играет воздух в образовании звуков?
2) Что такое звук?
3)
К какому виду колебаний относится звук?
4) Чем отличаются друг от друга звуки, описанные в стихотворении?
5) Почему звук не способен распространяться на очень большие расстояния?
6) Чем характеризуются звуки?
Слайд 28Укрывшись от лучей полдневных,
У ручейка, наедине,
Для подкрепленья сил душевных,
Обедал в мирной тишине
Слайд 291) Чем отличаются лучи «полдневные» от утренних?
2) Что такое луч?
3) Что
переносит луч?
4) Почему у ручья лучше переноситься жара?
5) Что быстрее нагревается: вода или суша?
6) Что такое тень?
Слайд 30
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня
Парки бабье лепетанье,
Спящей
ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Слайд 311) Почему у часов ход однозвучный?
2) Чем отличаются друг от друга
звуки?
3) Чем можно охарактеризовать звуки?
4) Какой вид энергии сообщают пружинке при заводе часов?
Слайд 32Отвечает конь печальный:
«Оттого я присмирел,
Что я слышу топот дальний,
Трубный звук и пенье стрел;
Оттого я ржу, что в поле
Уж недолго мне гулять,
Проживать в красе и холе
Светлой сбруей щеголять»
Слайд 331) Почему стрелы в полете «поют»?
2) Есть ли цвета в природе?
3)
Можно ли слышать звук, приложив ухо к земле?
4) Одинакова ли скорость распространения звука по земле и по воздуху?
5) Почему с увеличением расстояния уменьшается слышимость?
Слайд 34На месте славного побега
Весной растопленного снега
Потоки мутные текли
И
рыли влажну грудь земли.
Слайд 351) Как с физической точки зрения можно назвать процесс таяния снега?
2)
Как называется температура таяния снега?
3) Почему вода проникает в землю?
4) Равны ли массы снега и воды, полученной из него?
Слайд 36Сквозь слёз, украдкой, как-нибудь,
Назло привычке и рассудку.
Забудет в зеркало
взглянуть —
То грустно ей уж не на шутку.
Слайд 37
1) Что представляет собой зеркало?
2) Назовите известные вам зеркальные поверхности?
3) Какое
изображение даёт плоское зеркало?
4) Как читаются законы отражения света?
5) Каким понятием вы пользуетесь, если делаете построения в зеркале?
6) Если бы вы оказались на планете, где атмосфера неоднородна, то каким бы
получилось ваше отражение в зеркале?
Слайд 38Но надо знать и честь полгода снег да снег,
Ведь это,
наконец, и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армадами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
Слайд 391) Что с точки зрения физики сохраняет в себе медведь, впавший
в спячку?
2) Почему на санках кататься лучше зимой, чем летом?
3) Если снег подтает, легче ли труднее будет кататься?
4) Какие превращения энергии происходят при скатывании на санках с горы?
5) Почему сани при скатывании с горы останавливаются?
6) Каким видом теплообмена нагревается воздух в доме от печи?
7) Зачем стекла делают двойными?
Слайд 40Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека, -
Ужель
один недвижим будет он?
Слайд 411) Что называют вращательным движением?
2) Что такое относительность движения?
3) Какова траектория
движения Земли относительно Солнца?
4) Можно ли утверждать, что покой относителен?
5) С постоянной ли линейной скоростью движется Земля вокруг Солнца?
6) С какой скоростью движется Земля вокруг своей оси?