Слайд 1 МБОУ « Ергачинская СОШ»
п. Ергач, Кунгурский район, Пермский край.
Системно-деятельностный
подход
в обучении физики как основа ФГОС
Человек достигнет результата,
только делая что-то сам.
Учитель физики Заостровских Вера Александровна.
Слайд 2Использование прогрессивных образовательных методов есть фактор повышения профессионального мастерства учителя, находящихся
в поиске ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить компетентного выпускника, способного к профессиональному самоопределению, к жизни с людьми других культур, языков, религий
Слайд 3Новые стандарты общего образования второго поколения - это целевой подход
к образованию. Согласно этому подходу главным в образовании является вопрос, какими действиями необходимо овладеть ученику, чтобы решать в будущем возникающие перед ним задачи. В результате обучения обучаемый должен приобрести универсальные действия..
Слайд 4При таком подходе результатами школьного образования должны стать умения учиться и
познавать мир, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации - ставить и решать задачи
Слайд 5На свете есть только один способ побудить кого либо что то
сделать..
И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать…
Дейл Карнеги.
Слайд 6Системно-деятельностный подход
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому,
и я научусь.
Слайд 7Система дидактических принципов системно деятельностного похода
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип
минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Слайд 8
1)Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в
готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Слайд 93) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире
(природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний
Слайд 105) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса,
создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 11Системно - деятельностный подход предлагает следующие типы уроков (5 групп уроков),
которые распределяет по целеполаганию
Слайд 12Какие качества необходимы
современному выпускнику?
Глубокие и прочные знания?
Воспитанность?
Интеллектуальные и творческие силы?
Умение учиться?
Способность к саморазвитию...
Слайд 13Урок «открытия» новых знаний
Выделяют 2 цели:
А) деятельностная : работает на
метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Б) содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Слайд 14Урок отработки умений и рефлексии
А) деятельностная цель: - формирование способностей к
рефлексии корреционно -контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.
Б) содержательная цель: - закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов
Слайд 15Урок построения системы знаний
А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.
Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.
Слайд 16Урок развивающего контроля
А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.
Б)
содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 17
Урок – исследования
(урок творчества)
А) деятельностная цель: формирование способностей применять новые
знания в учебной деятельности.
Б) содержательная цель: - Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Слайд 18проблемно – диалогическая технология;
технология мини – исследования;
организация проектной деятельности;
оценивания образовательных достижений
(учебных успехов);
технология сотрудничества;
ИКТ – технология.
При системно-деятельностном подходе используются следующие современные образовательные технологии:
Слайд 19
Критерии эффективности проведения урока при СДП:
- наличие у учителя плана проведения
урока в зависимости от готовности класса;
- использование проблемных творческих заданий;
- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
Слайд 20
Критерии эффективности проведения урока при СДП:
- стимулирование учеников к выбору и
самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность ,оригинальность.
- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Слайд 21 Позиция учителя-профессионала:
демонстрирует культурные образцы действий;
инициирует пробные действия детей;
консультирует, корректирует
действия;
ищет способы включить в работу каждого.
Позиция воспитателя:
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей;
Слайд 22Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ученика от собственного опыта
к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй ученика.
Слайд 23Учитель – в его руках будущее ученика, ибо только его усилиями
человек поднимается всё выше и делается всё могущественнее.
И. Ефремов.
Слайд 24Способность человека
к деятельности
“Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности,
благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”
А. Дистервег