Слайд 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым
«Феодосийский политехнический техникум»
«Люби прошлое, живи
в настоящем, но думай о будущем»
Секция естественно-
математических дисциплин
Открытое внеклассное мероприятие
Интеллектуальный конкурс-игра
«Эта увлекательная физика»
между командами «Фотон» и «Омега»
Подготовил: ДЕЛЬНОВ
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ,
преподаватель дисциплины
«Физика», специалист высшей
категории
Феодосия
2015
Слайд 22.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республика Крым «Феодосийский политехнический техникум»
Разработчик:
Дельнов А.Н., преподаватель дисциплины «Физика», специалист высшей категории.
Презентация для проведения внеклассного мероприятия - интеллектуального конкурса-игры «Эта увлекательная физика» рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии естественно-математических дисциплин.
Протокол №___ от «___»_________2015 г.
Председатель цикловой комиссии ________ И.П. Сергеева
Слайд 33
Цели конкурса-игры:
- развитие
любознательности, внимания, памяти;
- наработка навыков нешаблонного, логического
мышления при решении нестандартных задач;
- повышение интереса к предмету «Физика»;
- воспитание находчивости, настойчивости, умения
взаимодействовать в команде
Слайд 44 Ход конкурса-игры
Ведущий «Введение»
Где физика сокрыта, Эйнштейн язык покажет,
В законах или
в схемах, И станет ясно вроде,
В учебниках, в приборах, Что физика - наука,
В космических проблемах? Живёт в самой природе!
Физика, как и Вселенная, это безграничная наука, и поиск в ней продолжается!
Делать открытия могут не только Великие физики, но и те, кто верит в чудо, те, которые не устают наблюдать и удивляться, думать и творить, экспериментировать, и просто работать, мечтая о том, что современный мир можно сделать и лучше. и добрее!
Мы начинаем интеллектуальную игру, будем задавать вопросы и давать ответы, наблюдать и экспериментировать, открывать для себя эту очаровательную, занимательную и увлекательную науку - физику!
Слайд 55
Право подводить итоги всех этапов
интеллектуального конкурса предоставляется нашему уважаемому жюри в составе:
1. Наточий Н.В. – заведующая технолого-экономическим отделением;
2. Сергеева И.П. – председатель цикловой комиссии естественно-математических дисциплин;
3. Дворянова Т.Н. – председатель цикловой комиссии компьютерных дисциплин;
4. Абдурахманова С.Э. – преподаватель математики.
Итак, команды на сцену! Сегодня соревнуются, думают, наблюдают, конкурируют, проводят эксперименты команды:
- группы ТПП-14 1/9, классный руководитель Лазуренко Светлана
Викторовна;
- группы ПКС-14 1/9, классный руководитель Сергеева Ирина
Павловна.
Ход конкурса-игры
1 тур. Конкурс «Знакомство с командами»
1.1. Название студенческой группы, курс, эмблема, название команды, девиз, представление капитаном состава команды
1.2. Состав команд:
«Фотон» «Омега»
1. Горб Анна – капитан 1. Грищенко Анастасия – капитан
2. Тимофеев Иван 2. Назаров Максим
3. Зражевская Анна 3. Сизоненко Анастасия
4. Брюзгин Александр 4. Тараканов Николай
5. Колодяжная Александра 5. Варенникова Наталья
6. Машталяр Дмитрий 6. Гридинский Роман
7. Рыжиков Виктор
Ведущий: Дельнов Александр Николаевич
Фотографы: Никонова Анна, Лозовая Ангелина
Компьютещик: Уразалиев Эдем
Слайд 77
2 тур. Конкурс «Этикет»
Ведущий.
Царство физики – это весь мир, люди, общество.
А в обществе, среди людей нужно уметь себя вести. Давайте вспомним некоторые правила этикета, то есть правила поведения в обществе. Принимаются ответы конкурсантов после поднятия руки
Правильный ответ – 2 балла, частично-правильный – 1 балла, неправильный – 0 баллов.
Слайд 88
ТПП «Фотон»
1. Вежливость королей, имеющая самое непосредственное отношение к математике?
Это…?
Слайд 99
Вежливость королей, имеющая самое непосредственное отношение к математике? Это…?
Точность!
Слайд 1010
ПКС «Омега»
2. Что стоит дешево, а ценится дорого?
Это…?
Слайд 1111
2. Что стоит дешево, а ценится дорого?
Это Вежливость!
Слайд 1212
ТПП «Фотон»
3. Воспитанный человек не тот , кто не пролил суп
Слайд 1313
3. Воспитанный человек не тот , кто не пролил суп
на
стол, а тот,
кто …
не заметил, как это сделал другой!
Слайд 1414
ПКС «Омега»
4. Если хочешь , чтобы никто не узнал о твоих
плохих поступках …
То…?
Слайд 1515
4. Если хочешь , чтобы никто не узнал о твоих плохих
поступках …
То, не совершай их!
Слайд 1616
ТПП «Фотон»
5. В кафе прибыли одновременно 4 юноши и
3 девушки.
Чтобы войти в зал, одной девушке потребуется 15 секунд ,
а юноше - 10 секунд.
Через какой промежуток времени все юноши окажутся в зале ?
Слайд 1717
5. В кафе прибыли одновременно 4 юноши и
3 девушки.
Чтобы
войти в зал, одной девушке потребуется 15 секунд , а юноше - 10 секунд. Через какой промежуток времени все юноши окажутся в зале ?
Через 85 секунд…
Слайд 1818
ПКС «Омега»
6. Длина крышки стола 110 см , а ширина –
50 см.
Сколько пронзённых стрелами сердец можно вырезать на крышке стола , если на каждое отдельное взятое сердце требуется 20 квадратных см?
Слайд 1919
6. Длина крышки стола в аудитории 110 см , а ширина
– 50 см.
Сколько пронзённых стрелами сердец можно вырезать на крышке стола , если на каждое отдельное взятое сердце требуется 20 квадратных см?
Нельзя вырезать ни одного!
Слайд 2020
3 тур. Конкурс
«Разминка»
На листочках участникам команд даны по 15 одинаковых вопросов из категории общих знаний, на которые предлагаются по 4 варианта ответа.
В течение 2 минут участники команд должны кружочком обвести правильные ответы.
Затем, капитаны команд сдают листочки с ответами председателю жюри. Правильный ответ – 1 балл, неправильный - 0 баллов.
Жюри оценивает правильность ответов на вопросы и объявляет результаты конкурса «Разминка».
Слайд 2121 3 тур. Вопросы конкурса «Разминка»
Конкурс артистический
«Стихи о физике»
ТПП «Фотон» ПКС «Омега»
Слайд 2323
5 тур. Конкурс домашних заданий
«Интересное из
жизни знаменитых физиков»
ТПП «Фотон»:
Абрам Фёдорович Иоффе – выдающийся организатор российской и советской физической науки
ПКС «Омега»:
Игорь Иванович Сикорский – знаменитый российский и американский авиаконструктор, изобретатель
ТПП «Фотон»
Абрам Федорович Иоффе-
организатор российской
и советской физической науки
(1880–1960)
Слайд 2525
Детские годы, г. Ромны
Абрам Федорович Иоффе родился 29 октября 1880
года в небольшом городке Ромны Полтавской губернии в семье купца Файвиша (Фёдора Васильевича) Иоффе и домохозяйки Рашели Абрамовны Вайнштейн.
Среднее образование Иоффе получил в реальном училище г. Ромны. Физикой Иоффе заинтересовался еще в училище. Он часто подчеркивал, что произошло это не благодаря влиянию учителей, а вопреки, так как уровень преподавания в училище был невысоким.
Выпускник реального училища.
1897 г.
Слайд 2626 Творческий путь ученого
В 1902 г. Абрам Федорович
Иоффе
окончил Санкт-Петербургский Технологический
институт.
В 1905 г. окончил Мюнхенский университет
в Германии.
В 1911 г. вступил в брак.
В 1911 г. А.Ф. Иоффе экспериментально
определил заряд электрона, использовав ту же
идею, что и Р. Милликен: в электрическом и
гравитационном полях уравновешивались
заряженные частицы металлических пылинок
при внешнем фотоэффекте.
С 1913 г. – профессор, с 1920 г. – академик.
С 1921 г.- основатель и директор Ленинградского
физико-технического института.
В 1942 - 1945 годы - вице-президент
Академии наук СССР.
Ученики А.Ф. Иоффе – всемирно известные
физики, как П.Л.Капица, Л.Д.Ландау,
И.В.Курчатов, А.П.Александров, Ю.Б.Харитон и
многие другие.
Абрам Федорович Иоффе – автор множества
монографий и учебников
Слайд 2727
Личная жизнь ученого
В 1911 г. А.Ф. Иоффе вступил
в брак с
Кравцовой Верой Андреевной . Она – из
дворян, до замужества окончила
Петербургскую женскую гимназию с
золотой медалью. У них родилась дочь –
Валентина. Вера Андреевна Иоффе позже
была награждена медалями «За оборону
Ленинграда» и «За доблестный труд в
Великой Отечественной войне 1941-1945
годы».
В 1928 г. в личной жизни ученого
произошли серьезные изменения – Иоффе
вступил во второй брак. Его женой стала
Анна Васильевна Ечеистова. Она окончила
физический факультет Ленинградского
университета, работала в Ленинградском
физико-техническом институте, и после
замужества стала верной спутницей и
помощницей А.Ф. Иоффе в его научных
исследованиях по физике
полупроводников.
Абрам Федорович Иоффе с супругой Анной Васильевной Ечистовой (Иоффе)
Слайд 2828
«Папа Иоффе»
Все научные работы А. Ф. Иоффе закрепили
за ним
репутацию физика, глубоко вдумывающегося в
механизмы изучаемых им процессов и с высокой
точностью проводящего опыты, расширяющие
представления об атомно-электронных явлениях в
твердых телах.
В начале 30-х годов Ленинградский физико-
технический институт перешел на новую тематику -
ядерную физику. Собственная научная работа А. Ф.
Иоффе сосредоточилась на проблеме физики
полупроводников.
Крупнейшей заслугой А. Ф. Иоффе является
основание уникальной физической школы, которая
позволила вывести российскую и украинскую
физическую науку на мировой уровень.
По инициативе А. Ф. Иоффе с 1929 г. были созданы
физико-технические институты в крупных
промышленных городах: Харькове, Днепропетровске,
Свердловске и Томске.
За глаза и ученики, и другие коллеги с любовью и
почтением называли Абрама Фёдоровича -
«Папа Иоффе».
Слайд 2929
Заключение
История открытий выдающихся ученых -
физиков показывает, что
для успешной
учебы в техникуме студенту необходимо
формировать такие черты личности, как:
готовность к учению, способность
учиться самостоятельно; умение
контролировать и оценивать себя,
владеть своими индивидуальными
особенностями в познавательной
деятельности, правильно распределять
свое рабочее время для самостоятельной
подготовки.
Жизнь замечательных людей ярко
раскрывает нам, как великие ученые шли к
открытиям, как выбирали цель
исследования, каких усилий стоило им новое
знание. А успех в науке или технике – это
плод напряженного умственного труда,
который начинается ещё в ранней молодости
– в школе, в техникуме, в высшем учебном
заведении.
ПКС «Омега»
Игорь Иванович Сикорский-
выдающийся русский и американский авиаконструктор,
изобретатель
(1889-1972)
Слайд 3131
Детство и юность Игоря
Сикорского
Родился 25
мая 1889 года в Киеве.
Он был вторым сыном и пятым
ребенком в семье врачей Ивана
Алексеевича и Марии Стефановны
Сикорских.
Мать привила маленькому Игорю
любовь к музыке, литературе и
искусству. Это от нее Игорь впервые
услышал о проектах летательных
аппаратов великого Леонардо да
Винчи.
В возрасте 12-ти лет Игорь
Сикорский построил модель своего
первого вертолета с двигателем на
резинке.
Слайд 3232
Студенческие годы
С 1903 по 1906 год учился
в
Петербургском Морском училище.
В 1907 году поступил в Киевский
политехнический институт, где стал
членом «Воздухоплавательной
секции» механического кружка,
организованного профессором
Н. Артемьевым, учеником Н.Е. Жуковского.
В 1909 году студент Игорь Сикорский
впервые в мире поднял в воздух
летательный аппарат с вертикальным
взлетом, который стал прообразом
будущего вертолета. Летательный аппарат
был представлен на двухдневной
воздухоплавательной выставке в Киеве.
Вертолёт имел небольшую подъемную
силу и поэтому не мог взлетать с пилотом.
Слайд 3333
1909 г. Один из первых
вертолетов в мире
Для
вертолета Игорь Сикорский
конструктивно выбрал
двухвинтовую соосную схему:
диаметр верхнего винта был 4,6 м,
нижнего - 5 м. Это было сделано
для уменьшения вредного влияния
на лопасти нижнего винта, которое
возникало от обдувки их потоком
верхнего винта. Винты вращались
в противоположные стороны с
частотой 160 об/мин.
Масса вертолета составляла
205 кг, мощность двигателя
«Анзани» - 18 л.с. (лошадиных сил).
Слайд 3434
Авиаконструкторская
деятельность в России
В
1910 году Игорь Иванович Сикорский
переключился на постройку самолетов.
В 1912-1914 годах он создал
четырехмоторный самолет-гигант
«Русский Витязь» - первенец мировой
тяжелой авиации. Его «Илья Муромец»,
преемник "Витязя", ошеломил
современников мировыми рекордами
по продолжительности полета и
грузоподъемности. Создание
многомоторных самолетов-гигантов
принесло И.И. Сикорскому мировую славу.
Он стал национальным героем России.
Благодаря Сикорскому Россия стала
первой в мире страной, обладавшей
тяжелыми бомбардировщиками.
В 25 лет И. Сикорский стал кавалером
ордена Святого Владимира IV степени.
Слайд 3536 Авиаконструкторская
деятельность в США
После революции И.И. Сикорский
эмигрировал из России в США.
В 1922 г. из СССР в Америку переехали
две сестры и дочка Татьяна. Жена, Ольга
Федоровна, эмигрировать отказалась.
Спустя некоторое время Сикорский
вступил во второй брак с Елизаветой
Алексеевной Семеновой. Один за другим
Появились четыре сына: Сергей, Николай,
Игорь и Георгий.
В 1923 г. Сикорский основал авиационную
фирму «Сикорский Аэроинженеринг
Корпорэйшн».
И.И. Сикорский первым начал строить
турбинные вертолёты, вертолёты-амфибии
с убирающимися шасси, и, «летающие
краны». На его вертолётах были впервые
совершены перелёты через Атлантический
и Тихий океаны с дозаправкой в воздухе.
Машины Сикорского применялись как для
военных, так и для гражданских целей.
В общей сложности Игорь Иванович
создал восемнадцать типов вертолетов и
целый ряд модификаций.
Слайд 3635
Заключение
Весь смысл жизни
заключается
в бесконечном завоевании
неизвестного, в вечном усилии
познать больше.
Э. Золя.
Физика, как наука, является основой
современной техники и технологий.
В принципах работы любой техники,
транспорта, научных приборов лежат
физические законы. Можно сказать, что
появление любых новых технических
устройств в обществе происходит
благодаря новым исследованиям в
физике.
Поэтому «Физика» - это одна из
ведущих дисциплин в
профессиональном образовании
студентов Феодосийского
политехнического техникума.
Слайд 3737
6 тур. Конкурс вопросов «Бумеранг»
____________________________________________________________
Задания 5 тура «Бумеранг» состоят
из 10 вопросов, которые ведущий задает обеим командам.
Первыми отвечают конкурсанты той команды, которые первыми подняли руку для ответа.
Если участники одной команды неправильно ответили на данный вопрос, то дополнительное право на правильный ответ дается второй команде.
За правильный ответ – 2 балла, частично-правильный – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Слайд 38 1
____________________________________________________________________________________
38
ВОПРОС:
Зачем зайцу нужны большие уши? Почему?
_______________________________________________________
Слайд 39 1
___________________________________________________________________________________________
39
ОТВЕТ:
Уши позволяют зайцу прекрасно слышать, он может поворачивать их на 180 градусов.
Уши зайцу нужны, чтобы летом отдавать избыток тепла воздуху и не перегреваться.
В жаркий летний день лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов.
____________________________________________________________
Слайд 40 2
____________________________________________________________________________________
40 ВОПРОС:
Масса какого ведра
с водой больше: когда оно наполнено холодной или когда горячей водой? Почему?
_______________________________________________________
Слайд 41 2
_____________________________________________________________________________________________________
41
ОТВЕТ:
Масса ведра с холодной водой больше, поэтому оно тяжелее, т.к. плотность холодной воды больше чем плотность горячей.
Объёмы одинаковые, следовательно, масса холодной воды в ведре больше массы горячей.
___________________________________________________________________
Слайд 42 3
____________________________________________________________________________________
42
ВОПРОС:
Почему с Земли всегда видно только одну сторону Луны?
_______________________________________________________
Слайд 43 3
_________________________________________________________________________________________________
43
ОТВЕТ:
Период вращения Луны вокруг своей оси равен периоду её обращения вокруг Земли, поэтому Луна оказывается всё время повёрнутой к Земле одной и той же стороной.
________________________________________________________________
Слайд 44 4
____________________________________________________________________________________
44
ВОПРОС:
Почему
сухое дерево при горении издает треск?
_______________________________________________________
Слайд 45 4
____________________________________________________________________________________
44
ОТВЕТ:
Воздух, содержащийся в куске дерева, нагреваясь, расширяется и разрывает волокно дерева, при этом слышен треск. _______________________________________________________
Слайд 4646
5
Задача.
Взяли для приготовления напитка 7 частей яблочного сока, 5 частей морковного
и 2 части грушевого. Всего получилось 140 гр. Сколько гр. каждого сока было взято?
Слайд 4747
5
ОТВЕТ:
7 ч.+5 ч.+2 ч. = 140,
14 ч. = 140,
1 ч =
10 гр.
7 ч. яблочного сока = 70 гр.,
5 ч. морковного сока = 50 гр., 2 ч. грушевого сока = 20 гр. Всего получилось 140 гр.
Слайд 48 6
____________________________________________________________________________________
48
ВОПРОС:
Почему стог
сена не промокает под дождём и внутри остаётся сухим?
_______________________________________________________
Слайд 49 6
__________________________________________________________________________________________________
49
ОТВЕТ:
Главной физической причиной того, что сено в стоге остается сухим, является плохая смачиваемость сухой травы.
Если стог сложен правильно, то падающие сверху капли скатываются по крутой вершине стога под действием силы тяжести вниз, и внутри он остается сухим.
_________________________________________________________________
Слайд 50 7
____________________________________________________________________________________
50 ВОПРОС:
В старину
во время шторма моряки выливали бочку растительного масла в воду.
Для чего?
_______________________________________________________
Слайд 51 7
_________________________________________________________________________________________________
51
ОТВЕТ:
Масло на воде образует пленку, поверхностное натяжение которой больше, чем у воды. Огромные волны, обрушиваются на корабль и, преодолевая поверхностное натяжение этой пленки, теряют свою силу и не так мощно бьют по кораблю.
_________________________________________
Слайд 52 8
____________________________________________________________________________________
52
ВОПРОС:
Какое физическое явление
связывает дыхание и пищеварение человека?
_______________________________________________________
Слайд 53 8
____________________________________________________________________________________________
53
ОТВЕТ:
Это явление диффузии: при дыхании в кровь проникает кислород, а при пищеварении диффундируют питательные вещества.
_____________________________________________________________
Слайд 54 9
____________________________________________________________________________________
54
ВОПРОС:
Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? Почему?
_______________________________________________________
Слайд 55 9
____________________________________________________________________________________
55
ОТВЕТ:
Ориентироваться с помощью компаса на Луне нельзя, так как у неё отсутствует магнитное поле.
_______________________________________________________
Слайд 56 10
____________________________________________________________________________________
56
ВОПРОС:
На
весах уравновешен неполный сосуд с водой. Нарушится ли равновесие весов, если в воду опустить палец так, чтобы он не касался дна и стенок сосуда?
_______________________________________________________
Слайд 57 10
__________________________________________________________________________________________________
57
ОТВЕТ:
Вода действует на палец с некоторой силой, направленной вертикально вверх (архимедова сила), то, согласно третьему закону Ньютона, палец действует на воду с такой же силой вниз. Поэтому равновесие весов нарушится.
_________________________________________________________________
Слайд 5858
7 тур. Конкурс болельщиков
________________________________________________________
Задания
6 тура «Конкурс болельщиков» состоят из 4 пословиц, которые ведущий задает болельщикам обеих команд.
Болельщики команд должны дать разъяснение пословицы с точки зрения физики.
Если болельщики одной команды неправильно ответили на данный вопрос, то дополнительное право на правильный ответ дается болельщикам второй команды.
За правильный ответ – 2 балла, частично-правильный – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Слайд 5959
Пословица 1.
__________________________________________
Гвоздем моря не нагреешь.
Дайте её разъяснение с точки
зрения физики.
Слайд 6060
Пословица 1.
__________________________________________
Гвоздем моря не нагреешь.
Ответ.
Гвоздь обладает небольшой массой.
Поэтому количество теплоты, которое может отдать гвоздь, остывая, будет невелико, и им нельзя нагреть большую массу воды в море.
Слайд 6161
Пословица 2.
__________________________________________
Много снега – много хлеба!
Дайте её разъяснение с
точки зрения физики.
Слайд 6262
Пословица 2.
__________________________________________
Много снега – много хлеба!
Ответ.
Между кристаллами снега
(снежинками) находится воздух, а он, как известно, обладает плохой теплопроводностью и предохраняет озимые посевы от вымерзания. Много снега — «шуба» толстая — мороз не доберется до нежной зелени озимых.
Слайд 6363
Пословица 3.
__________________________________________
Куй железо, пока горячо!
Дайте её разъяснение с точки
зрения физики.
Слайд 6464
Пословица 3.
__________________________________________
Куй железо, пока горячо!
Ответ.
Повышение температуры резко увеличивает
пластические свойства металлов, поэтому многие из них поддаются ковке лишь в сильно нагретом виде. Раскаленным металлам довольно легко придать требуемую форму, поэтому и возникла поговорка.
Слайд 6565
Задача 4.
__________________________________________
С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать
звон сковородки, привязанной к её хвосту?
Дайте её разъяснение с точки зрения физики.
Слайд 6666
Задача 4.
__________________________________________
С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не
слышать звон сковородки, привязанной к её хвосту?
Ответ.
Собаке нужно бежать со сверхзвуковой скоростью, или, достаточно стоять на месте.
Слайд 6767
Подведение итогов
конкурса _________________________________________________
Слайд 6868
Используемая литература
1. Изобретения и изобретатели Киева - Профессии
- Жизнь в ...
www.interesniy.kiev.ua ›
2. Иоффе, Абрам Фёдорович — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Иоффе,_Абрам_Фёдорович
3. Абрам Федорович Иоффе — создатель отечественной физической школы
900igr.net
4. Абрам Федорович Иоффе биография
to-name.ru/biography/abram-ioffe.htm
5. Сикорский, Игорь Иванович — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Сикорский,_Игорь_Иванович
6. Игорь Сикорский · Биография - Лучшие люди страны
www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Igor-Sikorskiy/bio/