Презентация, доклад по теме Методика формирования мыслительных умений обучающихся на уроке физики

Содержание

«Знание без умения не имеет значения…Но теория никогда не должна заменяться умением, которое будет беспомощным перед лицом необычных фактов»

Слайд 1Методика формирования мыслительных умений обучающихся на уроке физики
Учитель физики I категории

Цветкова Е.А.
МБОУ «СОШ п. Малиновский»
Методика формирования мыслительных умений обучающихся на уроке физикиУчитель физики I категории Цветкова Е.А.МБОУ «СОШ п. Малиновский»

Слайд 2«Знание без умения не имеет значения…Но теория никогда не должна заменяться

умением, которое будет беспомощным перед лицом необычных фактов»
«Знание без умения не имеет значения…Но теория никогда не должна заменяться умением, которое будет беспомощным перед лицом

Слайд 3Стандарт образования второго поколения:
«от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей

обучающихся»
«быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся пространстве»
«получать, использовать и создавать разнообразную информацию»
«принимать обоснованные решения и решать проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков»
Стандарт образования второго поколения:«от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся»«быстро ориентироваться в динамично развивающемся и

Слайд 4 Стандарт образования предусматривает в качестве ключевой

составляющей овладение не только знаниями и умениями по предмету, но и формирование и развитие умений личностных и метапредметных (т.е. универсальных)

Цель работы: исследовать методы и приемы формирования мыслительных умений в процессе изучения физики, способствующие самореализации личности учащегося.

Стандарт образования предусматривает в качестве ключевой составляющей овладение не только знаниями и

Слайд 8Мыслительные умения:
Владеть операцией анализа
Выполнять мыслительную операцию синтеза
Уметь устанавливать причинно- следственные связи
Определять

последовательность событий
Проводить обобщение
Выполнять сравнение на основе самостоятельно выбранных критериев
Выполнять абстрагирование
Проводить конкретизацию
Проводить классификацию на основе самостоятельно выбранных признаков
Мыслительные умения:Владеть операцией анализаВыполнять мыслительную операцию синтезаУметь устанавливать причинно- следственные связиОпределять последовательность событийПроводить обобщениеВыполнять сравнение на основе

Слайд 9Мыслительные умения:
Выстраивать умозаключения
индуктивные
дедуктивные
по аналогии
Формулировать вывод в разных ситуациях
Отражать

в своей речи содержание совершенных действий и выполненной работы
Создавать и применять схемы (выполнять систематизацию)



Мыслительные умения:Выстраивать умозаключения  индуктивные дедуктивныепо аналогииФормулировать вывод в разных ситуацияхОтражать в своей речи содержание совершенных действий

Слайд 10Зачем формировать умения?
До сих пор учитель заботился лишь об усвоении предметных

умений. А об универсальных речь не шла. Сейчас настала их очередь: универсальные умения актуальны и поэтому востребованы.
Прежде чем проверять умения, не нужно ли учащихся научить , т.е. выработать у них эти умения?
Зачем формировать умения?До сих пор учитель заботился лишь об усвоении предметных умений. А об универсальных речь не

Слайд 11Как формировать умения?
Обеспечить формирование у учащегося умения можно только в процессе

деятельности учащегося!
Работу, по мнению психологов, нужно строить по следующим этапам и они связаны в систему:
создание ориентировочной основы действия
закрепления умения
проверка усвоения
выработка навыка
Как формировать умения?Обеспечить формирование у учащегося умения можно только в процессе деятельности учащегося!Работу, по мнению психологов, нужно

Слайд 12Методика ведения работы
Прежде всего нужно спланировать работу, увязав её с преподаванием

курса физики
Я выполняю эту работу в следующем виде – к каждому уроку готовлю следующую табличку

Методика ведения работыПрежде всего нужно спланировать работу, увязав её с преподаванием курса физикиЯ выполняю эту работу в

Слайд 13Например:

Например:

Слайд 14Задания, помогающие формировать мыслительные умения
Н а владение мыслительной операцией анализ:

провидите анализ
текста (называют какого или приводят его),
рисунка или схемы (приводят или называют источник)
условия задачи (приводят текст)
описания факта или события ( излагаем его содержание)
Задания, помогающие формировать мыслительные уменияН а владение мыслительной операцией анализ:

Слайд 15Задания, помогающие формировать мыслительные умения
Н а владение мыслительной операцией синтез:

Соберите главную информацию о каком-то физическом объекте и запишите её в столбик или в таблицу
Задания, помогающие формировать мыслительные уменияН а владение мыслительной операцией синтез:    Соберите главную информацию о

Слайд 16Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На установление причинно- следственных связей

Перед вами- описание факта или события, процесса (изложите его содержание). Выделите в нем причину, повод, следствие. Запишите.
Задания, помогающие формировать мыслительные уменияНа установление причинно- следственных связей       Перед вами-

Слайд 17Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выполнение сравнения.

Сравните:
Физические явления (называют какие)
Однотипные единицы измерения (называют какие)
Физические законы (называют какие)
Силы (называют какие)
Графики физических процессов (называют какие)
Но предварительно самостоятельно выберите: по каким признакам или критериям будете вести сравнение.
Задания, помогающие формировать мыслительные уменияНа выполнение сравнения.        Сравните: Физические явления

Слайд 18Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На проведение конкретизации

Для того чтобы создать о каком- то физическом явлении или законе емкое конкретное представление, придумайте о нем не менее пяти вопросов и дайте сами на них устно или письменно ответы.
Задания, помогающие формировать мыслительные уменияНа проведение конкретизации      Для того чтобы создать о

Слайд 19Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На проведение классификации на основе самостоятельно выбранных

признаков Выполните классификацию
Физических задач (указывают какие)
Механических движений (приводят их список)
Веществ по электропроводности (приводят их список)
Тепловых явлений (указывают каких)
Оптических явлений (указывают каких)


Задания, помогающие формировать мыслительные уменияНа проведение классификации на основе самостоятельно выбранных признаков     Выполните

Слайд 20Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выполнение систематизации

Создайте схему или систему о (указывают о чём).
Например, о законах динамики, о формулах по кинематике
Задания, помогающие формировать мыслительные уменияНа выполнение систематизации      Создайте схему или систему о

Слайд 21Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выстраивание индуктивного умозаключения: формулирование вывода

Сделайте вывод
из одного факта (называют его или приводят его)
из нескольких фактов (называют их или приводят содержание)
из эксперимента по изучению свойств явления (называют какого)
Задания, помогающие формировать мыслительные уменияНа выстраивание индуктивного умозаключения: формулирование вывода      Сделайте выводиз

Слайд 22Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выстраивание дедуктивного умозаключения: формулирование прогноза или

предстоящего явления, объяснение события
Задания:
Вариант 1. Взяв за основу (указывают что: какую теорию, какое явление, какой закон), предскажите, что будет, если (называют действие, которое хотят произвести).
Вариант 2. Взяв за основу (указывают что: какую теорию, какое явление, какой закон), покажите, что предсказание о том, что (приводят само предсказание) неверно.

Задания, помогающие формировать мыслительные уменияНа выстраивание дедуктивного умозаключения: формулирование прогноза или предстоящего явления, объяснение события

Слайд 23Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выстраивание дедуктивного умозаключения: формулирование прогноза или

предстоящего явления, объяснение события
Вариант 3.Взяв за основу (указывают что) объясните наблюдаемое явление (называют его или кратко описывают).
Вариант 4. Решите качественную задачу ( указывают) опираясь на теоретическое положение о (называют какое именно).
Задания, помогающие формировать мыслительные уменияНа выстраивание дедуктивного умозаключения: формулирование прогноза или предстоящего явления, объяснение событияВариант 3.Взяв за

Слайд 25Задания на проверку мыслительных умений
Проведение анализа
Проведите анализ рисунка 24 из учебника
Проведите

анализ установки для опыта: рис.41 из учебника
Проведение синтеза
Синтез информации о диффузии

Задания на проверку  мыслительных уменийПроведение анализаПроведите анализ рисунка 24 из учебникаПроведите анализ установки для опыта: рис.41

Слайд 26Задания на проверку мыслительных умений
Обнаружение причинно- следственных связей.

Посмотрите на рис.20 учебника. Что он иллюстрирует? Назовите, где в этом опыте явление, причина, следствие. Что могло стать поводом?
Выполнение сравнения
Сравните способности шарика проходить через кольцо штатива (рис.18 в учебнике). Сделайте вывод, назовите причину.
Сравните молекулярное строение твердого тела, жидкости и газа и заполните таблицу
Задания на проверку  мыслительных уменийОбнаружение причинно- следственных связей.

Слайд 27Задания на проверку мыслительных умений
Проведение конкретизации

Конкретизируйте одно из следующих понятий: а) механическое движение, б)сила, в)динамометр. А для этого придумайте по 5 вопросов, связанных с их особенностями, свойствами.
Проведение классификации
1. Даны разные движения: падение мяча, выпущенного из рук, полёт мяча вертикально вверх, движение трамвая на повороте, движение качелей, движение спутника по орбите, запуск космической ракеты. Проведите классификацию движения по траектории и скорости.
Задания на проверку  мыслительных уменийПроведение конкретизации       Конкретизируйте одно из следующих

Слайд 28Задания на проверку мыслительных умений
2. Дан ряд веществ: гелий, олово, керосин,

воздух, вода, железо, углекислый газ, соль. Молоко, алюминий. Выберите принцип классификации и сгруппируйте вещества на основе этого принципа, запишите результат.

Задания на проверку  мыслительных умений2. Дан ряд веществ: гелий, олово, керосин, воздух, вода, железо, углекислый газ,

Слайд 29Задания на проверку мыслительных умений
Выстраивание индуктивного умозаключения и формулировка вывода.

Сформулируйте вывод из опытов:
По рис.41 из учебника
С шаром и кольцом (рис.18)
Рис.45 из учебника
Рис.76 из учебника


Задания на проверку  мыслительных уменийВыстраивание индуктивного умозаключения и формулировка вывода.      Сформулируйте

Слайд 30Задания на проверку мыслительных умений
Проведение дедуктивного умозаключения и получение ответа на

физический вопрос.
1. Сделали такой опыт: в две одинаковые мензурки налили равное количество воды и опустили одинаковые крупинки марганцовки. Одну поставили на холодный подоконник, а вторую в тепло. Что вы ожидаете увидеть и почему?
2. Предскажите: будут ли отличаться силы трения скольжения, если два одинаковых бруска равномерно тянут по одной и той же поверхности. Первый брусок в 2 раз больше по массе.
Задания на проверку  мыслительных уменийПроведение дедуктивного умозаключения и получение ответа на физический вопрос.1. Сделали такой опыт:

Слайд 31 Обучение – процесс тесного взаимодействия между учителем

и учеником.
Процесс будет эффективен только в том случае, если и учитель, и ученик проявят высокую активность. Причем активность последнего является решающей. Если нет активности школьника в усвоении знаний, то, сколько бы учитель ни требовал, ни «разжевывал» факты, никаких знаний, умений у учащихся не появится.
С целью формирования мыслительных умений и навыков учащихся учитель должен отбирать содержание материала, формы, методы, приемы и средства обучения не только для каждого урока, но и для каждой темы.

Обучение – процесс тесного взаимодействия между учителем и учеником.

Слайд 32Литература
Методика преподавания физики . Орехов В. П., Усов А. В.. М.:

Просвещение,2001
Практикум по решению физических задач. Тульчинский М. Е. М.: Просвещение, 1998
Качественные задачи по физике. Усова А. В., Тулькибаева Н. Н.. М.: Просвещение, 2001
Развитие логического мышления учащихся на уроках физики . Энгиноева Ф. С. Краснодар: Новация, 2014
Преподавание физики, развивающее ученика. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост. и под ред. Э.М. Браверман:. Пособие для учителей и методистов . М.: Илекса, 2013
Учимся и учим мыслить и понимать Э.М. Браверман . М.: Изд. Центр «Академия.» , 2010
Методика преподавания физики. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. М.: Изд. центр "Академия", 2000
ЛитератураМетодика преподавания физики . Орехов В. П., Усов А. В.. М.: Просвещение,2001Практикум по решению физических задач. Тульчинский

Слайд 33


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть