Слайд 1Организация проектной деятельности учащихся на уроках физики
Слайд 2Цель общего среднего образования:
организация учебного процесса, которая предполагает
постоянное развитие учащихся;
компетентностный подход в обучении (владение учащимся ключевыми и предметными компетентностями, умениями разрешать возникающие проблемы).
Слайд 3Метод проектов
- педагогическая технология, позволяющая развить у школьников способность
к самостоятельному познанию нового, интеграцию уже имеющихся знаний, формировать умение решить жизненную проблему, создать новый практически значимый образовательный продукт.
Слайд 4Проектная и исследовательская деятельность
Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один
из видов познавательной деятельности человека.
Проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках.
Проектно-исследовательские или исследовательские проекты – «продукт» деятельности учащихся, связанный с решением творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением, но содержит элементы проектирования, поскольку необходимо выдвигать какие-либо гипотезы, т.е. предполагать, проектировать.
Слайд 5Проблема
Презентация
Учебный проект
Портфолио
Продукт
Проектирование
Поиск информации
Проблема (наличие социально значимой задачи)
Проблема (наличие социально значимой
задачи)
Проблема (наличие социально значимой задачи)
Проблема (наличие социально значимой задачи)
Слайд 6Проектная деятельность
Самоцелепологание
Самокоррекция
Развиваются
Самоконтроль
Самоанализ
Самопланирование
Самоорганизация
Проблема (наличие социально значимой задачи)
Проблема (наличие социально значимой задачи)
Проблема (наличие
социально значимой задачи)
Проблема (наличие социально значимой задачи)
Слайд 7Проектный метод в классно-урочной системе
Этапы урока
(классно-урочная система)
организационный момент
целеполагание и мотивация
актуализация опорных знаний и умений первичное
усвоение знаний
осознание и осмысление учебного материала
закрепление учебного материала
применение знаний и умений в новой учебной ситуации
проверка и оценка результатов
подведение итогов урока
Этапы работы над проектом
(метод проектов)
запуск проекта
планирование работы над проектом
определение уровня готовности к поисковой работе (самодиагностика)
сбор информации
структурирование материала
обмен информацией
оформление результатов работы
экспертиза проекта
рефлексия
Слайд 8Проектный урок
Имеет место при изучении:
свойств объектов,
определении взаимосвязей
между объектами,
установлении причинно - следственных связей между событиями и явлениями,
доказательстве теорем,
выводе формул,
отработке навыков решения различных задач и т.д.
Основной формой работы на уроке является групповая работа:
разноуровневые группы (исследование одного и того же объекта),
группы, в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня (исследование разных объектов).
Слайд 9Этапы проектного урока
1. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос,
актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы.
2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования.
3. Выбирается метод исследования в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или же может быть сформулирован учителем.
4. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный на третьем этапе урока метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.
5. Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма, таблиц, презентаций, диаграмм и т.д
6. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного сообщения.
7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.
Слайд 10Роль учителя
Энтузиаст
Специалист
Консультант
Руководитель
«Человек, который задает вопросы»
Координатор
Эксперт
Слайд 12Проект “Электропроводимость жидкостей”.
Основополагающий вопрос: “Действительно ли яблоко – источник тока”.
Дидактические задачи:
Повысить интерес к предмету.
Дать детям представление об электролитической диссоциации.
Рассмотреть природу электрического тока в растворе электролитов.
Установить взаимосвязь между m, q, k, М и изучить законы электролиза.
Создать условия для формирования исследовательских навыков.
Первая группа – “Исследователи”
Проблемный вопрос: “Жидкости – проводники или непроводники тока?”
Цель их исследования: экспериментально доказать, что растворы электролитов – проводники тока.
Вторая группа – “Почемучки”
Проблемный вопрос: “Фрукты и овощи – источники тока?”.
Цель микроисследования группы “Почемучек”: определить и сравнить величину силы тока.
Задачи:
исследовать проводимость лимона, томата, яблока, картофеля, капусты;
составить сравнительную диаграмму результатов;
сопоставить полученные результаты с характеристиками батарейки и аккумулятора;
Третья группа – “Эксперты”
Проблемный вопрос: “Почему один из электродов в растворе CuSO4 изменил цвет?”.
Цель микроисследования группы “Эксперты”: установить зависимость между массой выделенного вещества и электрическим зарядом, прошедшим через электролит.
Слайд 13Проект “Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами”.
Основополагающий вопрос:
Нерациональное использование электроэнергии приводит к высокой ее стоимости, загрязнению окружающей среды и обеднению природных ресурсов.
Дидактические задачи:
исследовать, от чего зависит стоимость электроприборов
исследовать, как влияет работа приборов в режиме ожидания на стоимость электроэнергии,
изучить экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии,
выяснить, какие источники электроэнергии существуют, каковы их преимущества и недостатки,
рассмотреть способы экономии электроэнергии.
Слайд 14Группа “Эксперты 1”
Цель: Выяснить стоимость электроэнергии приборов за 15 минут
работы и за год. Установить от чего зависит стоимость электроэнергии?
Группа “Эксперты 2”
Цель: Выяснить зависимость стоимости электроэнергии от времени работы устройств.
Группа “Аналитики”
Цель: исследовать, как влияет работа электроприборов в режиме ожидания на стоимость электроэнергии. Для выполнения данной работы можно воспользоваться сайтом www.energosber.info/lesson
Группа “Экономисты”
Цель: Изучить какое количество электроэнергии потребляет за месяц и год люминесцентная лампа и обычная лампа накаливания.
Группа “Статисты
Цель: используя готовую таблицу результатов экономии электроэнергии при работе одной энергосберегающей лампы, выясните, сколько киловатт-часов могут сэкономить в год жители города, если каждый заменит одну лампу накаливания мощностью 100ватт на 20 ваттную энергосберегающую.
Группа “Стратеги”
Цель: разработать рекомендации по экономии электроэнергии.
Группа “Экологи”
Цель: рассмотреть традиционные источники энергии, проанализировать достоинства и недостатки. Выявить наиболее эффективный и менее опасный источник энергии.
Слайд 167 основных этапов работы над проектом
Организационно - установочный;
Выбор и обсуждение главной
идеи, целей и задач будущего проекта;
Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
Работа над проектом;
Подведение итогов, оформление результатов;
Презентация проекта.