Слайд 1Презентация урока физики в 11 классе.
Тема: «Строение Вселенной»
Слайд 2Цели урока:
Образовательные:
-научить применять знания, полученные на
уроке;
-показать связь с жизнью;
-расширить межпредметные связи.
Воспитательные:
-формировать интерес к предмету, к учебе, воспитывать инициативу, творческое отношение, воспитывать добросовестное отношение к учебе, прививать навыки, как самостоятельной работы, так и работы в коллективе, воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету.
Развивающие:
-развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный интерес путем привлечения дополнительного материала, а также потребности к углублению и расширению знаний;
-развивать речевые навыки;
-формировать умения выделять главное, делать выводы, развивать способность быстро воспринимать информацию и выполнять необходимые задания; развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы.
Слайд 3
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: беседа с использованием ИКТ
Слайд 4Средства обучения
Компьютер
Проектор
Презентация
Экран
Слайд 5Этапы урока
1. Организационный момент
2.Мотивационный этап
3. Изучение нового материала
4.Первичная проверка
усвоения знаний
5. Контроль и самоконтроль
6. Итоги. Выводы
7.Рефлексия
8 Домашнее задание
Слайд 6Приемы и методы
Приветствие
Прослушивание рассказа
Выдвижение гипотезы
Фронтальная беседа
Работа с информацией на
слайдах
Прослушивание сообщений
Записи в тетради
Просмотр видиофрагмента
Работа с учебником
Самостоятельная работа
Записи в тетради и дневнике
Слайд 7Формы организации учебной деятельности
Коллективная
Индивидуальная
Парная
Слайд 8СТРУКТУРА УРОКА
Мотивационный этап
-Учащиеся зачитывают эпиграф урока
Когда же ты родилась
ГРАВИТАЦИЯ?
Вместе с Взрывом появилась!
Все планеты сотворила,
Звезды и галактики.
Вот какая во мне сила!
Слайд 9
-Учитель- Зачитывает притчу Джеймса Агри «Притча об орле»
Вывод учителя. Орлу помогли
разобраться в себе, найти свое место. Какое место занимаем мы во Вселенной? Ответить на данный вопрос поможет сегодня урок «Гравитация и Вселенная»
Слайд 10
Джеймс Агри. Притча об орле.
Однажды,
гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и оставил жить в сарае, приучив есть корм для цыплят и вести себя так же, как они.
В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами.
«Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он никогда не научится летать, — объяснил хозяин. — Он перестал быть орлом и ведет себя, как настоящий цыпленок».
«Тем не менее, — настаивал натуралист, — у него сердце орла, и он может научиться летать».
Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: «Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети».
Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.
На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома. «Ты орел, — снова убеждал он его. — Расправь крылья и лети». Но орленок был напуган своим неизвестным Я и новым миром, простиравшимся перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.
На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал: «Ты орел. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети».
Орел посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно расправлять крылья и, издав торжествующий крик, он наконец воспарил под облака и улетел.
Возможно, орел до сих пор с грустью вспоминает цыплят и даже иногда навещает свой сарай. Но каждому ясно, что он никогда не вернется к прежней жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали, как цыпленка.
Слайд 11
Задачи, поставленные учащимся:
Узнать о галактиках, метагалактике, Вселенной, нашей галактике.
Выяснить какое место
занимает человек в мире.
Слайд 12Изучение нового материала
Учитель. Излагает материал с использованием следующих слайдов :
Слайд 13ГАЛАКТИКИ
Галактики – это огромные вращающиеся звездные системы
Слайд 14Характеристики галактик
Содержат от до звезд
Размеры
от 1 до 100 кпс(килопарсек)
Скорости от 10-20км/с
(у карликов),
300-400км/с(у галактик-гигантов
Слайд 15СОСТАВ ГАЛАКТИКИ
ЗВЕЗДЫ
МЕЖЗВЕЗДНОЕ ВЕЩЕСТВО
Газ
Пыль
Космические
лучи
Слайд 16БЛИЖАЙШИЕ К НАМ ГАЛАКТИКИ
Большое Магелланово Облако
Туманность Андромеды
Малое Магелланово Облако
Слайд 17Типы галактик
ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ
СПИРАЛЬНЫЕ
НЕПРАВИЛЬНЫЕ
Слайд 18Звездные скопления
Рассеянные
Шаровые
(скопление Плеяды) Несколько парсек
(в созвездии Геркулеса)
Десяток парсек
Слайд 19Расширение Вселенной
Крупное скопление в созвездии Девы
Разбегание галактик
Слайд 20Закон Хаббла
Эдвин Пауэлл Хаббл (1889 – 1953), выдающийся американский
астроном – наблюдатель (автор классификации галактик)
Скорость, с которой галактики удаляются друг от друга, пропорциональна расстоянию между ними
V=HR, где H=65км/с Мпс – постоянная Хаббла.
Слайд 21Метагалактика
- часть Вселенной, охваченная современными методами астрономических наблюдений.
- Особенность
Метагалактики: не существует центра, от которого разбегаются галактики.
- Промежуток времени с начала расширения Метагалактики равно 20 – 13 млрд. лет.
Слайд 22Наша Галактика
НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
СХЕМАТИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ГАЛАКТИКИ(ВИД С РЕБРА, ВИД
ПЛАШМЯ)
Слайд 23ХАРАКТЕРИСТИКА НАШЕЙ ГАЛАКТИКИ
Диаметр центрального диска галактики около 100000 световых лет, а
толщина в 100 раз меньше;
Число звёзд в галактике порядка 10. Млечный Путь, светлая серебристая полоса звёзд, опоясывающая всё небо, составляет основную часть нашей галактики;
Масса нашей галактики примерно равна 2 * 10 масс Солнца (масса Солнца равна 2 * 10 кг ).
12
11
30
Слайд 24
По ходу объяснения материала 1.Слушаются два сообщения учащихся:
-Скопление галактик
-Наша галактика
2.Показ видиофрагмента
«Галактики»
Слайд 25Первичная проверка усвоения знаний
Учитель.
Вопросы учащимся:
1.Сколько звезд в нашей Галактике?
2.С какой
скоростью Солнце движется вокруг центра Галактики?
3.За какое время свет проходит расстояние, равное 1Мпк?
4. Сформулируйте закон Хаббла?
5.Чему равна постоянная Хаббла?
6.От чего зависит будущее Вселенной?
Слайд 26Контроль и самоконтроль
Самостоятельное разгадывания кроссворда по вопросам
По горизонтали: 1. Первый
человек, спустившийся на поверхность Луны. 2.Весь окружающий нас мир, доступный наблюдениям. 3. Состояние тела, при котором его вес превышает силу тяжести. 4. Первый космонавт. 5. Английский ученый, открывший закон всемирного тяготения. 6. Состояние тела, при котором его вес равен нулю.
По вертикали: 1.Американский астроном, открывший закон, по которому происходит расширение Вселенной. 2. Единица длины, применяемая для измерения расстояний между галактиками и их скопления. 3. Скопление звезд, связанных в одну систему силами гравитационного притяжения.
Ответы по горизонтали: 1.Армстронг, 2.вселенная, 3.перегрузка, 4.Гагарин, 5.Ньютон, 6.невесомость.
Ответы по вертикали: 1. Хаббл, 2.мегапарсек, 3.галактика.
Р О Н Г
В С Е Л Е Н Н А Я
П Е Р Е Г Р У З К А
Г А Г А Р И Н
Н Ь Ю Т О Н
Н Е В Е С О М О С Т Ь
Х
Б
Б
Л
Е
Г
А
А
С
К
Г
Л
К
И
К
А
Слайд 28Итоги. Выводы
Учитель обращается к учащимся
1.Самые главные выводы…..
2.Составить космический адрес человека.
Слайд 29Космический адрес человека
Место рождения – Земля
Район – Солнечная система
Область – Наша
галактика «Млечный путь»
Страна - Метагалактика
Слайд 30Рефлексия
Учитель - Продолжите предложения
- больше всего на уроке мне запомнилось…
-самым
интересным было….
Я желаю, чтобы вы стремились к познанию себя, окружающих людей, материального мира. Человеку важно знать свое место на Земле и во Вселенной.
Слайд 31
Домашнее задание
§48,задача 184
Составить план рассказа о проблеме прогнозирования
будущего нашего мира
Слайд 32Используемые ресурсы
М.Я Мякишев, Б.Б.Буховцев.Физика – 11. «Просвещение».2008г
images.yandex.ru
900igr.net
http://www.bessonova.msk.ru/