Презентация, доклад Проект по физике.Физики-лирики 11 класс

Тема проекта: «ФИЗИКИ-ЛИРИКИ”Викторина: решение задач по физике на основе литературных сюжетов Руководитель: учитель физики-Гусенов Муса Мурадисович2018

Слайд 1ФИЗИКИ-ЛИРИКИ

ФИЗИКИ-ЛИРИКИ

Тема проекта: «ФИЗИКИ-ЛИРИКИ”

Викторина: решение задач по физике на основе литературных сюжетов

Руководитель:

учитель физики-Гусенов Муса Мурадисович

2018

Слайд 3 Цель данного проекта: создание и решение собственных задач по физике

на основе художественных произведений.

Объектом исследования являются литературные сюжеты, описывающие физические явления.

Предмет: разработка задач по физике на основе литературных сюжетов.

Цель данного проекта: создание и решение собственных задач по физике на основе художественных произведений.Объектом исследования являются

Слайд 4 Задачи проекта:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме проекта.

2. Проанализировать

явление природы, законы физики в отрывках из художественной литературы.

3. Составить и решить задачи по литературным фрагментам, содержащие физические ошибки.

4. Провести исследование развития познавательного интереса школьников при решении данных задач.
Задачи проекта: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме проекта.2. Проанализировать явление природы, законы физики в отрывках

Слайд 5Гипотеза исследования: задачи по физике, разработанные на основе литературных произведений самими

учащимися, способствуют лучшему усвоению материала по физике, развитию мотивации учения у школьников.
Гипотеза исследования: задачи по физике, разработанные на основе литературных произведений самими учащимися, способствуют лучшему усвоению материала по

Слайд 6Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
- теоретический анализ

научно-методической и художественной литературы по данной проблеме;
- исследование литературных сюжетов с точки зрения физики;
- моделирование задачных ситуаций на основе художественных произведений;
- анкетирование и интервьюирование учителей, учеников по проблеме формирования (учителей) и сформированности (у учеников) познавательного интереса к изучению физики, использования задач на основе художественных произведений;
- наблюдение за деятельностью школьников при решении задач по физике на основе литературных сюжетов, изучение результатов этой деятельности, их интерпретация и получение выводов о влиянии на развитие познавательного интереса;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов исследования: - теоретический анализ научно-методической и художественной литературы по данной

Слайд 7 Лях В.П. [5] выделяет следующие возможности использования   литературных материалов с

целью иллюстрации физических процессов:

1. В качестве эпиграфа. Обычно это стихотворные строки, как бы, «задают» общую идею урока.
2. Для описания явлений. Художественное описание помогает создать наглядный зрительный образ изучаемого.
3. Для создания проблемной ситуации. Интерес вызывают такие фрагменты, в которых сочетаются известные и неизвестные физические факты.
4. Как иллюстрация истории открытий физики. История открытия законов, явлений, изобретения технических устройств мысли людей, живших в далекие века, обычно всегда привлекает детей, вызывают у них живой интерес, побуждают задуматься о своей значимости в этом мире.

Лях В.П. [5] выделяет следующие возможности использования   литературных материалов с целью иллюстрации физических процессов:1. В качестве

Слайд 85. Как источник для создания оригинальных физических задач. Зачастую фрагменты, содержащие

описания тех или иных физических явлений, могут послужить отправной точкой в качестве условий для создания различных физических задач. Их тоже можно составить на основе литературного текста. Для решения подобной задачи необходимо определить – какое происходит физическое явление, задать (или выбрать) необходимые величины и их числовые значения и получить числовой ответ, соответствующий реальности.
6. Иллюстрация работы физических приборов. Фрагменты многих приключенческих и фантастических романов содержат интересные описания физических приборов.
7. Сочинения по заданной теме. Этот вид работы может содержать как подбираемые учеником, так и авторские материалы – сочинения, стихи, прозу.
8. Материалы к физическим викторинам, вечерам и т.д. В ходе их проведения можно широко использовать различные фрагменты литературных произведений.
5. Как источник для создания оригинальных физических задач. Зачастую фрагменты, содержащие описания тех или иных физических явлений,

Слайд 9Подбор литературных материалов представляет собой длительную,  индивидуальную работу. Мы ограничимся приведением

нескольких примеров.

