Слайд 1И НЕ только...
О тепловых машинах
Слайд 2Известно, что железо ковали еще при царе Горохе, но настоящий бум
в промышленности и перерождение мануфактур в фабрики и заводы породило изобретение Джеймсом Уаттом паровой «вращательной» машины.
Все началось с того, что паровые машины придумывали все кому не лень. Рабочие экземпляры подобных устройств на протяжении многих веков изобретали то египетский мастер Герон, то алтайский шихтмейстер Иван Ползунов, то английский горный инженер Томас Ньюкомен и даже Аладдин, преобразовывавший тепловую энергию трения ладоней о лампу в активные действия пожилого привидения. Но именно Джеймс Уатт смог окончательно изобрести единственно правильную паровую машину и заставить котел с кипятком встать на службу не только чопорным английским домохозяйкам, но и зарождающейся европейской индустрии, видимо сказалось предполагаемое родство Уатта с одним из инженеров компании «Элмис».
Слайд 3 Вряд ли Уатт сам мог подозревать, что из-за его безобидного,
на первый взгляд, изобретения миллионы сельских жителей и ремесленников-кустарей окажутся без работы, в городах произойдут восстания луддитов и даже рабы-метрдотели в древнеегипетских храмах окажутся не нужны — двери храма откроет божественный паровой двигатель. К сожалению легендарный джинн был ленив и не хотел вылезать из лампы, а Аладдин постоянно лечил истертые о сосуд ладони. Уатт же для извлечения своего джинна предпочел использовать куда более эффективный кипящий паровой котел.
Слайд 4Паровая машина Дж. Уатта
«великий гений Уатта обнаруживается в том, что в
патенте, который он получил..., его паровая машина представлена не как изобретение лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности». Уатт добавил к труду многих предшественников значительные усовершенствования (конденсатор, впуск пара в цилиндр попеременно по обе стороны поршня), они оказались столь важными и сделаны были так вовремя, что паровая машина стала как бы двигателем промышленной революции.
Слайд 5Эскиз паровой повозки Дж. Уатта
Слайд 6При поддержке крупного промышленника Болтона за десять лет в период с
1775 по 1785г. фирма Уатта построила 66 паровых машин: из них 22 для медных рудников, 17 для металлургических заводов,7 для водопроводов, 5 для каменноугольных шахт и 2 для текстильных фабрик.
Изобретение паровой машины сыграло огромную роль в переходе к машинному производству. Недаром на памятнике Уатту написано: "Увеличил власть человека над природой".
Слайд 8Если вода в котле паровой машины подогревалась извне, а получавшийся пар
толкал поршень, то в двигателе французского изобретателя Этьенна Ленуара поршень двигала энергия, выделявшаяся непосредственно при сгорании топлива. Это была революционная новинка - двигатель внутреннего сгорания, которому в будущем суждено было вытеснить громоздкие и куда менее эффективные паровые машины. Правда, одноцилиндровый, работавший на смеси светильного газа с воздухом, двигатель Ленуара был еще слабоват. Для его доработки и приведения к современному виду понадобилось еще примерно четверть века. Особая заслуга в этом принадлежит немцу Н. Отто и французу А Бо де Роша.
Слайд 9Аппарат Ленуара имел несовершенную конструкцию, низкий КПД (около3%) и через несколько
лет был вытеснен более совершенными двигателями.
Наибольшее распространение среди них получил четырех тактовый двигатель внутреннего сгорания, сконструированный в 1878 г. немецким изобретателем Н. Отто. Каждый рабочий цикл этого двигателя включал в себя четыре такта: впуск горючей смеси, ее сжатие, рабочий ход и выпуск продуктов сгорания. Отсюда и название двигателя - четырехтактовый.
Слайд 10Изобретение двигателя внутреннего сгорания сыграло огромную роль в автомобилестроении. Первый автомобиль
с бензиновым двигателем внутреннего сгорания был создан в 1886 г. Г.Даймлером. Одновременно с этим Даймлер запатентовал установку своего двигателя на моторной лодке и мотоцикле. В том же году, но чуть позже появился трехколесный автомобиль К. Бенца. Последующие годы явились началом промышленного производства автомобилей.
Слайд 11Первый паровоз был сконструирован в 1803 г. английским изобретателем Ричардом Тревитиком.
Он назывался "Поймай меня, кто может!" И развивал скорость до 30 км/час.
Слайд 12Заканчивался октябрь 1837 года. Тридцатого дня в 12 часов 30 минут
дважды ударил станционный колокол, протяжно прозвучал свисток паровоза "Проворный", и первый поезд отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург - Царское Село.
Именно эта дорога положила начало строительству в России сети железных дорог
Первая железная дорога России
Слайд 13Cправедливости ради отметим, что первая паровая железная дорога в России появилась
еще в 1834 году. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.
Слайд 15День 1 февраля 1842 года был отмечен важным событием. Император Николай
1 по докладу П.П. Мельникова и Н.О. Крафта подписал высочайший Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург - Москва.А начались работы уже 1 августа. Строительство дороги было разделено на две дирекции: Северную во главе с Мельниковым и Южную, которую возглавил Крафт. К ним прикомандировали 27 молодых инженеров - выпускников Института Корпуса инженеров путей сообщения
Слайд 16Дорога строилась по инженерно обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью
потребную пропускную способность с учетом перспективы. Были выбраны оптимальные уклоны, радиусы кривых и другие характеристики. Земляное полотно возводилось сразу под два пути. Впервые стали укладываться широкоподошвенные железные рельсы. По настоянию Мельникова ширина колеи была установлена равной 5 футам или 1524 миллиметра. Она стала стандартной для всех дорог России
Слайд 17Строителям для преодоления водных преград пришлось возвести 8 больших и 182
средних и малых мостов.На дороге были построены 34 станции. Возведены два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проектам известного архитектора К.А. Тона. Они и по сей день радуют глаз совершенством своих форм. Первого ноября 1851 года самая большая по протяженности двухпутная железная дорога была открыта, и по ней из Петербурга в Москву в 11 часов 15 минут отправился поезд. В пути он находился 21 час 45 минут и прибыл в Москву на следующий день в 9 часов утра.
Первая русская магистраль, являющаяся в наши дни частью Октябрьской железной дороги, начала работать. По ней пошли поезда, ведомые паровозами, построенными на Александровском заводе
Слайд 18Размеры перевозок быстро росли. Уже в 1852 году дорога перевезла 719
тысяч пассажиров и 164 тысячи тонн грузов. Расстояние от Петербурга до Москвы - 650 километров - скорый поезд преодолевал за 12 часов.