Слайд 1Эффективный опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках решения задач по физике
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно,
готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно
и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд
Слайд 2Черты урока по ГОС
Ученик - субъект обучения.
Разнообразие источников знаний: слово учителя;
самостоятельное наблюдение; исследования; учебные пособия; справочная литература; практические работы.
Структура урока динамична, изменчива, присутствуют разнообразные приемы, призванные поддерживать динамичность урока, работоспособность каждого учащегося.
Ведущий способ обучения - коллективный, основанный на принципах: «каждый учится сам», «все обучают всех», «все помогают всем».
Учитель в класс идет не с ответом, а с вопросом; поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении.
Правила, критерии, по которым учитель оценивает ученика известны, они прописаны в Основной образовательной программе «система оценки достижения планируемых результатов».
Каждая минута урока работает на цели, сформулированные каждым учеником как собственные.
Слайд 3Какие требования предъявляются к современному уроку
Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном
кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
в центре внимания урока - дети;
планирование обратной связи
Слайд 4Методические принципы инновационного урока
Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения,
а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Слайд 5Учитель должен опираться на принципы педагогической техники
Свободу выбора (в любом
обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД, максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Слайд 6Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по новы ГОС
Слайд 7Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ГОС
Слайд 8Характеристика изменений в деятельности педагога
Слайд 9Характеристика изменений в деятельности педагога
Слайд 10Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения
1. Урок
изучения нового
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Слайд 11Типы уроков деятельностной направленности
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии;
3) уроки
общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
Слайд 121.Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений
построения и применения новых знаний (понятий, способов действий и т.д.).
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Слайд 131.Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структуру
1) мотивация (самоопределения) к учебной
деятельности (1-2 мин);
2) актуализация и пробное учебное действия (5-7 мин);
3) выявление места и причин затруднения(3-4 мин);
4) построения проекта выхода из затруднения (4-6 мин);
5) реализации построенного проекта и решение исходной задачи (5-8 мин);
6) первичное закрепление с комментированием (4-5 мин);
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-17)
8) включение нового знания в систему знаний и повторения (4-5 мин);
9) рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин).
Слайд 14Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка внутренней готовности
к реализации требований учебной деятельности
Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Слайд 15Этап актуализации и пробного учебного действия
На этом этапе
необходимо, чтобы учащиеся:
1) воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
2) активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
3) попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
4) зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
Слайд 16Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и
фиксация учащимся индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения.
Затруднение - это фиксация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат.
Для реализации этой задачи необходимо использовать индивидуальные формы работы: диктант, задание для самостоятельного выполнения и т.д
Слайд 17Для фиксации возникшего затруднения необходим диалог, в результате которого класс разделится
на несколько групп и ученик сможет определить, какое именно затруднение у него возникло:
а) не смог выполнить задание;
б) не смог правильно решить поставленную задачу (получил неверный ответ);
в) получил верный ответ, но не смог его обосновать (обосновать — это значит предъявить абстрактный критерий (определение, правило, алгоритм и т.д.), с помощью которого осуществлено решение;
г) получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить способ получения используемого правила, способа действия и т.д.
Слайд 18Возможен вариант иного затруднения
д) не смог выполнить условия задания.
Например,
решил задание, но не за указанное время. Следовательно, затруднение может быть сформулировано следующим образом: «Не могу решить задание за 1 минуту».
Слайд 19 На этом этапе важно, чтобы ученик осознал недостаточность
своих знаний, умений или способностей.
Для этого надо чтобы учащиеся:
1) проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговаривание в слух, что и как они делали;
2) зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
3) соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
Слайд 20Этап построения проекта выхода из затруднения
Для этого
необходимо, чтобы учащиеся:
1) в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
2) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
3) выбрали способ построения нового знания (как?) (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
4) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.;
5) сформулировали план своих действий по построению нового знания.
Слайд 21Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи
Для
реализации этой цели учащиеся должны:
1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
2) при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
3) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаковой (с помощью эталона) форме;
4) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение и зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения;
5) уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового знания для решения всех заданий данного типа).
Слайд 22Этап первичного закрепления с комментированием
Для реализации этой цели
необходимо, чтобы учащиеся:
1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
2) при этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
Слайд 23Этап самостоятельной работы
Основной целью этапа является самопроверка по эталону.
Для этого необходимо:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
Слайд 24Этап включения в систему знаний и повторения
Основной целью
этапа является включение нового способа действий в систему знаний
Для этого нужно:
1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
2) организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными;
3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
Слайд 25Этап рефлексии учебной деятельности
Основной целью этапа на уроке является
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Слайд 262.Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных
затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 27Структура урока
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
Выявление индивидуальных
затруднений в реализации нового знания и умения.
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
Обобщение выявленных затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
Включение в систему знаний и умений.
Осуществление рефлексии.