В рассказе  Алексея Кожевникова «Архимед» есть пример применения рычага и  ворота: «…Михайло начал толкать ручку, за ней двинулось колесо. Трос натянулся и поволок бревно кверху. Люди глядели то на Михайлу, то на машинку. И то, что вертелось у всех на языке, высказал Кузьма: -…Удивительно, как никто из нас, из больших, не сообразил. У нас все лошадь, да лошадь. Не может лошадь – подавай трактор. А вот эта штука посильнее всякого трактора. И ничего не стоит».
        В книге Ж. Верна «В стране мехов» также можно найти  несколько интересных отрывков. «Во время сильных морозов снег так твердеет, что не оседает под  тяжестью человека. Ступать по нему можно смело, не боясь в любой момент провалиться. Когда снег  рыхлый, нога сразу же погружается в него по колено, и в это время индейцы всегда пользуются лыжами».  Этот отрывок комментирует изучение темы «Давление».

Подбор литературных материалов представляет собой длительную,  индивидуальную работу. Мы ограничимся приведением нескольких примеров. В рассказе  Алексея Кожевникова

Слайд 10   Решая в свое время кем стать –

ученым или инженером – Г. Герц в качестве девиза выбрал слова немецкого поэта Иоганна Шиллера «Боишься жизнью рисковать – тебе успеха в ней не знать».
      Решая в свое время кем стать – ученым или инженером – Г. Герц

Слайд 11ВИКТОРИНА
Ф.И.Тютчев « Успокоение»
Гроза прошла – ещё курясь, лежал Высокий дуб, перунами сражённый, И

сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённой.
Почему дуб чаще других деревьев поражается молнией?

ВИКТОРИНАФ.И.Тютчев « Успокоение»Гроза прошла – ещё курясь, лежал Высокий дуб, перунами сражённый, И сизый дым с ветвей

Слайд 12У дуба более мощная корневая система, чем у других деревьев, т.е.

он лучше заземлён.

У дуба более мощная корневая система, чем у других деревьев, т.е. он лучше заземлён.

Слайд 13О каком физическом явлении идет речь?
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит

ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом –
        На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
        Родишь ты вдруг.

О каком физическом явлении идет речь? Ревет ли зверь в лесу глухом,Трубит ли рог, гремит ли гром,Поет ли

Слайд 14Эхо, стихотворение
также называется «Эхо»

Эхо, стихотворение также называется «Эхо»

Слайд 15 «Жили старик со старухой, и была у них

курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое».
Задача: Какую массу имело бы обыкновенное куриное яйцо, будь оно полностью золотым? Объем яйца определите экспериментально.

1. Русская народная сказка «Курочка Ряба».

«Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко

Слайд 16Решение: Объём куриного яйца определили с помощью мензурки. Он оказался равным

V= 52см3. Зная, что плотность золота ρ= 19,3г/см3, вычислим массу золотого яйца. m = ρ.V= 19,3 г/см3 . 52см3 ≈ 1000г = 1 кг
Ответ: m = 1 кг
Решение: Объём куриного яйца определили с помощью мензурки. Он оказался равным V= 52см3. Зная, что плотность золота

2.Астрид Линдгрен «Малыш и карлсон»
Задача: Какую скорость должен набрать в полёте

Карлсон, чтобы сделать «мёртвую петлю» радиусом 13 м и испытать на её вершине чувство невесомости?
2.Астрид Линдгрен «Малыш и карлсон»Задача: Какую скорость должен набрать в полёте Карлсон, чтобы сделать «мёртвую петлю» радиусом

Слайд 18Решение: g = v2/r , отсюда v2= g·r
Ответ: Скорость равна 11,3

м/с
Решение: g = v2/r , отсюда v2= g·rОтвет: Скорость равна 11,3 м/с

Слайд 19В отрывке из «Сказки о царе Салтане », найдите единицу длины

и переведите ее в СИ:
Наступает срок родин
Сына Бог им дал в аршин.
В отрывке из «Сказки о царе Салтане », найдите единицу длины и переведите ее в СИ:Наступает срок

Слайд 20Ответ : Аршин = 71,12 см =0,71 м

Ответ : Аршин = 71,12 см =0,71 м

Слайд 21«Сказка о попе и о работнике его Балде »
Задам тебе, вражонок,

задачу,
Посмотрим, какова у тебя сила.
Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подними ты,
Да неси полверсты.
Найдите и в этом отрывке старинную русскую меру длины и переведите ее в СИ.
«Сказка о попе и о работнике его Балде »Задам тебе, вражонок, задачу,Посмотрим, какова у тебя сила.Видишь, там

Слайд 22Ответ : 1верста = 500 саженей =
1,07 км

Ответ : 1верста = 500 саженей = 1,07 км

Слайд 23ФОКУС-ПОКУС

команда-соперница ответила на вопрос,то «фокусникам» даётся 1 балл,а другой балл отдаётся отгаданной команде.Если же на вопрос не ответили,то оба балла отдаются «фокусникам»
ФОКУС-ПОКУСКаждая команда показывает эксперимент и предлагает соперникам объяснить данное явление. Если команда-соперница ответила на вопрос,то «фокусникам» даётся

Слайд 24Домашнее задание
В качестве домашнего задания вы должны были инсценировать открытие какого-либо

физического закона.А теперь представьте свои работы.
Домашнее заданиеВ качестве домашнего задания вы должны были инсценировать открытие какого-либо физического закона.А теперь представьте свои работы.

Слайд 25Физика нужна!
Физика важна!
Без нее не сделать нам ни шагу!
Как из березы

получить бумагу?
Как мобильный телефон превратить в магнитофон?
Как получить незатухающий костер?
Как сделать умный полотер?
Как увидеть микромир?
Как создать нам новый мир?
Как нано-технологии внедрить?
И параллельные миры заполучить?
Как заглянуть в другие времена?
Как в невесомости взрастить нам семена?
Ответ один: тут физика нужна!
Учи ее, и станешь умным ты,
Достигнешь с ней карьерной высоты!
Физика нужна!Физика важна!Без нее не сделать нам ни шагу!Как из березы получить бумагу?Как мобильный телефон превратить в

Слайд 26В результате работы над проектом мы изучали литературу, в которой представлены

задачи по физике, составленные на основе художественных произведений

Особенно интересными для меня являются произведения научной фантастики. В научной фантастике  отражены многие научные предположения и гипотезы. Особое видение мира, владение словом и  умение обобщать позволяет писателям добиваться в своих произведениях удивительно точных,  легко представимых описаний. Поэтому, кроме художественной ценности, отрывки  из литературных произведений представляют собой хороший иллюстративный материал.
В нашем проекте было выяснено, что учащимся нравиться решать такие задачи, они находят их интересными, занимательными.
Таким образом, сюжетные задачи по физике, составленные на основе художественных произведений, побуждают к активной умственной деятельности и являются отличным средством формирования познавательного интереса к физике.
Гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась.
Подборка задач на основе литературных сюжетов – кропотливая, но интересная работа, которую я хочу продолжить.

В результате работы над проектом мы изучали литературу, в которой представлены задачи по физике, составленные на основе

Слайд 27Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1.Лыков В.А. Эстетическое воспитание при обучении физике,-

М., Просвещение, 2002
2.Ландау Л.Д. Физика для всех. Движение и теплота,- М., Наука, 1984
3. Маковецкий В.П. Смотри в корень, -М., Наука, 1980
4.Усова А.В. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе.- М.: Просвещение, 1981
5.Пушкин А.С. «Евгений Онегин»;
6.И.Никитин «Утро»;
7.И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая»;
8.А.С. Пушкин «Зимнее утро»;
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:1.Лыков В.А. Эстетическое воспитание при обучении физике,- М., Просвещение, 20022.Ландау Л.Д. Физика для