Слайд 1 учитель физики МБОУ «Роговская СШ»
Старова М.А.
Работа с одарёнными детьми.
Повышение интереса учащихся
к предмету через систему
внеклассной работы по предмету
Слайд 2На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор
и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности
Слайд 3Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно
понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Что такое детская одаренность?
Слайд 4 Интеллектуальная одаренность
Как
свидетельствовали многолетние долговременные исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др. А ведь сам показатель - коэффициент интеллекта - претендовал ни больше ни меньше чем на роль универсальной личностной характеристики, свидетельствующей об общем уровне одаренности
Об академической одаренности
Особенно внимательны к этой характеристике ребенка учителя, именно они склонны утверждать, что одаренные дети - "это те дети, которые хорошо учатся".
Творческая одаренность
Американский учитель и психолог Е. П. Торранс, наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент. для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.
Талантливые дети-особая категория одарённости. Она результат ранней специализации
Виды одарённости
Слайд 5Одаренный человек это, прежде всего, одаренная личность. Для развития способности одаренного
ребенка реализовать свой дар необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться.
Чтобы развивать одаренность необходимо с такими детьми много работать. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; и в классе на уроке и во внеурочной деятельности они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Слайд 6
Выявление одаренных детей;
Развитие творческих способностей на уроках;
Развитие способностей
во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
Слайд 7
В целях поддержки интереса к предмету и развития
природных задатков учащихся можно использовать творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Слайд 8
Задавая домашнее задание необходимо учитывать степень его сложности
и интереса для разных групп обученности детей. Таким образом, учитель в своей работе должен иметь системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности.
Слайд 9
На всех этапах урока физики нужно стараться
использовать дифференциацию: для способных детей можно предложить более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными
Слайд 10 Творческие проекты.
Ученые в вопросе работы с одаренными детьми выявили
, что наиболее эффективной формой работы с одаренными являются творческие проекты.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Наиболее интересные, оригинальные проекты получаются у детей, имеющих творческие задатки. Работа над проектом даёт возможность развивать общие интеллектуальные способности, творческие, конструктивно-технические
Слайд 11 Восьмой год все школы работают по ФГОС. Одной из целей
ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей.
ФГОС делает акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Слайд 12Большую роль для развития творческих способностей учащихся играет введение совершенно нового
раздела «Внеурочная деятельность обучающихся». Раньше внеурочная деятельность не входила в УП. Данный раздел фиксирует объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения и направленных на развитие социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д.
Слайд 13 Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они
способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности . Дети, которые увлечены физикой, с удовольствием участвуют в олимпиадах.
Слайд 14
Но все-таки большую часть времени обучающиеся проводят на уроках, и
большая работа с одаренными проводится именно на уроке. Именно на уроке одаренные дети проявляют свои способности, быстрее и оригинальнее других решают задачи, отвечают на вопросы и сами задают нестандартные вопросы.
Слайд 15Обязательным условием общего развития детей является использование дополнительной информации, которую не
обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома. Она должна дать возможность развивать общую культуру и эрудицию ребенка. С этой целью использую на своих уроках такие элементы , как «Это интересно», «А вы знаете?», «Удивись», и др.
Хочется заинтересовать учеников в познании такого сложного предмета , как физика
Слайд 16
Для создания комфортных условий на уроке очень важно
доверие учителя к учащимся, вера в их силы и возможности,
способности. Такую возможность дают дифференцированные
уроки или хотя бы задания.
Очень помогает в работе на уроке использование
специальных компьютерных устройств, имеется возможность
показывать отобранные презентации и видеоматериалы.
Слайд 17При работе с одаренными детьми педагог должен находиться в постоянном развитии,
должен совершенствоваться. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы. А также учителю необходимо развивать профессиональную компетенцию. Невозможно привить интерес к своему предмету ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому учителя постоянно учатся, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения участвуют в различных конкурсах.
Безусловно, в школе существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми, которые требуют решения:
это и усиление подготовки учащихся к районным олимпиадам и конференциям, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одаренности детей,
и проблема эффективной диагностики детской одаренности
Слайд 18Цитаты об одаренности, таланте, творчестве
Гении не падают с неба, они
должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель
…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.
Ф. Бэкон
Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование.
В.В. Стасов
«Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. дивен этот прозрачный камень. Но сколь ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране» (Ж. Брюно)
Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески …
Ф.И. Шаляпин
Слайд 19 В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми
- это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Только высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.