Презентация, доклад по теме : Тепловые двигатели.

Урок №1Тема: Работа газа и пара при расширении.

Слайд 1НЕДЕЛЬКО НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ МОУ СОШ №13

ГОРОДА ОБНИНСКА

8 класс.
«Тепловые двигатели»
(2 часа)

НЕДЕЛЬКО НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ МОУ СОШ №13        ГОРОДА ОБНИНСКА

Слайд 2

Урок №1
Тема: Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели.
Цель: Рассмотреть историю развития тепловых двигателей, устройств и
принцип работы тепловых двигателей.
Ход урока:
Введение.
Учитель. В начале урока объявляю тему, цели, раздаю на каждую парту
карточку, в которой написаны вопросы, на которые должны ответить учащиеся
в конце урока.

Слайд 3 ученик 1 ПУШКА

АРХИМЕДА.

Изучение тепловых двигателей лучше начать с истории их развития. Рассмотрим лишь некоторые моменты этой истории.

Говорят, ещё две и лишним тысячи лет назад, в 3 веке до нашей эры, великий греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара. Рисунок пушки Архимеда и её описание были найдены спустя 18 столетий в рукописях великого итальянского учёного, инженера и художника Леонардо да Винчи.

Как же стреляла эта пушка? Один конец ствола сильно нагревали на огне. Затем в нагретую часть ствола наливали воду. Вода мгновенно испарялась и превращалась в пар. Пар, расширяясь, с силой и грохотом выбрасывал ядра. Интересно здесь то, что ствол пушки представлял собой цилиндр,
по которому, как поршень, скользило ядро.

ученик 1        ПУШКА АРХИМЕДА.Изучение тепловых двигателей лучше начать с

Слайд 4Учитель. Сейчас я покажу вам опыт. Сравните его с пушкой Архимеда.

Опыт:

нальём в пробирку немного воды,



плотно закроем её пробкой и нагреем воду до кипения. Под давлением пара пробка выскочит и поднимется вверх.
Ученики делают вывод, что опыт похож на то, что происходило в пушке Архимеда.

Ученики объясняют опыт: топливо сгорело, выделилось какое – то количество теплоты. За счёт этого тепла нагрелась, закипела вода, потом она испарилась, получился пар. Пар расширился и совершил работу – вытолкнул пробку.

Вывод (делают ученики): внутренняя энергия пара превратилась в кинетическую энергию пробки.

Учитель. Сейчас я покажу вам опыт. Сравните его с пушкой Архимеда.Опыт: нальём в пробирку немного воды, плотно

Слайд 5Учитель. Устройства (машины), в которых внутренняя энергия топлива
превращается в механическую

энергию называются тепловыми двигателями.
Таким образом, пушка Архимеда – прообраз теплового двигателя.
Существует несколько видов тепловых двигателей: паровая машина,
двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, газовая турбина,
реактивный двигатель.
Во всех этих двигателях энергия топлива сначала переходит в энергию газа
(или пара). Газ, расширяясь, совершает полезную работу и при этом
охлаждается. Отсюда следует, что любой тепловой двигатель состоит из трёх
основных частей: нагревателя, рабочего тела и холодильника.



Газ (или пар), который является рабочим телом, получает от нагревателя
некоторое количество теплоты. Рабочее тело, нагреваясь, расширяется и
совершает работу за счёт свой внутренней энергии. Часть энергии передаётся
атмосфере – холодильнику – вместе с отработанным паром или выхлопными
газами.

Нагреватель

Рабочее тело

Холодильник

A` = Q1 – Q2

Q1〉Q2

Q1

Q2

Учитель. Устройства (машины), в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию называются тепловыми двигателями.Таким образом, пушка

Слайд 6

Продолжим дальше.
Ученик 2. Геронов шар – прообраз реактивных двигателей.







Слайд 7Ученик 3. Паровая

турбина Бранка.








Потом ученик показывает модель
паровой турбины, рассказывает её
устройство и принцип действия.








Учитель. Над изобретением паровой машины в 17 – 18 в.в. трудились многие
– Томас Севери и Томас Ньюкомен (в Англии), Дени Папен (во Франции),
И.И. Ползунов (в России) и другие. Рассмотрим паровые машины Папена, Ползунова
и Уатта.
Ученик 3.         Паровая турбина Бранка.

Слайд 8ученик 4.

Паровая машина Папена.
ученик 4.

Слайд 9Учитель. Паровые машины начали шествие по земле. Казалось, до создания универсального

парового двигателя оставалось совсем немного. Однако потребовалось ещё 50 лет, чтобы универсальный двигатель был наконец построен. И произошло это не в Англии – стране, где наиболее бурно развивалась промышленность, а в отсталой крепостной России, где труд не имел ни какой цены и где самым дешёвым двигателем были натруженные руки крепостных.
Машины на предприятиях России в то время начали появляться благодаря усилиям отдельных выдающихся изобретателей. Чаще всего это были выходцы из простого народа – им особенно близки и понятны его нужды. Таким был Иван Ползунов, гениальный русский изобретатель, который в то время работал на Алтае и которому принадлежит часть создания проекта первого универсального парового двигателя. Иван Ползунов, солдатский сын, учился в Екатеринбурге в горнозаводской школе с 10 лет. В школе обучали математике, началам механики, черчению, горному делу и набирали туда трудолюбивых мальчиков, хорошо окончивших
начальную «словесную» школу. В 1742 году после окончания школы он стал учеником механика Горной канцелярии. В то время Ползунову было всего 14 лет, и с этого дня началась его трудовая жизнь.
В 20 лет Ползунова направляют на самостоятельную работу в Барнаул. На Барнаулском плавильном заводе Ползунов и построил свою «огнедействующую» машину. Работал Ползунов чрезвычайно много. У него была огромная жажда знания. После тяжёлого трудового дня долгими ночами просиживал он за книгами, изучая физику, механику, металлургию, горное и строительное дело, природу теплоты, и самостоятельно завершил своё образование. Длительный упорный труд сделал его одним из самых технически образованных людей
своего времени.
Учитель. Паровые машины начали шествие по земле. Казалось, до создания универсального парового двигателя оставалось совсем немного. Однако

