Слайд 1
Технология развития критического мышления на уроках физики
МКОУ «Медведская СОШ»
учитель
физики
Лисюк Марина Александровна
Слайд 2«Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется
потребность что-то понять.»
С.Л.Рубинштейн
Слайд 3Технология критического мышления
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана
в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Слайд 4Какие цели и задачи ставит данная технология?
1) Формирование нового стиля мышления
2)
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
3) Развитие аналитического, критического мышления.
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 5Думать критически это:
Проявлять любознательность
Ставить перед собой вопросы
Осуществлять планомерный поиск ответов
Использовать исследовательские
методы
Сомневаться в общепринятых истинах
Отстаивать свою точку зрения
Быть внимательным к аргументам оппонентов
Слайд 6Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация учащихся к образовательному
процессу.
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Слайд 7Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
(по амер.
педаг. Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. 1997 г.)
Слайд 8Технология развития критического мышления: стадии и методические приемы
(по амер. педаг.
Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. 1997 г.)
Слайд 11Деятельность на стадиях
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа
ведется индивидуально, в парах или группах
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (печатный текст, фильм, лекция и т.д.). Работа ведется индивидуально или в парах.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Слайд 12
Домашнее задание направлено на составление структурно-логических схем с учётом новых знаний,
написание сказок, стихотворений, эссе, составление домашних задач, кроссвордов и т.д.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
- оценка (где ошибка?),
- диагноз (в чем причина?),
- самоконтроль (каковы недостатки?),
- критика (согласны ли вы? Опровергните, приведите контраргументы),
- прогноз (постройте прогноз).
Слайд 14Некоторые стратегии технологии развития критического мышления
Слайд 17Стадия «Вызов»
«Понятийное колесо»
Слайд 18Понятийное колесо на уроке физики в 7 (10) классе.
Тема «Силы
в природе»
Слайд 20
Стадия «Вызов» (актуализация субъективного опыта)
Стратегия ЗХУ
Слайд 22
Стадия Инсерт «Реализация смысла»
(Условные значки)
«✔» – уже знал
«+» –
новое
«–» – думал иначе
«?» – есть вопросы
Слайд 23Стратегия «Инсерт» на уроке физики в 8 классе.
Тема «Магниты. Магнитное
поле Земли»
Слайд 24Прием «Фишбоун»
(«Рыбная кость»)
Проблема:
Выводы:
Причина:
Причина:
факты:
факты:
Слайд 25Фишбоун на уроке физики в 8 классе
Тема «Электризация тел»
Почему происходит электриза-ция
тел
трение
каса-ние
облуче-ние светом
При расчёсывании волосы электризуются
Гильза заряжается от эбонитовой палочки
Работа ксерокса
Польза и вред от электризации тел
Слайд 26Каковы основные положения МКТ?
Теория является основанием для газовых законов
Фишбоун на уроке
физики (10 класс) Тема «Основные положения МКТ»
Любое вещество состоит из частиц
Все частицы непрерывно движутся
Частицы взаимо-действу-ют
Мех.дробление
Растворение веществ
Деформация
Расширение при нагревании
Диффузия
Броуновское движение
Смачивание
Склеивание
Сжатие
Растяжение
Слайд 30Синквейн
1 строка:
Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка:
Описание темы
(два прилагательных)
3 строка:
Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка:
Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка:
Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Слайд 31Синквейн на уроке физики 8 класс
Электризация тел
Электризация.
Вредная, полезная.
Трутся, искрятся, притягиваются.
Сообщение телу
электрического заряда.
Ей поддаются все тела.
Слайд 32Сила тяжести. Вес тела. (7 класс)
Сила тяжести.
Гравитационная, всеобщая.
Действует, прилагается, направлена.
Земля (или
другая планета) притягивает к себе тела.
Fт =mg
Слайд 33
Что дает ТРКМ ученику:
Повышение эффективности восприятия информации ;
Повышение интереса как к
изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
Умение ответственно относиться к собственному образованию;
Умение работать в сотрудничестве с другими;
Повышение качества образования;
Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
Слайд 34
Что дает ТРКМ учителю:
Умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
Возможность
использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
Слайд 35Источники
Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.
Просвещение,1968.
Загашев О.,. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб, 2003г., с.156.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.Просвещение. 2009.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 2009 Л.А. Горев «Занимательные опыты по физике».- М.: Просвещение, 2010.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами.- М.,ACADEMA, 2005.
Слайд 36Спасибо за внимание!
Недостаточно иметь хороший ум, главное – его использовать.
Рене Декарт