Презентация, доклад Проблемное обучение на уроках физики

Содержание

ОбоснованиеВ настоящее время, в обществе возникает потребность в развитии всесторонне и гармонично развитой личности, а также, развитии интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей, усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности.

Слайд 1 
 
  
Проблемное обучение на уроках физики
 
 
 
 
 
Гаврилишина Елена Анатольевна
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №16

города Сарани», учитель физики
 


 
 
 
 

    Проблемное обучение на уроках физики     Гаврилишина Елена АнатольевнаГУ «Средняя общеобразовательная школа №16 города Сарани», учитель физики

Слайд 2Обоснование
В настоящее время, в обществе возникает потребность в развитии всесторонне и

гармонично развитой личности, а также, развитии интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей, усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности.
ОбоснованиеВ настоящее время, в обществе возникает потребность в развитии всесторонне и гармонично развитой личности, а также, развитии

Слайд 3Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы :

«В системе среднего образования имеют место проблемы, связанные как со слабой материально-технической, учебно-методической базой, так и необходимостью обновления содержания и методов обучения. Негативными факторами среднего образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности»
Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы :

Слайд 4Достижение поставленных целей, на мой взгляд, возможно лишь в том случае,

если в процессе обучения в школе перед учащимися будут постоянно возникать ситуации, моделирующие ситуации реальной жизни: ситуации, требующие творческого подхода к решению, самостоятельного принятия решений, совместного поиска решений.
Достижение поставленных целей, на мой взгляд, возможно лишь в том случае, если в процессе обучения в школе

Слайд 5Проблемное обучение является одним из методов, позволяющим развить в учащихся навыки

самостоятельного мышления, активизирующим мыслительную деятельность учащихся, развивающим познавательный интерес.

Проблемное обучение является одним из методов, позволяющим развить в учащихся навыки самостоятельного мышления, активизирующим мыслительную деятельность учащихся,

Слайд 6Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и

стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Только тогда они поймут структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. В учёбе их будет захватывать сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставит удовольствие

Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес

Слайд 8Задачи
Создание электронного банка данных «Проблемное обучение».
Реализация проблемного обучения на уроках физики.
Создание

дидактического материала на основе применения проблемного подхода в обучении учащихся: сборника тестовых заданий проблемного характера.
Выработка методических рекомендаций по использованию тестовых заданий проблемного характера.
Выявление степени влияния применения проблемного обучения на уроках физики на качество обучения и на процесс формирования познавательного интереса учащихся.

ЗадачиСоздание электронного банка данных «Проблемное обучение».Реализация проблемного обучения на уроках физики.Создание дидактического материала на основе применения проблемного

Слайд 9Концептуальные основы реализации проблемного обучения на уроках физики
В статье 11 Закона

«Об образовании» Республики Казахстан в качестве одной из задач системы образования определяется «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности» [2].

Концептуальные основы реализации проблемного обучения на уроках физики В статье 11 Закона «Об образовании» Республики Казахстан в

Слайд 10Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан определяет
«одной из

актуальных проблем казахстанского общества… формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности» [3].

Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан определяет «одной из актуальных проблем казахстанского общества… формирование конкурентоспособной

Слайд 11Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных

заведениях Республики Казахстан на 2010-2011 уч.г.» в разделе «физика» определяет:

«В процессе обучения физике основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, которые способствуют формированию основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников» [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемное обучение на уроках физики отвечает требованиям, предъявляемым к образованию в Казахстане на этапе перехода к 12-летнему обучению.

Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях Республики Казахстан на 2010-2011 уч.г.»

Слайд 122.1.2 Концептуальные основы проблемного обучения
Идеи проблемного обучения давно применялись в

практике преподавания физики и других предметов. Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения в школе исследован М.И. Махмутовым, Р.И. Малафеевым, А.В. Усовой, И.Я. Лернером, И.Г. Дайри, Д.В. Вилькеевым, В. Оконь. Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова.
2.1.2 Концептуальные основы проблемного обучения  Идеи проблемного обучения давно применялись в практике преподавания физики и других

Слайд 13ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ?
Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий,

как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний» [5].
Д. В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы» [6].
Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю. К. Бабанского.
Махмутов М.И. даёт такое определение проблемного обучения: "Проблемное обучение это новая система правил применения ранее известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и т. п.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса, потребности и т. п.)"
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ?Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем,

Слайд 14Проблема
Задание
Задача
Эксперимент
Практический вопрос
Теоретический вопрос
Многоуровневая проблемная ситуация

ПроблемаЗаданиеЗадачаЭкспериментПрактический вопросТеоретический вопросМногоуровневая проблемная ситуация

Слайд 15Столкновение с проблемой.
Сбор данных – подтверждение фактических сведений
Построение объяснения
Этапы работы

над проблемой

?

Сбор данных –
экспериментирование.

Столкновение с проблемой. Сбор данных – подтверждение фактических сведенийПостроение объясненияЭтапы работы над проблемой ?Сбор данных – экспериментирование.

Слайд 16В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

Слайд 17Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:

Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:

Слайд 18Приёмы создания проблемной ситуации

Приёмы создания проблемной ситуации

Слайд 19 В процессе решения поставленных задач будут использованы следующие виды проектной деятельности:
Разработка

заданий проблемного характера по физике.
Информационный поиск.
Создание «Сборника проверочных работ проблемного характера по физике».
Разработка методических рекомендаций по использованию «Сборника проверочных работ проблемного характера по физике».
Мониторинг влияния применения проблемного обучения на уроках физики на качество знаний учащихся, на основе существующих технологий.
Мониторинг влияния применения проблемного обучения на уроках физики на развитие познавательного интереса к предмету, на основе существующих технологий.
В процессе решения поставленных задач будут использованы следующие виды проектной деятельности:Разработка заданий проблемного характера по физике.Информационный

Слайд 20Какое из сравнений, касающихся частиц жидкости и газа, верно?
a Частицы

жидкости движутся медленнее и находятся на большем
расстоянии друг от друга.
b Частицы жидкости движутся быстрее и находятся на большем
расстоянии друг от друга.
c Частицы жидкости движутся медленнее и находятся на меньшем
расстоянии друг от друга.
d Частицы жидкости движутся быстрее и находятся на меньшем
расстоянии друг от друга.
Какое из сравнений, касающихся частиц жидкости и газа, верно?a  Частицы жидкости движутся медленнее и находятся на

Слайд 21Звуковые волны с большой амплитудой сравнивают со звуковыми
волнами с маленькой амплитудой.

Какое высказывание является верным?
A Звуковые волны с большой амплитудой имеют меньшую энергию и
воспринимаются как менее громкие.
b Звуковые волны с большой амплитудой имеют бόльшую энергию и
воспринимаются как более громкие.
C Звуковые волны с большой амплитудой имеют такую же энергию, но
воспринимаются как менее громкие.
d Звуковые волны с большой амплитудой имеют такую же энергию, но
воспринимаются как более громкие.
S
Звуковые волны с большой амплитудой сравнивают со звуковымиволнами с маленькой амплитудой. Какое высказывание является верным?A  Звуковые

Слайд 23Эта комбинация подвижных и неподвижных блоков на линии электрофицированной железной дороги

для регулировки натяжения проводов.
Эта комбинация подвижных и неподвижных блоков на линии электрофицированной железной дороги для регулировки натяжения проводов.

Слайд 24Такой системой блоков могут пользоваться планеристы для подъема в воздух своих

аппаратов.
Такой системой блоков могут пользоваться планеристы для подъема в воздух своих аппаратов.

Слайд 257. Какая сила будет действовать в данном случае?

7. Какая сила будет действовать в данном случае?

Слайд 26Какие условия необходимы для возникновения электрического тока:
наличие свободных зарядов.
Высокая температура
Замкнутая электрическая

цепь.
Наличие источников тока.
Магнитное поле

Какие условия необходимы для возникновения электрического тока:наличие свободных зарядов.Высокая температураЗамкнутая электрическая цепь.Наличие источников тока.Магнитное поле

Слайд 27Укажите стрелками соответствие между физическими величинами и единицами измерения:
m

Н
Fупр Н/кг
μ м
Р м/с
g кг
х Н
V __

Укажите стрелками соответствие между физическими величинами и единицами измерения: m

Слайд 28 Распредели в таблице проявления волновых свойств света: радуга; гашение света при

прохождении через турмалин; кольца Ньютона; окрас крыльев бабочки; разложение света при прохождении через призму; мыльные пузыри;
Распредели в таблице проявления волновых свойств света:  радуга;  гашение света при прохождении через

Слайд 29Зачеркни ошибки

Зачеркни ошибки

Слайд 30Распредели понятия от общего к частному
Падение тел на Землю
Гравитация
Сила тяжести
Сила всемирного

тяготения
Распредели понятия от общего к частномуПадение тел на ЗемлюГравитацияСила тяжестиСила всемирного тяготения

Слайд 31Найди соответствие между средой и носителями заряда

Найди соответствие между средой и носителями заряда

Слайд 32Распредели цвета в порядке возрастания длины волны

Красный
Синий
Желтый
Зеленый

Распредели цвета в порядке возрастания длины волныКрасныйСинийЖелтыйЗеленый

Слайд 33Проверочная работа «Плавление и отвердевание» Количество заданий – 7 Время выполнения – 17

минут

Задание, позволяющее проверить знание учащимися основных определений и формул по теме «Плавление и отвердевание»
Задание на знание физических величин, единиц их измерения и обозначений. Развивает навыки нахождения соответствия между объектами различных групп.
Задание на знание формул нахождения количества теплоты.
Задание , позволяющее проверить степень понимания учащимися тепловых процессов.
Задача на применение формулы вычисления количества теплоты (выводимых из нее формул) выделяемой или поглощаемой при плавлении или отвердевании тела. Позволяет проверить сформированность у учащихся навыков решения задач в одно действие, навыков перевода единиц физических величин в систему СИ, грамотность оформления задач по физике.
Проблемная задача, решение которой основано на использовании нескольких теоретических положений, требующее построения собственных умозаключений. Носит интегрированный характер. Отдельные задачи способствуют формированию навыков безопасности жизнедеятельности.
Задание позволяет проверить сформированность у учащихся навыков работы с графической и табличной информацией ( информационной компетентности).

Проверочная работа «Плавление и отвердевание» Количество заданий – 7 Время выполнения – 17 минут Задание, позволяющее проверить

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть