Слайд 1«Рефлексивно-деятельностный подход, как средство формирования исследовательской деятельности при изучении физики»
Мастер-класс учителя
физики
Петровой Ирины Витальевны
Слайд 2Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и
осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к исследовательской деятельности.
Одним вариантом исследовательской деятельности учащихся можно считать постановку практической задачи в самом начале изучения новой темы. Этот вариант сводится к постановке и решению проблемы и требует особо тщательной проработки.
Слайд 3 Опыт № 1 «Загадочный стул».
Цель опыта:
показать значение центра тяжести для поддержания равновесия.
Материалы: стул, человек
Слайд 4Вывод: предмет не опрокидывается, когда отвесная линия, проведенная из центра тяжести,
проходит в пределах его основания.
Опыт «Загадочный стул» ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий о центре тяжести, о равновесии тел, но и на способы этого усвоения, на исследовательскую деятельность, на развитие творческого потенциала ученика.
Оказывается очень часто в строительстве, в оборонной промышленности встречаются конструкции со смещённым центром тяжести.
Слайд 5 Опыт № 2 «Парящие вилки».
Цель опыта: показать значение центра тяжести
для поддержания равновесия.
Материалы: две вилки, спичка, пустой стакан
Слайд 6Вывод: центр масс геометрически не принадлежит телу, поэтому его положение равновесия
кажется немного странным.
Введение в теорию осуществляю через практическую задачу «Парящие вилки», а над её, казалось бы, простым решением нужно подумать. Вовлекая каждого ученика в исследовательскую деятельность, я заставляю его задумываться над вопросом «Почему вилки парят в воздухе?», «Как связать это явление с центром тяжести?», развивая у него навыки аналитической и рефлексивной деятельности.
Слайд 7Опыт № 3 «4 стула».
Цель опыта: определить условие равновесия тела.
Материалы: 4
стула, 4 участника.
Слайд 8Вывод: тело находится в равновесии, если равнодействующая всех сил, приложенных к
телу равна нулю.
Слайд 9
Несомненными преимуществами использования исследовательской работы являются высокая степень активности и
самостоятельность учащихся при выполнении эксперимента, выработка умений работы физическими приборами и навыков обработки результатов наблюдений и измерений, возможность проведения эксперимента или наблюдения по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самими учащимися.
Слайд 10
Опыт № 4 «Вулкан».
Цель опыта: исследование условия плавания жидкостей.
Материалы: прозрачный
стакан, вода, масло, пипетка, пищевой краситель, аспирин.
Слайд 11Вывод: жидкости, имеющие большую плотность, будут стремиться занять нижнее положение, а
жидкости с меньшей плотностью всплывут на поверхность. Образуется подобие лавы, благодаря различной плотности жидкостей.
Многократная работа на результат улучшает как вычислительные навыки, так и экспериментальные умения, способность принимать решения и проводить рефлексию.
Слайд 12
Опыт № 5 «Сухим из воды».
Цель опыта: изучить действие атмосферного
давления.
Материалы: : тарелка с водой, монетка, пробка от бутылки, лист бумаги или газеты, спички и стеклянная банка.
Слайд 13Вывод: Как известно при нагревании любые тела (в том числе и воздух)
расширяются. В нашем опыте, когда мы накрываем горящую бумагу банкой, то под банкой образуется горячий воздух, часть его выходит из банки наружу и как следствие давление внутри банки понижается (воздух становится более разреженным). Снаружи банки давление не менялось (оно равно атмосферному давлению). Раз внутри банки оказалось давление меньше, чем снаружи, то воду в тарелке начинает засасывать в банку до тех пор, пока давление снаружи и внутри не уравняется. В результате вся вода оказывается внутри банки и мы легко можем достать монету не замочив руки
Слайд 14.
Рефлексивно-деятельностный подход на уроках физики не только формирует ту систему
физических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом формирует навыки исследовательской деятельности.
Слайд 16
«Физика – это волшебство, волшебство – это физика, а вместе –
магия».