Презентация, доклад на тему Развитие логического мышления на уроках физики

Содержание

«Не так важно чему учат в школе а важно, как учат…Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление»

Слайд 1Развитие логического мышления учащихся при обучении физике
(Описание опыта работы учителя

физики Комарова Р.Н.)


Развитие логического мышления учащихся при обучении физике (Описание опыта работы учителя физики Комарова Р.Н.)

Слайд 2«Не так важно чему учат в школе а важно, как учат…
Функции

школы не в том, чтобы дать специальный опыт а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление»
М.Планк


«…Физика не только первый шаг к технике, но и путь к глубочайшим пластам человеческой мысли…»
М.Борн



«Не так важно чему учат в школе а важно, как учат…Функции школы не в том, чтобы дать

Слайд 3 установление причинно- следственных связей;
осмысление физических понятий;

умозаключения по методу индукции и дедукции;
логическая обработка результатов физических опытов.

Систему развития логического мышления учащихся условно можно разделить на четыре основных направления:







установление причинно- следственных связей;  осмысление физических понятий;  умозаключения по методу индукции и дедукции;

Слайд 4I.Установление причинно-следственных отношений
Пример 1: Прочтите и выделите в каждом

суждении причину и следствие,
сопоставьте их между собой и
сделайте вывод:
«Вследствие действия на тело силы
тяжести оно давит на опору»;
«Так как тело давит на опору, то оно
деформируется»;
«Вследствие деформации опоры в ней
возникает сила упругости».



I.Установление причинно-следственных отношений Пример 1: Прочтите и выделите в каждом

Слайд 5II. Осмысление физических понятий




Первый приём: исключение отдельных слов

или
словосочетаний из определения

Второй приём: замена слов или словосочетаний
другими

Третий приём: самостоятельное составление
определений

Четвёртый приём: сравнительный анализ различных
формулировок определения




II. Осмысление физических понятий Первый приём:   исключение отдельных слов или

Слайд 6«Количество теплоты, необходимое для превращения 1 кг
кристаллического вещества при температуре

плавления
в жидкость той же температуры, называют
удельной теплотой плавления».

Алгоритм работы с определением:
Исключить из определения словосочетание
«при температуре плавления»;
Определить, как изменился смысл высказывания;
Восстановить определение;
Исключить слово
«кристаллического»;
Определить, как изменился смысл определения;
Восстановить определение.



«Количество теплоты, необходимое для превращения 1 кг кристаллического вещества при температуре  плавления в жидкость той же

Слайд 7 В определении удельной теплоты плавления заменить словосочетание «количество теплоты» словами

«количество энергии»

Количество теплоты, необходимое для превращения 1 кг
кристаллического вещества при температуре плавления в жидкость той же температуры, называют удельной теплотой плавления.

Количество энергии, необходимое для превращения 1 кг
кристаллического вещества при температуре плавления в жидкость той же температуры, называют удельной теплотой плавления.

Определите, возможна ли такая замена .




В определении удельной теплоты плавления заменить словосочетание «количество теплоты» словами «количество энергии»   Количество теплоты,

Слайд 8 Составить самостоятельно определение понятия.

Выявить по определению существенные признаки понятия.
Задание для

учащихся:




Составить самостоятельно определение понятия.Выявить по определению существенные признаки понятия.Задание для учащихся:

Слайд 9 Оцените, верны ли формулировки закона:
«Давление, производимое на жидкость или

газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости или газа»;
«Жидкость или газ передаёт давление по всем направлениям равномерно».

Задание для учащихся:



Оцените, верны ли формулировки закона: «Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую

Слайд 10Пример: Находясь около костра, человек

чувствует, как нагревается его тело.
Каким способом передается энергия
от костра? Ответ обоснуйте.

Вывод: передача энергии от костра к человеку не может осуществляться ни теплопроводностью, ни конвекцией. Следовательно, передача энергии осуществляется только излучением

III.Умозаключения по методу индукции и дедукции.




Пример: Находясь около костра, человек           чувствует, как

Слайд 11
 



IY. Приём логической обработки результатов физических опытов.
Проблема: превратить магнетизм

в
электричество
(М.Фарадей,1822 г.).

Задание: провести опыты, используя определенное
оборудование.
Сделать вывод и объяснить его

 IY. Приём логической обработки результатов физических опытов. Проблема:  превратить магнетизм в

Слайд 12Схема рассуждений
1.Проводник пересекает линии

ток Ток в проводнике
магнитного поля есть
возникает при его
2. Проводник не движется, тока
не пересекает линии нет движении
магнитного поля
относительно магнитного поля
3.Проводние не пересекает линии тока
магнитного поля нет и лишь при
 
4. Проводник пересекает линии ток пересечении линий
магнитного поля есть
магнитного поля.






Схема рассуждений 1.Проводник пересекает линии        ток

Слайд 13 по философской основе – гуманизм;
по фактору психического

развития – периодизация
возрастного развития (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б.);
по концепции усвоения – развивающее обучение
(Давыдов В.В.);
по подходу к ребенку – личностно – ориентированный
подход и технология сотрудничества (Якиманская И.Д.,
Сериков В.В., Щуркова Н.Е.).




Педагогические принципы:

по философской основе – гуманизм;  по фактору психического развития – периодизация

Слайд 14        творческий,
        частично – поисковый,
       исследовательский,
       эвристический,
       объяснительно

– иллюстративный,
       метод контроля и самоконтроля.





Преобладающие методы обучения:

        творческий,        частично – поисковый,        исследовательский,        эвристический,        объяснительно – иллюстративный,        метод контроля и

Слайд 15Результаты работы по данной проблеме доста-точно стабильны, так как отслеживается динамика

повышения качества знаний учащихся на протяжении длительного времени.

Качество знаний учащихся 10 класса СОШ № 30 г.Михайловска с 2012по 2015 г.




Результаты работы по данной проблеме доста-точно стабильны, так как отслеживается динамика повышения качества знаний учащихся на протяжении

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть