Слайд 1
«Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя»
Слайд 2
«Учитель живет, пока учится!»
(К.Д.Ушинский)
Слайд 4Школа сегодня
Модель Новой школы должна соответствовать целям опережающего развития общества и
Слайд 6
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования.
Для того, чтобы учить других , нужно знать больше , чем все остальные.
Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.
Учитель должен учиться всему постоянно, потому, что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Слайд 7В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на
использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.
Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Слайд 8Самообразование учителя
Педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение
систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.
В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование учителя есть необходимое условие профессионального роста педагога.
Слайд 9Составляющие мотивации к самообразованию:
Слайд 10Формы организации самообразования педагогов:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или
второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
- в рамках курсовой подготовки в ИПКРО,
с использованием дистанционных технологий
Слайд 11Формы организации самообразования педагогов:
3) групповая самообразовательная работа:
- работа методических объединений, творческих
групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
- проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек, музеев,
- исследований, экспериментов,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
- формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.).
Слайд 12
1 этап – выбор направления самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для
эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией .
Направлениями самообразования могут быть:
Профессиональное;
психолого-педагогическое;
психологическое;
методическое;
информационно-компьютерные технологии;
здоровьесбережение;
Правовое и т.д.
Слайд 13
2 этап – выбор темы самообразования
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый
учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
«Интерактивные методики на уроке, как ….»;
«Технология проектного метода обучения, как …»;
«Технология развития критического мышления через чтение и письмо, для….»;
«ИКТ на уроке , как ( для)…..»;
«Здоровьесберегающие технологии, как…»;
«Портфолио учителя и учащихся, как…»;
«Интегрированные уроки, как…»;
«Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля, для….»;
«Работа с одаренными детьми, как…»;
«Дифференцированное обучение, как…».
Слайд 14
3 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
повышение
уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Слайд 15
4 этап – определение круга источников информации
Учитывая, что учитель самостоятельно добывает
знания, источниками информации могут быть:
телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер-классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
уроки коллег и т.д.
Слайд 16
5 этап – выбор формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить
на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности творческой группы , семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Слайд 17
6 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы учитель разрабатывает
личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
название темы;
цели;
задачи;
предполагаемый результат;
этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.
Слайд 18
7 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта.
Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка пакета тестового материала в электронном виде.
Слайд 19
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка
отчета
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной документации;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
Творческий отчет в период прохождения аттестации
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Слайд 20
Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем
учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Слайд 21Заключение
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А. Дистервег
Слайд 22
«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
(А.С. Макаренко)
Слайд 23
Благодарю за внимание!
Успешной работы!