Слайд 10Ученик 5.

Паровая машина И. И. Ползунова.
Ученик 5.

Слайд 11Ученик 6.

Паровая машина Д. Уатта.









Учитель. Итак, к концу 18 в. Все основные виды тепловых двигателей: паровые машины,
двигатель внутреннего сгорания (прообразом которого является машина Дени Папена с
пороховыми зарядами), паровые турбины Бранка и реактивные двигатели (Геронов шар) –
были разработаны в общих чертах. Однако степень совершенства этих машин и их применение
были далеко не одинаковыми. Если паровые машины после усовершенствований, внесённых Уаттом,
получили широкое распространение на заводах, фабриках, электростанций…, то паровые турбины,
реактивные двигатели были всего лишь забавными игрушками, а двигатель внутреннего сгорания
существовал лишь в проектах, часто не осуществимых.

К середине 19 в. Паровые машины не очень экономичные ( КПД самых совершенных тепловых
машин не более 15-20% ), начинают вытесняться другими двигателями – паровыми и газовыми
турбинами и двигателями внутреннего сгорания. Однако в последнее время конструкторы вновь
обратились к паровым машинам. В основном это связано с тем, что отработанные газы других
двигателей сильно загрязняют окружающую среду, создавая угрозу природе и людям.

На этом мы остановимся.

Ученик 6.              Паровая машина

Слайд 12ЗАКРЕПЛЕНИЕ: ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ ПО КАРТОЧКЕ. НА ДОМ: ПАРАГРАФ 21, 23.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ ПО КАРТОЧКЕ.   НА ДОМ: ПАРАГРАФ 21, 23.

Слайд 13

УРОК №2. ТЕМА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕПЛОВЫХ МАШИН. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. КПД ТЕПЛОВЫХ МАШИН. ЦЕЛЬ: РАССМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ПРИГОДНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ, УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ ДВС, ВВЕСТИ КПД ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. ХОД УРОКА: ВВЕДЕНИЕ. ВСПОМИНАЕМ, ЧТО РАССМАТРИВАЛИ НА ПРОШЛОМ УРОКЕ. ОСТАНОВИЛИСЬ НА ДВС.
УРОК №2. ТЕМА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Слайд 14Новый материал:
Учитель. Двигатель внутреннего сгорания появился в середине 19 века.
В

1884 году капитан морского флота О. Костович очень мощный и лёгкий для
того времени бензиновый двигатель. Этот двигатель имел мощность около
60 кВт и предназначался для дирижабля.
Показываю модель четырёхтактного ДВС, покрутила.
Спрашиваю: какие части являются главными? Учащиеся отвечают, что цилиндр
и поршень, как и в паровой машине.
Но в отличие от паровой машины в ДВС на поршень давит не пар, а
раскалённый сжатый газ, образовавшийся в результате сгорания топлива внутри
цилиндра (отсюда и название двигателя). Существуют два вида ДВС –
бензиновые и дизельные.
Учитель. Рассказываю о четырёхтактном ДВС (устройство, на каком топливе
работает, что такое ход поршня, работа одного рабочего цикла за 4 такта: впуск,
сжатие, рабочий ход, выпуск; применение).
Карбюраторные двигатели (понятие).
Новый материал:Учитель. Двигатель внутреннего сгорания появился в середине 19 века. В 1884 году капитан морского флота О.

Слайд 15Ученик 7.

Дизельные двигатели.


Ученик 8. Паровые турбины.
Ученик 9. Реактивные двигатели.






Осуществить реактивное движение тела можно на следующем
опыте: возьмём воздушный шарик, надуем его и, не завязывая,
отпустим (демонстрирует).
Что происходит с шариком? Учащиеся объясняют наблюдаемое
явление.
Учитель. Рассказывает о КПД тепловых двигателей.
Вспоминаем принцип работы любого теплового двигателя (на прошлом уроке была
схема)


Ученик 7.

Слайд 16Закрепление: по вопросам параграфа 22, 24

Решение задач: №1144, №1445 (Лукашик)

На дом:

параграф 22, 24, №1441, №1443, №1446 (Лукашик)

Итоги урока.

На следующем уроке проводится самостоятельная работа по теме
«Работа пара и газа при расширении» (А. В. Чеботарёва, тесты по физике 8 класс,
издательство «Экзамен» Москва, 2010, страница 50).
Закрепление: по вопросам параграфа 22, 24Решение задач: №1144, №1445 (Лукашик)На дом: параграф 22, 24, №1441, №1443, №1446

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть