Презентация, доклад на тему Слайд-шоу: Алгоритмы в преподавании физики средней школы

Содержание

Содержание цифрового образовательного ресурсаиспользование законов преломления и отражения светапостроение изображений предметов и точек в линзахпостроение графиков изопроцессов

Слайд 1СЛАЙД-ШОУ: « АЛГОРИТМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

СЛАЙД-ШОУ:  « АЛГОРИТМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

Слайд 2Содержание цифрового образовательного

ресурса

использование законов преломления и отражения света
построение изображений предметов и точек в линзах
построение графиков изопроцессов

Содержание цифрового    образовательного        ресурсаиспользование законов преломления и

Слайд 3Цель методической разработки
создание условий для успешного освоения материала тем физики «Световые

явления (8 класс),«Геометрическая оптика» (11 класс) и «Газовые законы»
(10 класс)
Цель методической разработкисоздание условий для успешного освоения материала тем физики «Световые явления (8 класс),«Геометрическая оптика» (11 класс)

Слайд 4 Цифровой образовательный ресурс

предполагает

обучение в диалоговом режиме (компьютер-учащийся)
управляемость (в любой момент возможна корректировка процесса обучения учителем)
адаптивность процесса обучения
индивидуализацию и дифференциацию
активную самостоятельную работу
возможность организации как индивидуальной, так и групповой работы

Цифровой образовательный ресурс      предполагаетобучение в диалоговом

Слайд 5Группы слайдов
слайды для объяснения нового материала
опорные слайды
слайды - алгоритмы решения

задач
Группы слайдовслайды для объяснения нового материалаопорные слайды слайды - алгоритмы решения задач

Слайд 6Слайды для объяснения нового материала
Используются при введении понятий:
дисперсии

света
полного внутреннего отражения
применение полного отражения
ход лучей в плоскопараллельной пластинке и треугольной призме
Слайды для объяснения    нового материала Используются при введении понятий:дисперсии светаполного внутреннего отраженияприменение полного отраженияход

Слайд 7 ХОД ЛУЧЕЙ В ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОЙ

ПЛАСТИНКЕ

Пластинка не изменяет направление луча, а только его смещает.
Величина смещения зависит от толщины пластинки



ХОД ЛУЧЕЙ В ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОЙ       ПЛАСТИНКЕПластинка не изменяет

Слайд 8Ход лучей в треугольной призме.

Призма

отклоняет падающий на неё луч к основанию
Ход лучей в треугольной        призме.Призма отклоняет падающий на неё луч

Слайд 9 Разложение белого света в спектр
спектр

Белый

свет

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Как однажды Жак Звонарь головой сломал фонарь.

Разложение белого     света в спектр спектрБелый свет Каждый охотник желает знать,

Слайд 10Полное отражение
Возникает только при переходе света из более плотной среды в

менее
плотную.

Луч 5 испытывает полное отражение, так как угол его падения на границу раздела сред больше предельного угла полного отражения.

вода

воздух

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

Полное отражениеВозникает только при переходе света из более плотной среды в менее

Слайд 11Применение полного отражения
Ход лучей в поворотной

призме


1

2

2

1

Применение полного       отраженияХод лучей в поворотной призме1221

Слайд 12Применение полного отражения
Ход лучей в оборотной

призме



1

2

2

1

Применение полного       отраженияХод лучей в оборотной призме1221

Слайд 13 Применение полного отражения
Ход лучей в поворотной призме


1
1
2
2
α0

= 40
Применение полного    отраженияХод лучей в поворотной призме1122α0 = 40

Слайд 14Опорные слайды
Характерные лучи собирающей и рассеивающей линзы (8 класс)
Параллельные лучи

собирающей и рассеивающей линзы
(11 класс)
Характеристики изображения
(8 класс)
Графики изопроцессов (10 класс)
Сравнение графиков изопроцессов (10 класс)
Опорные слайды Характерные лучи собирающей и рассеивающей линзы (8 класс)Параллельные лучи собирающей и рассеивающей линзы  (11

Слайд 15 ОСНОВНЫЕ ЛУЧИ ДЛЯ СОБИРАЮЩЕЙ ЛИНЗЫ
F
1
3
2


Характерные лучи
1.

луч, идущий параллельно
главной оптической оси ,
после преломление идёт
через главный фокус линзы

2. луч, проходящий через
оптический центр линзы,
не преломляется

3. луч, проходящий через главный фокус линзы, после преломления идёт параллельно главной оптической оси линзы.

F


ОСНОВНЫЕ ЛУЧИ ДЛЯ    СОБИРАЮЩЕЙ ЛИНЗЫF132Характерные лучи1. луч, идущий параллельно

Слайд 16 Основные лучи для рассеивающей линзы
Характерные

лучи

F


1


2


F

3

1. Луч проходящий параллельно главной оптической оси преломляется так, что его продолжение проходит через фокус

2. Луч проходящий через оптический центр линзы не преломляется

3. Луч падающий на линзу в направлении фокуса преломляется параллельно главной оптической оси


Основные лучи для    рассеивающей линзы Характерные лучиF12F31. Луч проходящий параллельно главной

Слайд 17 Основные лучи для собирающей линзы
Параллельные

лучи

1

3

2



Fгл

Fпоб

Фокальная плоскость

Лучи, падающие на линзу под углом к главной оптической оси,
будут пересекаться в точке, которую называют побочным фокусом.


Основные лучи для    собирающей линзыПараллельные лучи132FглFпоб  Фокальная плоскостьЛучи, падающие

Слайд 18 Основные лучи рассеивающей

линзы

Параллельные лучи

F


1


2

F

3

1. Луч 2 не преломляется, поэтому строим его продолжение

2. Проводим фокальную плоскость через мнимый фокус

3.Находим точку пересечения луча 2 с фокальной плоскостью и отмечаем побочный фокус



Fпоб

4.Лучи 1 и 3 проводим так, чтобы их продолжения прошли через побочный фокус


Основные лучи    рассеивающей линзы Параллельные лучиF12F31. Луч 2

Слайд 19Характеристика изображения предмета
Если изображение точки получается на пересечении самих лучей, то

изображение действительное

Если изображение точки получается на пересечении продолжения лучей, то изображение мнимое


Характеристика изображения предметаЕсли изображение точки получается на пересечении самих лучей, то изображение действительноеЕсли изображение точки получается на

Слайд 20Графики изопроцессов

Графики   изопроцессов

Слайд 21 Изотермический процесс

(Т = const)


V

P

T

V

P

T




Изотермический     процесс        (Т = const)VPTVPT

Слайд 22 Изохорный процесс
(V

= const)

V

P

T

V

P

T



Изохорный процесс        (V = const)VPTVPT

Слайд 23 Изобарный процесс
(p

= const)

V

P

T

V

P

T



Изобарный процесс        (p = const)VPTVPT

Слайд 24Сравнение графиков
Сравним изобары
V
T
P3
P2
P1
T1
T2
T3
PV
T
=
const
Так как
T1 < T2 < T3
то
P1 < P2

< P3
Сравнение графиковСравним изобарыVTP3P2P1T1T2T3PVT=constТак как T1 < T2 < T3тоP1 < P2 < P3

Слайд 25Сравнение графиков
Сравним изохоры
P
T
V3
v2
V1
T1
T2
T3
PV
T
=
const
Так как
T1 < T2 < T3
то
V1 < V2

< V3


Сравнение графиковСравним изохорыPTV3v2V1T1T2T3PVT=constТак как T1 < T2 < T3тоV1 < V2 < V3

Слайд 26Сравнение графиков
Сравним изотермы
P
V
T3
T2
T1
V1
V2
V3
PV
T
=
const
Так как
V1 < V2 < V3
то
T1

T2 < T3




Сравнение графиковСравним изотермы PVT3T2T1V1V2V3PVT=constТак как V1 < V2 < V3тоT1 < T2 < T3

Слайд 27 Алгоритмы решения задач

Алгоритмы   решения     задач

Слайд 28 Задачи по теме:
« Построение изображений предметов и точек

в линзах»
(8 класс)
Задачи по теме: « Построение изображений предметов и точек в линзах»  (8 класс)

Слайд 29Изображения линейного предмета в собирающей линзе
Предмет находится за двойным фокусом

А
F
В
F
В1
А1


Изображение предмета

действительное, перевёрнутое, уменьшенное

2F



характеристика

Характерные лучи

Изображения линейного предмета в собирающей линзеПредмет находится за двойным фокусомАFВFВ1А1Изображение предмета действительное, перевёрнутое, уменьшенное2FхарактеристикаХарактерные лучи

Слайд 30Изображения линейного предмета в собирающей линзе
Предмет находится в двойном фокусе


А
F
В
F
2F

А1
В1
Изображение

предмета действительное, перевёрнутое, в натуральную величину


2F

Изображения линейного предмета в собирающей линзеПредмет находится в двойном фокусе АFВF2FА1В1Изображение предмета действительное, перевёрнутое, в натуральную величину2F

Слайд 31Изображения линейного предмета в собирающей линзе
Предмет находится между фокусом и двойным

фокусом



А

F

В

F

2F


В

А1

Изображение действительное, перевёрнутое, увеличенное

В1

Изображения линейного предмета в собирающей линзеПредмет находится между фокусом и двойным фокусом АFВF2FВА1Изображение действительное, перевёрнутое, увеличенноеВ1

Слайд 32Изображения линейного предмета в собирающей линзе
Предмет находится в фокусе линзы


А
F
F
2F

В
Изображения

предмета нет
Изображения линейного предмета в собирающей линзеПредмет находится в фокусе линзы АFF2FВИзображения предмета нет

Слайд 33Изображения линейного предмета в собирающей линзе
Предмет находится между фокусом и линзой




А

F

В1

F

2F


Изображение предмета мнимое, прямое, увеличенное

А1

В

Изображения линейного предмета в собирающей линзеПредмет находится между фокусом и линзой АFВ1F2FИзображение предмета мнимое, прямое, увеличенноеА1В

Слайд 34 Изображение линейного предмета в рассеивающей

линзе.

Изображение мнимое, прямое и уменьшенное

F


В


А


F

А1

В1


Изображение линейного    предмета в рассеивающей

Слайд 35Изображение линейного предмета в рассеивающей

линзе.

1. Провести из точки В луч параллельный главной оптической оси, продолжение которого после преломления пройдет через фокус

F


В


А


F

2. Из точки В провести луч через фокус – он не преломляется

3. Отметить точку пересечения лучей В1 - это и будет изображение точки В

4. Опустить перпендикуляр из точки В1 на главную оптическую ось и отметить точку А1

А1

В1



Изображение линейного предмета в рассеивающей          линзе.1. Провести из

Слайд 36 Нахождение местоположения линзы и её фокусов.
1.

Соединить точки S и S1

F

S

S1

2. В точке пересечения линии с главной оптической осью нарисовать линзу

4. Провести луч параллельно главной оптической оси (SM)

М

5. Соединить точки М и S1 и на пересечении линии с главной оптической осью отметить фокус линзы

3. Так как изображение действительное, то линза собирающая

F





Нахождение местоположения линзы и её фокусов.1. Соединить точки S и S1FSS12. В

Слайд 37 Нахождение местоположения линзы и её фокусов.
1.

Через точки S и S1 провести прямую до пересечения с главной оптической осью.

F

S

S1

2. В точке пересечения линии с главной оптической осью нарисовать линзу

4. Провести луч параллельно главной оптической оси (SM)

М

5. Через точки М и S1 провести прямую и на пересечении линии с главной оптической осью отметить фокус линзы

3. Так как изображение точки мнимое, то линза рассеивающая

F





Нахождение местоположения линзы и её фокусов.1. Через точки S и S1 провести

Слайд 38Построить дальнейший ход луча в призме.

1. При переходе из менее

плотной среды (воздух) в более плотную (стекло) угол преломления меньше угла падения

2. На нижней грани луч будет переходить из более плотной среды (стекла) в менее плотную (воздух), поэтому угол падения будет меньше угла преломления

Построить дальнейший   ход луча в призме.1. При переходе из менее плотной среды (воздух) в более

Слайд 39Построить дальнейший ход луча в призме.
1. Луч падает на призму

перпендикулярно ( = 0), поэтому он преломляться не будет ( =0)

2. На правой грани луч будет переходить из более плотной среды (стекла) в менее плотную (воздух), поэтому угол падения будет меньше угла преломления


Построить дальнейший   ход луча в призме.1. Луч падает на призму перпендикулярно ( = 0), поэтому

Слайд 40 Построить изображение предметов в плоском зеркале
М
N
А
В
А1
В1
1. Из точек А

и В опустить перпендикуляры на зеркало и продлить их на такое же расстояние за зеркало, получив точки А1 и В1

2. Соединить точки А1 и В1

М

N


А

В

С


А1

В1

С1

Построить изображение предметов в плоском зеркалеМNАВА1В11. Из точек А и В опустить перпендикуляры на зеркало

Слайд 41 Задачи по теме:
«Газовые законы»
(10

класс)
Задачи по теме: «Газовые законы»   (10 класс)

Слайд 42Задачи на построение графиков изопроцессов
1 уровень

Дан график 2-х
изопроцессов в
координатах

P и T.
Построить графики данных
изопроцессов в координатах P,V и V,T

1

T

Р

2

3

Задачи на построение графиков изопроцессов1 уровеньДан график 2-х изопроцессов в координатах P и T.Построить графики данных изопроцессов

Слайд 43Алгоритм решения задачи
Проведём анализ
данных
изопроцессов:

1-2: T = const,

P- уменьшается,
V- увеличивается
2-3: P = const,
T-увеличивается,
V- увеличивается

Построим графики изопроцессов

T

V

p

V


3

2

1

1

2

3



Алгоритм решения задачиПроведём анализданных изопроцессов:1-2: T = const,     P- уменьшается,

Слайд 44Задачи на построение графиков изопроцессов
2 уровень

Дан график 3-х
изопроцессов в
координатах

P и T.
Построить графики данных
изопроцессов в координатах P,V и V,T

1

T

p

2

3

Задачи на построение графиков изопроцессов2 уровеньДан график 3-х изопроцессов в координатах P и T.Построить графики данных изопроцессов

Слайд 45Алгоритм решения задачи

1-2: V = const

P- увеличивается
T- увеличивается

2-3: T = const
P-уменьшается
V- увеличивается

3-1: P –const
V- уменьшается
T- уменьшается

T

V

p

V


3

2

1

1

2

3




Алгоритм решения задачи1-2: V = const     P- увеличивается     T-

Слайд 46Задачи на построение графиков изопроцессов
3 уровень

Дан график

4-х
изопроцессов в
координатах V и T.
Построить графики данных
изопроцессов в координатах P,V и P,T

1

T

V

2

3

4

Задачи на построение графиков изопроцессов    3 уровеньДан график 4-х изопроцессов в координатах V и

Слайд 47Алгоритм решения задачи
1-2: T = const

V- увеличивается
P- уменьшается
2-3: V = const
T-увеличивается
P- увеличивается
3-4: T –const
V- уменьшается
P- увеличивается
4-1: V – const
P - уменьшается
T - уменьшается

T

V

p

P


3

2

1

1

2

3


4

4




Алгоритм решения задачи1-2: T = const     V- увеличивается     P-

Слайд 48 Решение задач на сравнение параметров

газа

На рисунке дан график зависимости давления идеального газа от температуры. В какой точке объём газа будет максимальным, а в какой - минимальным







1

2

3

4

P

T

Решение задач на сравнение параметров        газа На рисунке дан

Слайд 49 Алгоритм решения задачи
1. проведём

изохоры через точки 1,2,3 и 4







1

2

3

4

P

T

V1

V2

V3

V4

2. Из рисунка видно, что
V1 < V2 < V3 < V4

3. Следовательно в точке 4 объём наибольший, а точке 1 – наименьший.


Алгоритм решения       задачи 1. проведём изохоры через точки 1,2,3 и

Слайд 50 Задачи по теме:
«Построение изображений предметов и точек в линзах»


(11 класс)
Задачи по теме: «Построение изображений предметов и точек в линзах»  (11 класс)

Слайд 51 Изображение предмета в собирающей линзе.

Предмет расположен на главной оптической оси

F


А

Fпоб

B

F



А1

B1

1. Из точек А и В проводим два произвольных параллельных луча

2. Провести побочную оптическую ось, параллельную данным лучам

3. Построить фокальную плоскость

4. Отметить побочный фокус и провести через него преломленные в линзе лучи

5. Отметить точки А1 и B1 и соединить их






Изображение предмета в      собирающей линзе. Предмет расположен на главной оптической

Слайд 52

F
F
A
B
B1
A1
1. Соединить точки А и А1
Нахождение

местоположения линзы и её фокусов

2.На пересечении линии с главной оптической остью нарисовать линзу перпендикулярно оси

4. Провести из точки В луч параллельно главной оптической оси ВС

С

5. Соединить точки С и В1

6. На пересечении луча СВ1 с главной оптической осью отметить фокус линзы

3.Так как изображение предмета перевёрнутое, то линза собирающая

FFABB1A11. Соединить точки А и А1     Нахождение местоположения линзы и

Слайд 53 ПОСТРОЕНИЕ ПРЕЛОМЛЕННОГО ЛУЧА


F

Провести побочную

оптическую ось, параллельную падающему лучу

2. Построить фокальную
плоскость

3. Отметить побочный фокус

4. Через побочный фокус провести
преломленный луч


Fпоб


ПОСТРОЕНИЕ   ПРЕЛОМЛЕННОГО ЛУЧАFПровести побочную оптическую ось, параллельную падающему лучу2.

Слайд 54Построение падающего луча


F


F
Fпоб
2.

Воспользуемся обратимостью светового луча

Проведём побочную оптическую ось, параллельную отражённому лучу

3. Построим фокальную плоскость

4. Отметим побочный фокус

5. Через побочный фокус проведём преломленный луч

6. Снова воспользуемся обратимостью светового луча и построим падающий луч


Построение падающего          лучаFFFпоб2. Воспользуемся обратимостью   светового

Слайд 55

F
F
Fпоб

Построение преломленного
луча в рассеивающей

линзе.

1. Провести прямую параллельную падающему лучу

2. Построить фокальную плоскость

3. Отметить побочный фокус

4. Провести луч так, чтобы его продолжение проходило через побочный фокус


FFFпоб   Построение преломленного   луча в рассеивающей линзе.1. Провести прямую параллельную падающему лучу2. Построить

Слайд 56 Изображение точки в собирающей линзе.
Точка расположена на

главной оптической оси

F


S

F

S1

1. Из точки S проводим произвольный луч, падающий на линзу

2. Параллельно проводим побочную оптическую ось

3. Строим фокальную плоскость и отмечаем побочный фокус


Fпоб

4. Через побочный фокус проводим преломленный луч до пересечения с главной оптической осью и отмечаем точку s1





Изображение точки в    собирающей линзе.Точка расположена на главной оптической осиFSFS11. Из точки

Слайд 57 Изображение точки в рассеивающей

линзе.

1. Из точки S провести произвольный луч на линзу

F


S

F


S1

2. Провести побочную оптическую ось параллельную данному лучу.

3.Построить фокальную плоскость

4. Отметить побочный фокус

5. Преломленный луч будет иметь такое направление, что его продолжение пройдёт через побочный фокус

6. Изображение S 1 точки получается на пересечении с главной оптической осью

Fпоб





Изображение точки в      рассеивающей линзе.1. Из точки S провести

Слайд 58Найти фокусное расстояние системы 2-х собирающих

линз

1. Провести луч параллельно главной оптической оси, который после преломления в линзе 1 пойдёт в направлении её фокуса (F1)



О1

О2

F2

F1

1

2. Через центр линзы 2 провести прямую параллельную падающему на линзу лучу.

F

2

3. Построить фокальную плоскость и отметить побочный фокус линзы

Fпоб

4.Через побочный фокус провести преломленный в линзе 2 луч.

5. Отметить искомый фокус системы двух линз



Найти фокусное расстояние системы 2-х собирающих           линз1.

Слайд 59 Фокусное расстояние системы собирающей и рассеивающей линз.
1.Провести луч, параллельно

главной оптической оси, который преломляется так, что его продолжение проходит через фокус F1


F2


F1



F1

F

1

2. На собирающую линзу луч падает под углом, поэтому надо провести прямую, параллельную этому лучу через центр линзы

2

3. Построить фокальную плоскость и отметить побочный фокус, через который и пройдёт преломленный луч

Fпоб


Фокусное расстояние системы собирающей и   рассеивающей линз.1.Провести луч, параллельно главной оптической оси, который преломляется

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть