Слайд 1Презентация к уроку физики в 9 классе
«Магнитный поток.
Явление электромагнитной
индукции»
Учитель физики МБОУ СОШ №46 с УИОП г.Сургута
Дидычук Зинаида
Юлияновна
Слайд 2Цель урока: ввести основную
характеристику магнитного поля проводящего замкнутого контура, ознакомившись
с
явлением электромагнитной индукции и различными способами получения индукционного тока
Слайд 3Задачи урока:
1. установить взаимосвязь между магнитным и электрическим полями
2. экспериментальным
путем
выяснить причины возникновения индукционного тока в замкнутом проводящем контуре
Слайд 4Актуализация опорных знаний
Следует применять понятия: силовые линии магнитного поля; индукция магнитного
поля; правило правой руки ( буравчика).
даём определение , характеристику и правило использования данных понятий.
Слайд 5Проверка домашнего задания
С обратной стороны доски прошу выполнить задание аналогичное домашнему
:
Первому ученику вопрос: Как движется проводник с током в таком магнитном поле?
Второму ученику вопрос: Как движется положительный заряд в таком магнитном поле?
Слайд 6Ответ ученика
Это векторная физическая величина, являющаяся силовой характеристикой магнитного поля
Модуль вектора
магнитной индукции
, при ┴ расположении прямолинейного проводника с током к магнитным линиям
Вектор магнитной индукции направлен по касательной к данной точке магнитной линии поля
Слайд 7Задание 2 ученику
У доски изобразить направление вектора магнитной индукции для однородного
и неоднородного магнитных полей.
Сравнить модули вектора магнитной индукции для рис. 1 и рис. 2.
Дополнительный вопрос:
Дайте определение однородного и неоднородного магнитных полей.
т. 1
Слайд 8Задание 3 ученику
Как меняется траектория этой положительно заряженной частицы в таком
магнитном поле?
Дополнительный вопрос:
Сформулируй правило левой руки для силы Лоренца
Слайд 9Задание 4 ученику
Как движется проводник в таком магнитном поле?
Дополнительный вопрос:
Сформулируй правило
левой руки для определения силы Ампера.
Слайд 10Задание остальным учащимся класса
Используя 47 параграф учебника «Физика 9 класс», под
редакцией А. В. Перышкина, Е. М.Гутник и опорный конспект на стр.72 УМК «Электромагнитные взаимодействия» дайте характеристику Магнитного потока по плану:
1. Определение физической величины.
2.Математическая запись формулы нахождения магнитного потока с пояснением величин входящих в нее.
3. Графическое представление линий магнитного поля через замкнутый контур.
4.Наименование физической величины в СИ.
5.Скалярная или векторная величина?
Слайд 11Основной характеристикой магнитного поля внутри замкнутого проводящего контура является
Магнитный поток
Слайд 12Характеристика магнитного потока
Магнитный поток (поток линий магнитной индукции) через поверхность площадью
S - это физическая величина, характеризующая магнитное поле внутри проводящего замкнутого контура.
Величина, равная произведению модуля вектора магнитной индукции на площадь контура и косинус угла между нормально к контуру и линиями магнитной индукции
Ф=| |∙S∙cos( )
[Ф]=1Вб (Вебер)
1 Вб=1 Тл∙м2
1 Вб - это магнитный поток, созданный однородным магнитным полем с индукцией 1 Тл через поверхность площадью 1 м2, расположенную перпендикулярно
Скалярная, расчётная величина.
Слайд 13Оценивание знаний учащихся
Так как силовая характеристика магнитного поля нам необходима и
для понимания явления Электромагнитной индукции за приобретенные знания в процессе исследования этого явления вы будете получать фишки « Магнитная индукция», которые к концу урока превратятся в оценки.
Слайд 14Значимость открытия Электромагнитной индукции
Явление электромагнитной индукции принадлежит к числу самых замечательных
открытий первой половины XIX. Оно вызвало появление и бурное развитие электротехники и радиотехники.
«Диск Фарадея» – первый электромагнитный генератор тока , сконструированный в 1831 году после многочисленных опытов Майклом Фарадеем
Слайд 15Электромагнитная индукция — явление возникновения индукционного электрического тока в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного
потока, проходящего через него.
Слайд 16 Классический опыт Фарадея:
1 вопрос: Почему стрелка
гальванометра занимает разное положение?
2 вопрос : Как движется магнит по отношении к катушке?
Слайд 17Запомните!
За положительное направление индукционного тока считается отклонение стрелки гальванометра (миллиамперметра) влево,
т.е. по часовой стрелке
За отрицательное направление индукционного тока считается отклонение стрелки гальванометра (миллиамперметра) вправо, т.е. против часовой стрелки
Слайд 19Задания для экспериментального
исследования возникновения индукционного тока
Первая группа исследователей
При приближении постоянного магнита
S полюсом во внутрь катушки как будет ориентироваться стрелка миллиамперметра?
Вторая группа
исследователей
При удалении постоянного магнита S полюсом от катушки как будет ориентироваться стрелка миллиамперметра?
Слайд 21Задания для экспериментального
исследования возникновения индукционного тока
Третья группа исследователей
Держите постоянный
полосовой магнит
N полюсом в одной руке,
а к S полюсу магнита снизу приближайте катушку .
Как будет ориентироваться стрелка миллиамперметра?
Четвертая группа
исследователей
Вставьте постоянный магнит
S полюсом в катушку и не вынимая его вращайте вокруг своей оси.
Как будет ориентироваться стрелка миллиамперметра?
Слайд 22Задания для экспериментального
исследования возникновения индукционного тока
Пятая группа исследователей
Перемещайте равномерно полосовой
магнит рядом с катушкой , не вводя его во внутрь нее левее или правее от катушки. Как будет ориентироваться стрелка миллиамперметра?
Слайд 23Подведем итог исследованиям!
1 группа
Как только прекращается движение магнита по
отношению к катушке , так индукционный ток прекращается.
2 группа
Как только прекращается движение магнита по отношению к катушке , так индукционный ток прекращается.
Слайд 24Подведем итог исследованиям!
3 группа
Как только катушка полностью насаживается на
полосовой магнит и останавливается, так индукционный ток прекращается.
4 группа
Стрелка миллиамперметра при поступательном и вращательном движении вокруг своей оси остается неподвижной
Слайд 25Подведем итог исследования
Пятая группа исследователей
При равномерном перемещении полосового магнита рядом с
катушкой , не вводя его во внутрь нее (левее или правее от катушки) стрелка миллиамперметра
неподвижна.
И так при какой ориентации контура
(витка -катушки ) по отношению к полосовому магниту индукционный ток возникает?
Слайд 26Причины возникновения индукционного тока в замкнутом проводящем контуре:
Неравномерное движение катушки по
отношению к внешнему магнитному полю
постоянного полосового магнита.
Магнитный поток, пронизывающий контур катушки должен меняться
Величина индукционного тока зависит от числа линий магнитной индукции, пронизывающих замкнутый проводящий контур.
Слайд 27Заключение
На следующем уроке мы выполняем лабораторную работу « Изучение явления электромагнитной
индукции» и вы сможете опытным путем проверить справедливость этого заключения
Давайте подведем итог нашей работы:
Кто получил 4-5 жетонов за урок получает оценку « отлично»
у кого 3 жетона - оценку « хорошо».
Д/З. 47, 48; упр. 38,39
Подготовиться к Л.Р.№ 4 на стр.278
Слайд 28Веб-квест
Тема урока «Явление электромагнитной индукции».
Предметная область: Физика, класс 9.
Необходимые ресурсы для выполнения задания:
компьютер, видео-материалы, интернет.
Цель: ввести основную характеристику магнитного поля проводящего замкнутого контура, ознакомившись с явлением электромагнитной индукции и различными способами получения индукционного тока
Задачи :
1. установить взаимосвязь между магнитным и электрическим полями
2. экспериментальным путем выяснить причины возникновения индукционного тока в замкнутом проводящем контуре.
Слайд 29Распределение ролей по группам.
Группа 1. Историки
Задание: 1.Выяснить кем и когда было
открыто явление электромагнитной индукции.
2. Какой опыт был проведены с целью открытия явления электромагнитной индукции.
http://www.electrolibrary.info/history/electromagnitnayaindukciya.htm
Группа 2. Техники
Задание: 1.Выяснить, устройство установки классического опыта Фарадея по изучению электромагнитной индукции.
https://www.youtube.com/watch?v=ELffdUyETcE
2.Найти в интернете описание и схемы установок по постановке классических опытов обнаружения индукционного тока.
https://www.youtube.com/watch?v=mp7C6S2gawQ
Слайд 30Группа 3. Физики-теоретики
Задание:
Найти и сформулировать закон электромагнитной индукции.
https://www.youtube.com/watch?v=q-Rd2DvlTU4
https://www.youtube.com/watch?v=2vGT5YlCEtk
2.Найти и
сформулировать правило Ленца для объяснения явления электромагнитной индукции.
https://www.youtube.com/watch?v=q-Rd2DvlTU4
https://www.youtube.com/watch?v=q-Rd2DvlTU4
.
Слайд 31Группа 4 Лаборанты
Задание:
1.Выяснить при каких условиях возникает индукционный ток.
2. Изучить как будет меняться величина индукционного тока:
- при приближении постоянного магнита S или N полюсом во внутрь катушки ;
- при удалении постоянного магнита S или N полюсом во внутрь катушки ;
-при его вращении вокруг своей оси или равномерном перемещении магнита рядом с катушкой, не вводя его во внутрь, т.е. левее или правее от катушки
https://www.youtube.com/watch?v=QI9TMtM2zOA&list=PLxSjFHonylAAx8pF89hdO-xBLFXVPIG1j
Слайд 32Отчет:
Ваша работа должна быть представлена в виде презентации Power Point,
в которой вы отразите ваши ответы на главные вопросы этой темы:
Какое явление называется явлением электромагнитной индукции?
Какие опыты были проведены для изучения явления электромагнитной индукции?
Представить схематический рисунок постановки опытов Фарадея?
От чего зависит направление индукционного тока?
От чего зависит величина индукционного тока?
Как по правилу Ленца объяснить причину возникновения индукционного тока?
В чем заключается историческая значимость открытия явления электромагнитной индукции и почему его относят к разряду важнейших ?
Слайд 33Спасибо !
https://www.youtube.com/watch?v=mp7C6S2gawQ