Объектом исследования являются литературные сюжеты, описывающие физические явления.
Предмет: разработка задач по физике на основе литературных сюжетов.
1. В качестве эпиграфа. Обычно это стихотворные строки, как бы, «задают» общую идею урока.
2. Для описания явлений. Художественное описание помогает создать наглядный зрительный образ изучаемого.
3. Для создания проблемной ситуации. Интерес вызывают такие фрагменты, в которых сочетаются известные и неизвестные физические факты.
4. Как иллюстрация истории открытий физики. История открытия законов, явлений, изобретения технических устройств мысли людей, живших в далекие века, обычно всегда привлекает детей, вызывают у них живой интерес, побуждают задуматься о своей значимости в этом мире.
В рассказе Алексея Кожевникова «Архимед» есть пример применения рычага и ворота: «…Михайло начал толкать ручку, за ней двинулось колесо. Трос натянулся и поволок бревно кверху. Люди глядели то на Михайлу, то на машинку. И то, что вертелось у всех на языке, высказал Кузьма: -…Удивительно, как никто из нас, из больших, не сообразил. У нас все лошадь, да лошадь. Не может лошадь – подавай трактор. А вот эта штука посильнее всякого трактора. И ничего не стоит».
В книге Ж. Верна «В стране мехов» также можно найти несколько интересных отрывков. «Во время сильных морозов снег так твердеет, что не оседает под тяжестью человека. Ступать по нему можно смело, не боясь в любой момент провалиться. Когда снег рыхлый, нога сразу же погружается в него по колено, и в это время индейцы всегда пользуются лыжами». Этот отрывок комментирует изучение темы «Давление».
1. Русская народная сказка «Курочка Ряба».
Особенно интересными для меня являются произведения научной фантастики. В научной фантастике отражены многие научные предположения и гипотезы. Особое видение мира, владение словом и умение обобщать позволяет писателям добиваться в своих произведениях удивительно точных, легко представимых описаний. Поэтому, кроме художественной ценности, отрывки из литературных произведений представляют собой хороший иллюстративный материал.
В нашем проекте было выяснено, что учащимся нравиться решать такие задачи, они находят их интересными, занимательными.
Таким образом, сюжетные задачи по физике, составленные на основе художественных произведений, побуждают к активной умственной деятельности и являются отличным средством формирования познавательного интереса к физике.
Гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась.
Подборка задач на основе литературных сюжетов – кропотливая, но интересная работа, которую я хочу продолжить.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть