Презентация, доклад на тему ТЕМА УРОКА: ОТКРЫТИЕ РАДИОАКТИВНОСТИ. АЛЬФА-, БЕТА - И ГАММА-ИЗЛУЧЕНИЯ.

Вспомним изученное ранее:Что происходит с заряженной частицей, влетевшей в магнитное поле? Со стороны магнитного поля на движущуюся заряженную частицу действует сила ЛоренцаНаправление силы Лоренца определяется по правилу левой руки.Как определить направление силы Лоренца?

Слайд 1РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ по теме «Радиоактивность. Виды радиоактивных

излучений»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ по теме «Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений»

Слайд 2Вспомним изученное ранее:
Что происходит с заряженной частицей, влетевшей в магнитное поле?

Направление силы Лоренца определяется по правилу левой руки.

Как определить направление силы Лоренца?

Слайд 3Вспомним изученное ранее:
Каково строение атомного ядра?
Чему равно число протонов в

ядре?

ядра всех химических элементов состоят из нуклонов: протонов и нейтронов

число протонов в ядре равно порядковому номеру элемента в таблице Менделеева и называется зарядовым числом Z

Как условно обозначаются ядра химических элементов?

Z – зарядовое число, которое показывает число протонов в ядре (порядковый номер в таблице Менделеева)
А - массовое число, которое показывает : -  число нуклонов в ядре A = N + Z  , где N – число нейтронов в ядре

Вспомним изученное ранее:Каково строение атомного ядра? Чему равно число протонов в ядре? ядра всех химических элементов состоят

Слайд 4Открытие радиоактивности
Явление радиоактивности было открыто французским учёным А. Беккерелем в 1896

г.

Открытие радиоактивностиЯвление радиоактивности было открыто французским учёным А. Беккерелем в 1896 г.

Слайд 5Открытие радиоактивности
Позже выяснилось, что все химические элементы с

порядковым номером более 83, то есть расположенные в таблице Менделеева после свинца, являются радиоактивными. В природе существует только 272 стабильных атомных ядра. Естественная радиоактивность химических элементов не зависит от внешних условий.
Открытие радиоактивности   Позже выяснилось, что все химические элементы с порядковым номером более 83, то есть

Слайд 6Подготовьте в тетради таблицу и заполните её во время урока

Подготовьте в тетради таблицу и заполните её во время урока

Слайд 7Изучение радиоактивности
В 1899 году английский учёный Эрнест Резерфорд обнаружил, что в

состав радиоактивного излучения входит два вида излучения, которые он назвал альфа-лучи и бета-лучи

Учёные обнаружили, что при действии магнитного поля на излучение радия одни лучи отклоняются, а другие нет.

В 1900 году французский учёный Поль Виллард открыл третий вид радиоактивного излучения - гамма-лучи.

Изучение радиоактивностиВ 1899 году английский учёный Эрнест Резерфорд обнаружил, что в состав радиоактивного излучения входит два вида

Слайд 8Эксперимент, доказывающий, что радиоактивное излучение имеет сложный состав:
Пучок радиоактивного излучения радия

выходит из узкого отверстия толстостенного свинцового сосуда с крупицей радия на дне. Проходя через магнитное поле, излучение фиксируется фотопластинкой. Было известно, что магнитное поле отклоняет только заряженные летящие частицы, причем положительные и отрицательные в разные стороны.
Эксперимент, доказывающий, что радиоактивное излучение имеет сложный состав:Пучок радиоактивного излучения радия выходит из узкого отверстия толстостенного свинцового

Слайд 9Опыт Резерфорда по исследованию радиоактивного излучения

Опыт Резерфорда по исследованию радиоактивного излучения

Слайд 10Виды радиоактивного излучения
Радиоактивные излучения делятся на три вида:
Альфа-излучение (α-излучение)
Бета-излучение

(β-излучение)
Гамма-излучение (γ- излучение)
Виды радиоактивного излученияРадиоактивные излучения делятся на три вида: Альфа-излучение (α-излучение) Бета-излучение (β-излучение)Гамма-излучение (γ- излучение)

Слайд 11Проникающая способность радиоактивных излучений

Проникающая способность радиоактивных излучений

Слайд 12Альфа-излучение

способность, но малую проникающую способность. Радиационный риск при внешнем облучении такими альфа-частицами отсутствует. Однако проникновение альфа-активных радионуклидов внутрь тела, когда облучению подвергаются непосредственно ткани организма, весьма опасно для здоровья.
Альфа-излучениеСвойства: альфа-излучение слабо отклоняется электрическими и магнитными полями, проявляет сильную ионизирующую способность, но малую проникающую способность. Радиационный

Слайд 13Бета-излучение

способность, а ионизирующая способность в 2 раза меньше, чем у альфа-излучения
Бета-излучениеСвойства: бета-излучение сильно отклоняется электрическими и магнитными полями, проявляет большую проникающую способность, а ионизирующая способность в 2

Слайд 14Гамма-излучение
Гамма-излучение (γ-излучение) — электромагнитное излучение с длиной волны менее 10-10

м, имеющее ярко выраженные корпускулярные свойства, то есть являющееся потоком γ-квантов.

Свойства: гамма-излучение не отклоняется электрическими и магнитными полями, ионизирующая способность относительно небольшая, проявляет очень большую проникающую способность: пробег в воздухе –несколько сот метров, в свинце – до 5 см, тело человека пронизывают насквозь.

Гамма-излучениеГамма-излучение (γ-излучение) — электромагнитное излучение с длиной волны менее  10-10 м, имеющее ярко выраженные корпускулярные свойства,

Слайд 15Радиоактивные превращения
Английскими физиками Эрнестом Резерфордом и Фредериком Содди

было доказано, что во всех радиоактивных процессах происходят взаимные превращения атомных ядер химических элементов.

Естественная радиоактивность – самопроизвольное превращение ядер некоторых химических элементов в ядра других химических элементов, которое сопровождается выбросом частиц и электромагнитным излучением.

Радиоактивные превращения ядер бывают различных типов: α-распад, β-распад.
Превращения подчиняются правилу смещения.

Радиоактивные превращения   Английскими физиками Эрнестом Резерфордом и Фредериком Содди было доказано, что во всех радиоактивных

Слайд 16α-распад
При альфа-распаде ядро испускает одну α-частицу (ядро гелия-4),

и из одного химического элемента образуется другой, расположенный на две клетки левее в периодической системе Менделеева:
α-распад   При альфа-распаде ядро испускает одну α-частицу (ядро гелия-4), и из одного химического элемента образуется

Слайд 17β-распад

другой, расположенный на клетку правее в периодической системе Менделеева:

Электроны возникают при β-распаде в результате превращения нейтрона в протон.

β-распадПри бета-распаде испускается один электрон, и из одного химического элемента образуется другой, расположенный на клетку правее в

Слайд 18Излучение гамма-квантов
В процессе радиоактивного излучения ядра атомов могут

излучать гамма-кванты. Излучение гамма-квантов не сопровождается распадом ядра атома. Гамма-излучение зачастую сопровождает явления альфа- или бета-распада. При альфа- и бета-распаде новое возникшее ядро первоначально находится в возбужденном состоянии и , когда оно переходит в нормальное состояние, то испускает гамма-кванты, то есть фотоны в оптическом или рентгеновском диапазоне волн. Фотоны не имеют массы покоя и заряда.

Излучение гамма-квантов   В процессе радиоактивного излучения ядра атомов могут излучать гамма-кванты. Излучение гамма-квантов не сопровождается

Слайд 19α-распад и β-распад

α-распад и β-распад

Слайд 20Упражнения
1. Запишите реакцию бета-распада ядра

2. Запишите реакцию альфа-распада ядра

Упражнения1. Запишите реакцию бета-распада ядра 2. Запишите реакцию альфа-распада ядра

Слайд 21С помощью правила смещения и таблицы элементов Менделеева решите задачи
Задача 1:

Изотоп тория 23090Th испускает α-частицу. Какой элемент при этом образуется? Задача 2: Изотоп тория 23090Th испускает β-радиоактивен. Какой элемент при этом образуется?
Задача 3. Протактиний 23191Рa α-радиоактивен. Определите, какой элемент получается в результате этого распада. Задача 4. В какой элемент превращения уран 23992U после двух последовательных β-распадов и одного α-распада? Задача 5. Написать цепочку ядерных превращений неона 2010Ne :  β, β, β, α, α, β, α, α.
С помощью правила смещения и таблицы элементов Менделеева решите задачиЗадача 1: Изотоп тория 23090Th испускает α-частицу. Какой