Слайд 1Решение нестандартных задач по физике
ЗАЙЦЕВА Н.А.
учитель физики
МВ(с) ОУ В(с) ОШ
Слайд 2Переход на решение нестандартных задач
Задачи на усвоение учебного материала — это
стандартные (тренировочные) задачи. Основная их учебная функция - перевод знаний, усвоенных на уровне воспроизведения, на уровень знаний-умений.. Это – простые, «одношаговые» задачи. Для их решения достаточно вспомнить формулу и дать ответ. Обучение, построенное преимущественно на задачах этого типа, приводит в результате к потере интереса учащихся к предмету.
Слайд 3
Как сделать интересным для школьников процесс решения учебных физических задач?
На практике задачи являются просто упражнениями
«на формулу», многочисленные пособия дают ученику правильный ответ, а деятельность по решению задач отсутствует.
Решение занимательных задач базируется не на передаче учащимся уже готовых знаний, не на «действиях по образцу», а на обучении самостоятельно «добывать знания» в процессе познавательной деятельности.
Главная цель – не просто получение правильного ответа, а возможности подойти к правильному ответу через высказывания своего мнения, совместного обсуждения хода решения.
Слайд 4Задачи-парадоксы и задачи-софизмы
В связи с массовым участием школьников в физических
олимпиадах стали распространяться занимательные задачи-парадоксы и задачи-софизмы. Софизм (от греч. - мастерство, умение, хитрая выдумка уловка) - ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Чем же полезны софизмы для изучающих физику? Что они могут дать? Разбор софизмов прежде всего развивает логическое мышление, т.е. прививает навыки правильного мышления.
Слайд 5
1. Количество теплоты
Почему тает мороженое? (софизм)
Мороженое быстрее
тает, если его разминать ложечкой. Справедливо ли предположение, что мороженое тает быстрее потому, что здесь совершается работа и расходуется механическая энергия?
2. Внутренняя энергия.
Сахар и хлеб. Если вы окунете кусочек хлеба в горячий чай, то рискнете ли, не подув на него, отправить себе в рот? А если окунуть кусок сахара, нужно ли на него дуть прежде, чем взять в рот? Объясните парадокс.
Слайд 6Алгоритмы и Эвристики
Алгоритмические действия
Действия
по образцу
Эвристические действия
Действия направленные на поиск образца
Слайд 7Эвристические приемы
Идти от требований к условиям и исключать лишнее
Идеализировать свойства объектов
Перекодировать
текст в схему
Подобрать дополнительные данные
Сначала разработать простейшую модель
Слайд 8Задача. «Мальчик и собака»
Расстояние между мальчиком и собакой равно 10 метров.
Собака бежит со скоростью 2 м/с. Через сколько времени собака подбежит к мальчику?
Слайд 9МОДЕЛЬ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ
Название задания
Личностно-значимый познавательный вопрос
Информация по данному вопросу, представленная в
разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.)
Задания на работу с данной информацией
Слайд 10Типология учебных ситуаций
Ситуация – оценка
Прототип реальной ситуации с готовым предлагаемым решением,
которое следует оценить и предложить свое адекватное решение
Слайд 11Задача-оценка «Архимедова сила воздуха»
Оцените выталкивающую силу действующую на Вас в воздухе.
Слайд 14
Карточка – задание.
Найти ошибки и исправить их. Объяснить, незнание какого материала
их повлекло.
1. Электрический заряд можно делить бесконечно.
2. Протон – это частица, не имеющая заряда.
3. Атом в целом имеет положительный заряд.
4. Вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается.
5. В состав ядра атома входят частицы: протоны и электроны.
6. Атомы всех химических элементов одинаковы.
7. Главной характеристикой химического элемента является число нейтронов.
После выполнения задания, взаимопроверка, обсуждение ошибок.
Слайд 15Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Используйте слова для справок после
текста.
В атмосферу Земли с некоторой скоростью влетел метеорит. При падении его скорость увеличивалась, при этом увеличивалась и его ________ энергия. Это изменение происходило за счет уменьшения ______________ энергии метеорита. Так как на метеорит при движении действовала сила сопротивления воздуха, то часть механической энергии превращалась во ___________ энергию. В результате метеорит нагрелся до столь высокой температуры, что стал светиться..
Слова для справок
потенциальная
электрическая
кинетическая
космическая
хаотическая
внутренняя
Ответ: вставка слов 416
Пример 6
Слайд 16Типология учебных ситуаций
Ситуация – иллюстрация
Прототип реальной ситуации, которая включается в качестве
факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения)
Слайд 17Почему толстостенные стаканы лопаются от горячей воды намного чаще, чем тонкостенные?
Стекло - плохой проводник тепла. Чем толще стенка стакана, тем больше
разница температур на его наружной и внутренней поверхностях, и тем
вероятнее, что он лопнет от горячей воды, потому что внутренняя
прогретая часть будет расширяться.
Слайд 18Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединенных последовательно. Одна лампочка
перегорела. Её выбросили и составили снова цепь. Стала ли гирлянда гореть ярче или наоборот, померкла оттого, что лампочек стало меньше?
U=J*R. Общее сопротивление гирлянды уменьшилось,
а напряжение в сети осталось прежним.
Поэтому гирлянда будет гореть ярче.
Слайд 19Чему равен КПД электрической батарейки?
Это можно оценить по следующему факту:
на изготовление батарейки
затрачивается энергии в 2 тыс. раз больше, чем эта батарейка
способна отдать в процессе своей работы.
Слайд 20Воздушный шар уносится непрерывным ветром в южном направлении. В какую сторону
развиваются при этом флаги на его гондоле?
Шар, уносимый воздушным течением, находится по отношению
к окружающему
воздуху в покое; поэтому флаги не станут развиваться на ветру
ни в какую сторону,
а будут свисать вниз, как в безветрие.
Слайд 21На гладкую доску положили 2 кирпича — один плашмя, а другой
на ребро. Кирпичи весят одинаково. Какой кирпич соскользнет
первым, если наклонять доску?
Кирпичи начнут скользить одновременно. Ведь оба кирпича давят на доску
с одинаковой силой, а значит, одинаковы и силы трения, которые приходится
им преодолевать. Удельные силы трения, приходящиеся на каждый
квадратный сантиметр площади соприкосновения кирпичей с доской, конечно,
не равны. Но общие силы трения, действующие
на кирпичи, равные произведению удельной силы трения на площадь
поверхности соприкосновения, будут одинаковы.
Слайд 22Баржа с грузом металлолома вошла в шлюз. По какой-то неизвестной причине
матросы на барже начали сбрасывать металлолом в воду и занимались этим до тех пор, пока полностью не опустошили трюмы баржи. Что произойдёт с уровнем воды в шлюзе?
Уровень воды в шлюзе уменьшится, т.к. находясь
на барже металлолом вытеснял больше воды, чем в воде.
Слайд 23Занимательные научные опыты для детей
Опыт с монеткой и воздушным шариком
Этот
эксперимент - замечательный пример действия
центробежной и центростремительной силы.
Для проведения опыта вам понадобятся:
- воздушный шарик (лучше бледной расцветки,
чтобы при надувании он как можно лучше просвечивал)
- монетка
- нитки
План работы:
1. Просуньте монетку внутрь шарика.
2. Надуйте шарик.
3. Перевяжите его ниткой.
4. Возьмите шарик одной рукой за тот конец, где нитка. Совершите несколько вращательных движений рукой.
5. Через какое-то время монетка начнет вращаться по кругу внутри шарика.
6. Теперь второй рукой зафиксируйте шарик снизу в неподвижном положении.
7. Монетка будет продолжать вращаться еще секунд 30 или даже больше.
Слайд 25ТРИ СЕСТРЫ (СКАЗКА)
Жил - был царь. У него были три дочери:
старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
- Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой. Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери.
Почему?
Слайд 26Возможные методы приобщения учащихся к самостоятельной деятельности при решении нестандартных задач
по физике