Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
Слайд 2Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание
подталкивает, цель манит, а увлечение движет.
С. Соловейчик
Слайд 3Почему именно проекты?
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране,
так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Слайд 4 Метод проектов – совокупность учебно-познавательных
приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательной презентацией результатов
- (от лат. projectus - брошенный вперед)
совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия;
предварительный текст какого-либо документа;
замысел,план.
Энциклопедический словарь
Слайд 6Проектно-исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность и проектная деятельность близки, хотя и имеют некоторые отличия. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» (А.И. Савенков). На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Слайд 7Цели проектной деятельности
Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации
и рефлексии.
Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
Развитие исследовательских умений.
Слайд 8Метод позволяет развивать:
Аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых
фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений.
Ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.
Логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.
Слайд 9Психологический аспект метода проектов
Удовлетворение важных потребностей подростков:
желания подростка
почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.
склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.
стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. В противном случае реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами.
Слайд 10Позиция учителя
Из носителя готовых знаний он превращается в
организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Слайд 12Прикладные
Они направлены на получение конкретного результата деятельности. Продукт заранее определён и
может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона
Слайд 13Информационные
Они направлены на сбор информации о каком-либо явлении или объекте с
целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (создание информационной среды класса или школы).
Слайд 14Исследовательские
Они предполагают деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы
с характерными для любой научной работы методами исследования.
Слайд 15Творческие
Максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (театральная постановка).
Слайд 16Ролевые – игровые проекты
Они направлены на реконструкцию и моделирование определённых ситуаций,
что даёт возможность глубже погрузиться в определённую тему.
Слайд 17Основные этапы работы
над проектом
Слайд 181-й этап – подготовительный:
Выбор темы;
Формулировка гипотезы (предположение о результатах);
Определение целей;
Определение задач;
Определение
количества участников.
2-й этап – поисковый:
Поиск и сбор информации;
Изучение специальной литературы;
Обмен и обсуждение информации с другими участниками проекта.
Слайд 193-й этап – аналитический:
Анализ информации;
Отбор наиболее значимых данных;
Выстраивание общей логической схемы
выводов для подведения итогов.
4-й этап – презентация полученных результатов:
Оформление портфолио;
Защита проекта;
Подведение итогов.
Слайд 20Этапы формирования навыков проектно-исследовательской деятельности
(7-8 классы), выполнение индивидуальных мини-проектов:
изготовление физических приборов
или моделей из подручных средств;
выполнение схем и чертежей проектируемых устройств;
изготовление плакатов по теории (см. «портрет формулы»);
презентации и слайд-шоу.
Слайд 22Изготовление простейших физических приборов
Слайд 25Плакат на тему «Законы механики»
Слайд 26Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности
(8-9 классы), выполнение групповых проектов с распределением обязанностей
в группе и защитой проекта :
изготовление физических устройств, моделей;
выполнение мини-исследований;
изготовление учебных таблиц для кабинета;
Слайд 27Плакат на тему «Законы механики»
Слайд 28Проект по теме «Маятник»
9 классы (9А, 9Б, 9В).
Время выполнения - 2 урока.
Накануне формируем группы 4-5 человек, формулируем темы.
Примерные темы:
Маятник Максвелла.
Маятник Фуко.
Японский маятник.
Маятниковые часы.
Д/З на первый урок по группам: подготовить подборку теоретического материала, принести все необходимое для выполнения изделия.
Слайд 29Проект по теме «Маятник»
9 классы
1-й урок.
Распределение обязанностей в группе.
Возможные роли:
Капитан – распределяет обязанности, следит за работой, контролирует выставление оценок.
Дизайнер – выполняет задание.
Художник – выполняет рисунки.
Докладчик – выступает, отвечает на вопросы.
Секретарь – оформляет письменный отчет.
Систематизация теоретического материала.
Изготовление маятника, модели или игрушки-маятника.
Д/З на второй урок: окончательное оформление работы.
Слайд 30Проект по теме «Маятник»
9 классы
2-й урок.
Презентация результатов деятельности:
историческая
справка,
объяснение принципа работы устройства,
демонстрация маятника в действии.
Рефлексия.
Коллективное оценивание результата.
Слайд 31Работы на НПК
Физика в природе
Влияние сферической формы
заварочного чайника на процесс теплопередачи
Экологические
виды транспорта
Слайд 32Работы на НПК
Поведение чаинок при заваривании чая.
Оптическая система глаза. Иллюзии. Диск
Бэнхэма.
Старинные русские
меры
Слайд 33Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности
(10-11 классы), выполнение групповых и индивидуальных работ разного
типа:
исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным;
исследований, связанных с изучением характеристик и свойств организма человека;
исследований, в результате которых будет создан значимый продукт.
Слайд 35Три уровня организации исследовательского обучения
первый: педагог сам ставит проблему и
намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Слайд 36Результаты
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию
условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникабельны, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Слайд 37Оценивание проекта
(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)
85 – 100 баллов –
«отлично»;
70 – 85 баллов – «хорошо»;
50 – 70 баллов – «уд.-но»;
менее 50 баллов - «неуд.-но».