Презентация, доклад на тему Решение задач по физике на основе литературных сюжетов

Содержание

Цель данного проекта: создание и решение собственных задач по физике на основе художественных произведений.Объектом исследования являются литературные сюжеты, описывающие физические явления.Предмет: разработка задач по физике на основе литературных сюжетов.

Слайд 1Алматы облысы
«Средняя школа-гимназия №14 г.Талдыкорган»
 
 
Тема проекта: «Решение задач по физике на

основе литературных сюжетов»
 
Выполнил: ученик 7в класса средней школы-гимназии №14
Д. Стригун
Руководитель: учитель физики средней школы-гимназии №14 Э.Ж.Жомартова
Алматы облысы«Средняя школа-гимназия №14 г.Талдыкорган»  Тема проекта: «Решение задач по физике на основе литературных сюжетов» Выполнил: ученик 7в класса

Слайд 2 Цель данного проекта: создание и решение собственных задач по физике

на основе художественных произведений.

Объектом исследования являются литературные сюжеты, описывающие физические явления.

Предмет: разработка задач по физике на основе литературных сюжетов.

Цель данного проекта: создание и решение собственных задач по физике на основе художественных произведений.Объектом исследования являются

Слайд 3 Задачи проекта:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме проекта.

2. Проанализировать

явление природы, законы физики в отрывках из художественной литературы.

3. Составить и решить задачи по литературным фрагментам, содержащие физические ошибки.

4. Провести исследование развития познавательного интереса школьников при решении данных задач.
Задачи проекта: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме проекта.2. Проанализировать явление природы, законы физики в отрывках

Слайд 4Гипотеза исследования: задачи по физике, разработанные на основе литературных произведений самими

учащимися, способствуют лучшему усвоению материала по физике, развитию мотивации учения у школьников.
Гипотеза исследования: задачи по физике, разработанные на основе литературных произведений самими учащимися, способствуют лучшему усвоению материала по

Слайд 5Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
- теоретический анализ

научно-методической и художественной литературы по данной проблеме;
- исследование литературных сюжетов с точки зрения физики;
- моделирование задачных ситуаций на основе художественных произведений;
- анкетирование и интервьюирование учителей, учеников по проблеме формирования (учителей) и сформированности (у учеников) познавательного интереса к изучению физики, использования задач на основе художественных произведений;
- наблюдение за деятельностью школьников при решении задач по физике на основе литературных сюжетов, изучение результатов этой деятельности, их интерпретация и получение выводов о влиянии на развитие познавательного интереса;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов исследования: - теоретический анализ научно-методической и художественной литературы по данной

Слайд 6 Лях В.П. [5] выделяет следующие возможности использования   литературных материалов с

целью иллюстрации физических процессов:

1. В качестве эпиграфа. Обычно это стихотворные строки, как бы, «задают» общую идею урока.
2. Для описания явлений. Художественное описание помогает создать наглядный зрительный образ изучаемого.
3. Для создания проблемной ситуации. Интерес вызывают такие фрагменты, в которых сочетаются известные и неизвестные физические факты.
4. Как иллюстрация истории открытий физики. История открытия законов, явлений, изобретения технических устройств мысли людей, живших в далекие века, обычно всегда привлекает детей, вызывают у них живой интерес, побуждают задуматься о своей значимости в этом мире.

Лях В.П. [5] выделяет следующие возможности использования   литературных материалов с целью иллюстрации физических процессов:1. В качестве

Слайд 75. Как источник для создания оригинальных физических задач. Зачастую фрагменты, содержащие

описания тех или иных физических явлений, могут послужить отправной точкой в качестве условий для создания различных физических задач. Их тоже можно составить на основе литературного текста. Для решения подобной задачи необходимо определить – какое происходит физическое явление, задать (или выбрать) необходимые величины и их числовые значения и получить числовой ответ, соответствующий реальности.
6. Иллюстрация работы физических приборов. Фрагменты многих приключенческих и фантастических романов содержат интересные описания физических приборов.
7. Сочинения по заданной теме. Этот вид работы может содержать как подбираемые учеником, так и авторские материалы – сочинения, стихи, прозу.
8. Материалы к физическим викторинам, вечерам и т.д. В ходе их проведения можно широко использовать различные фрагменты литературных произведений.
5. Как источник для создания оригинальных физических задач. Зачастую фрагменты, содержащие описания тех или иных физических явлений,

Слайд 8Подбор литературных материалов представляет собой длительную,  индивидуальную работу. Мы ограничимся приведением

нескольких примеров.

В рассказе  Алексея Кожевникова «Архимед» есть пример применения рычага и  ворота: «…Михайло начал толкать ручку, за ней двинулось колесо. Трос натянулся и поволок бревно кверху. Люди глядели то на Михайлу, то на машинку. И то, что вертелось у всех на языке, высказал Кузьма: -…Удивительно, как никто из нас, из больших, не сообразил. У нас все лошадь, да лошадь. Не может лошадь – подавай трактор. А вот эта штука посильнее всякого трактора. И ничего не стоит».
        В книге Ж. Верна «В стране мехов» также можно найти  несколько интересных отрывков. «Во время сильных морозов снег так твердеет, что не оседает под  тяжестью человека. Ступать по нему можно смело, не боясь в любой момент провалиться. Когда снег  рыхлый, нога сразу же погружается в него по колено, и в это время индейцы всегда пользуются лыжами».  Этот отрывок комментирует изучение темы «Давление».

Подбор литературных материалов представляет собой длительную,  индивидуальную работу. Мы ограничимся приведением нескольких примеров. В рассказе  Алексея Кожевникова

Слайд 9   Решая в свое время кем стать –

ученым или инженером – Г. Герц в качестве девиза выбрал слова немецкого поэта Иоганна Шиллера «Боишься жизнью рисковать – тебе успеха в ней не знать».
      Решая в свое время кем стать – ученым или инженером – Г. Герц

Слайд 10Использование литературных произведений для составления задач по физике
(Задача на применение закона

Архимеда).

«Мимо бревно суковатое плыло, Сидя, и стоя, и лежа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нем. ……………………………….

Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок...»

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Использование литературных произведений для составления задач по физике(Задача на применение закона Архимеда).«Мимо бревно суковатое плыло, Сидя, и

Слайд 11Оценить, при каком минимальном объёме
бревна зайцы могли бы на нём

плыть.
Решение:
Предположим масса
одного зайца 5 кг, а плотность
влажной древесины ρд=700 кг/м3.
Обозначим Р1- вес 10 зайцев,
Р2 – вес бревна, ρв – плотность воды,
V- объём бревна.

Задача:

По условию плавания тел Р1+Р2= ρвgV, тогда 10.m1g +m2g = ρвgV, или
10.m1g + ρдgV = ρвgV => 10.m1g = ρвgV - ρдgV =>
10.m1g = V.(ρвg - ρдg) => V= 10.m1g / (ρвg - ρдg).
Вычислим минимальный объём бревна
V= 10.5кг.9,8 Н/кг /(1000кг/м3 .9,8 Н/кг - 700кг/м3 .9,8 Н/кг) = 0,17 м3 Ответ: V= 0,17 м3

Оценить, при каком минимальном объёме бревна зайцы могли бы на нём плыть.

Слайд 12 «Жили старик со старухой, и была у них

курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое».
Задача: Какую массу имело бы обыкновенное куриное яйцо, будь оно полностью золотым? Объем яйца определите экспериментально.

Решение: Объём куриного яйца определили с помощью мензурки. Он оказался равным V= 52см3. Зная, что плотность золота ρ= 19,3г/см3, вычислим массу золотого яйца. m = ρ.V= 19,3 г/см3 . 52см3 ≈ 1000г = 1 кг
Ответ: m = 1 кг

2. Русская народная сказка «Курочка Ряба».

«Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко

Слайд 133. Рассказ О′ Генри «Поросячья этика».
«Я вынул

мою свинью из мешка, тщательно установил ее, долго прицеливался и дал ей такого пинка, что она вылетела из другого конца аллеи - на двадцать футов впереди своего визга».
Задача: С какой силой должен был ударить поросенка герой рассказа, чтобы описанный случай произошел в действительности?
Решение: Массу поросенка примем равной 10 кг, а продолжительность удара 0,05 сек.  По второму закону Ньютона импульс силы, приложенной к какому-нибудь телу, равен изменению количества движения этого тела Ft = mv. Чтобы поросенок обогнал свой собственный визг он должен двигаться со скоростью, большей скорости звука, т.е. его скорость должна быть больше 330 м/с. Следовательно, сила удара должна составлять около 66 000 Н.
Ответ: F =66 000 Н. Сделаем сравнение:
3. Рассказ О′ Генри «Поросячья этика».    «Я вынул мою свинью из мешка, тщательно установил

Слайд 144.Джоан Кэтлин Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана».
Сцена волшебства над вредной

тетушкой, которое совершил Гарри Поттер

«…Ее продолжало раздувать. Полное красное лицо ее опухло, глазки полезли из орбит, а рот растянулся до ушей… Скоро тетушка превратилась в громадный воздушный шар. Ее оторвало от стула, и она поплыла к потолку. Она была совсем круглая, как надувная игрушка».

Задача: Во сколько раз должен увеличиться объем тетушки, чтобы наблюдалось такое удивительное явление?

Решение: Предположим, что объём тётушки в нормальном состоянии V1
составляет 0,08 м3 при массе тела 80 кг. Плотность воздуха равна 1,29 кг/м3. Согласно закону Архимеда mg = ρвgV. Вычислим объём V= mg /ρвg = m /ρв = 62 м3. Тогда V/V1= 62 м3/0,08 м3 = 775
Ответ: Объём тётушки возрос в 775 раз.

4.Джоан Кэтлин Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана».Сцена волшебства над вредной тетушкой, которое совершил Гарри Поттер «…Ее

Слайд 15Решение: g = v2/r , отсюда v2= g·r
Ответ: Скорость равна 11,3

м/с

Астрид Линдгрен «Малыш и карлсон»

Задача: Какую скорость должен набрать в полёте Карлсон, чтобы сделать «мёртвую петлю» радиусом 13 м и испытать на её вершине чувство невесомости?

Решение: g = v2/r , отсюда v2= g·rОтвет: Скорость равна 11,3 м/сАстрид Линдгрен «Малыш и карлсон»Задача: Какую

Слайд 16Дж.К.Джером «Трое в лодке, не считая собаки».
"Это был изумительный сыр,

острый и со слезой, а его аромат мощностью  в двести лошадиных сил действовал в радиусе трех миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов".

Задача: На какое максимальное расстояние распространялся запах сыра в СИ? Какова скорость порыва «сырного» ветра, который валил с ног человека?

1 л.с. = 735,5 Вт
1 миля = 1609,344 м
1 ярд = 0,914 м

Решение: Запах сыра распространялся на расстояние S = 4828 м. 
Человека может свалить с ног, например, удар боксёра силой в 5000 Н.
Вычислим скорость ветра по формуле v = N/F = 200·735,5 Вт /5000 Н ≈ 30м/с.

Ответ: v ≈ 30м/с. Такой ветер называется «сильный шторм». Он вырывает с корнем деревья, разрушает здания. Свалить с ног человека может ветер, скорость которого 18-20 м/с.

Дж.К.Джером «Трое в лодке, не считая собаки».

Слайд 17В результате работы над проектом мы изучали литературу, в которой представлены

задачи по физике, составленные на основе художественных произведений

Особенно интересными для меня являются произведения научной фантастики. В научной фантастике  отражены многие научные предположения и гипотезы. Особое видение мира, владение словом и  умение обобщать позволяет писателям добиваться в своих произведениях удивительно точных,  легко представимых описаний. Поэтому, кроме художественной ценности, отрывки  из литературных произведений представляют собой хороший иллюстративный материал.
В нашем проекте было выяснено, что учащимся нравиться решать такие задачи, они находят их интересными, занимательными.
Таким образом, сюжетные задачи по физике, составленные на основе художественных произведений, побуждают к активной умственной деятельности и являются отличным средством формирования познавательного интереса к физике.
Гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась.
Подборка задач на основе литературных сюжетов – кропотливая, но интересная работа, которую я хочу продолжить.

В результате работы над проектом мы изучали литературу, в которой представлены задачи по физике, составленные на основе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть