Слайд 1Методика формирования мыслительных умений обучающихся на уроке физики
Учитель физики I категории
Цветкова Е.А.
МБОУ «СОШ п. Малиновский»
Слайд 2«Знание без умения не имеет значения…Но теория никогда не должна заменяться
умением, которое будет беспомощным перед лицом необычных фактов»
Слайд 3Стандарт образования второго поколения:
«от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей
обучающихся»
«быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся пространстве»
«получать, использовать и создавать разнообразную информацию»
«принимать обоснованные решения и решать проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков»
Слайд 4 Стандарт образования предусматривает в качестве ключевой
составляющей овладение не только знаниями и умениями по предмету, но и формирование и развитие умений личностных и метапредметных (т.е. универсальных)
Цель работы: исследовать методы и приемы формирования мыслительных умений в процессе изучения физики, способствующие самореализации личности учащегося.
Слайд 8Мыслительные умения:
Владеть операцией анализа
Выполнять мыслительную операцию синтеза
Уметь устанавливать причинно- следственные связи
Определять
последовательность событий
Проводить обобщение
Выполнять сравнение на основе самостоятельно выбранных критериев
Выполнять абстрагирование
Проводить конкретизацию
Проводить классификацию на основе самостоятельно выбранных признаков
Слайд 9Мыслительные умения:
Выстраивать умозаключения
индуктивные
дедуктивные
по аналогии
Формулировать вывод в разных ситуациях
Отражать
в своей речи содержание совершенных действий и выполненной работы
Создавать и применять схемы (выполнять систематизацию)
Слайд 10Зачем формировать умения?
До сих пор учитель заботился лишь об усвоении предметных
умений. А об универсальных речь не шла. Сейчас настала их очередь: универсальные умения актуальны и поэтому востребованы.
Прежде чем проверять умения, не нужно ли учащихся научить , т.е. выработать у них эти умения?
Слайд 11Как формировать умения?
Обеспечить формирование у учащегося умения можно только в процессе
деятельности учащегося!
Работу, по мнению психологов, нужно строить по следующим этапам и они связаны в систему:
создание ориентировочной основы действия
закрепления умения
проверка усвоения
выработка навыка
Слайд 12Методика ведения работы
Прежде всего нужно спланировать работу, увязав её с преподаванием
курса физики
Я выполняю эту работу в следующем виде – к каждому уроку готовлю следующую табличку
Слайд 14Задания, помогающие формировать мыслительные умения
Н а владение мыслительной операцией анализ:
провидите анализ
текста (называют какого или приводят его),
рисунка или схемы (приводят или называют источник)
условия задачи (приводят текст)
описания факта или события ( излагаем его содержание)
Слайд 15Задания, помогающие формировать мыслительные умения
Н а владение мыслительной операцией синтез:
Соберите главную информацию о каком-то физическом объекте и запишите её в столбик или в таблицу
Слайд 16Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На установление причинно- следственных связей
Перед вами- описание факта или события, процесса (изложите его содержание). Выделите в нем причину, повод, следствие. Запишите.
Слайд 17Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выполнение сравнения.
Сравните:
Физические явления (называют какие)
Однотипные единицы измерения (называют какие)
Физические законы (называют какие)
Силы (называют какие)
Графики физических процессов (называют какие)
Но предварительно самостоятельно выберите: по каким признакам или критериям будете вести сравнение.
Слайд 18Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На проведение конкретизации
Для того чтобы создать о каком- то физическом явлении или законе емкое конкретное представление, придумайте о нем не менее пяти вопросов и дайте сами на них устно или письменно ответы.
Слайд 19Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На проведение классификации на основе самостоятельно выбранных
признаков Выполните классификацию
Физических задач (указывают какие)
Механических движений (приводят их список)
Веществ по электропроводности (приводят их список)
Тепловых явлений (указывают каких)
Оптических явлений (указывают каких)
Слайд 20Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выполнение систематизации
Создайте схему или систему о (указывают о чём).
Например, о законах динамики, о формулах по кинематике
Слайд 21Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выстраивание индуктивного умозаключения: формулирование вывода
Сделайте вывод
из одного факта (называют его или приводят его)
из нескольких фактов (называют их или приводят содержание)
из эксперимента по изучению свойств явления (называют какого)
Слайд 22Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выстраивание дедуктивного умозаключения: формулирование прогноза или
предстоящего явления, объяснение события
Задания:
Вариант 1. Взяв за основу (указывают что: какую теорию, какое явление, какой закон), предскажите, что будет, если (называют действие, которое хотят произвести).
Вариант 2. Взяв за основу (указывают что: какую теорию, какое явление, какой закон), покажите, что предсказание о том, что (приводят само предсказание) неверно.
Слайд 23Задания, помогающие формировать мыслительные умения
На выстраивание дедуктивного умозаключения: формулирование прогноза или
предстоящего явления, объяснение события
Вариант 3.Взяв за основу (указывают что) объясните наблюдаемое явление (называют его или кратко описывают).
Вариант 4. Решите качественную задачу ( указывают) опираясь на теоретическое положение о (называют какое именно).
Слайд 25Задания на проверку
мыслительных умений
Проведение анализа
Проведите анализ рисунка 24 из учебника
Проведите
анализ установки для опыта: рис.41 из учебника
Проведение синтеза
Синтез информации о диффузии
Слайд 26Задания на проверку
мыслительных умений
Обнаружение причинно- следственных связей.
Посмотрите на рис.20 учебника. Что он иллюстрирует? Назовите, где в этом опыте явление, причина, следствие. Что могло стать поводом?
Выполнение сравнения
Сравните способности шарика проходить через кольцо штатива (рис.18 в учебнике). Сделайте вывод, назовите причину.
Сравните молекулярное строение твердого тела, жидкости и газа и заполните таблицу
Слайд 27Задания на проверку
мыслительных умений
Проведение конкретизации
Конкретизируйте одно из следующих понятий: а) механическое движение, б)сила, в)динамометр. А для этого придумайте по 5 вопросов, связанных с их особенностями, свойствами.
Проведение классификации
1. Даны разные движения: падение мяча, выпущенного из рук, полёт мяча вертикально вверх, движение трамвая на повороте, движение качелей, движение спутника по орбите, запуск космической ракеты. Проведите классификацию движения по траектории и скорости.
Слайд 28Задания на проверку
мыслительных умений
2. Дан ряд веществ: гелий, олово, керосин,
воздух, вода, железо, углекислый газ, соль. Молоко, алюминий. Выберите принцип классификации и сгруппируйте вещества на основе этого принципа, запишите результат.
Слайд 29Задания на проверку
мыслительных умений
Выстраивание индуктивного умозаключения и формулировка вывода.
Сформулируйте вывод из опытов:
По рис.41 из учебника
С шаром и кольцом (рис.18)
Рис.45 из учебника
Рис.76 из учебника
Слайд 30Задания на проверку
мыслительных умений
Проведение дедуктивного умозаключения и получение ответа на
физический вопрос.
1. Сделали такой опыт: в две одинаковые мензурки налили равное количество воды и опустили одинаковые крупинки марганцовки. Одну поставили на холодный подоконник, а вторую в тепло. Что вы ожидаете увидеть и почему?
2. Предскажите: будут ли отличаться силы трения скольжения, если два одинаковых бруска равномерно тянут по одной и той же поверхности. Первый брусок в 2 раз больше по массе.
Слайд 31 Обучение – процесс тесного взаимодействия между учителем
и учеником.
Процесс будет эффективен только в том случае, если и учитель, и ученик проявят высокую активность. Причем активность последнего является решающей. Если нет активности школьника в усвоении знаний, то, сколько бы учитель ни требовал, ни «разжевывал» факты, никаких знаний, умений у учащихся не появится.
С целью формирования мыслительных умений и навыков учащихся учитель должен отбирать содержание материала, формы, методы, приемы и средства обучения не только для каждого урока, но и для каждой темы.
Слайд 32Литература
Методика преподавания физики . Орехов В. П., Усов А. В.. М.:
Просвещение,2001
Практикум по решению физических задач. Тульчинский М. Е. М.: Просвещение, 1998
Качественные задачи по физике. Усова А. В., Тулькибаева Н. Н.. М.: Просвещение, 2001
Развитие логического мышления учащихся на уроках физики . Энгиноева Ф. С. Краснодар: Новация, 2014
Преподавание физики, развивающее ученика. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост. и под ред. Э.М. Браверман:. Пособие для учителей и методистов . М.: Илекса, 2013
Учимся и учим мыслить и понимать Э.М. Браверман . М.: Изд. Центр «Академия.» , 2010
Методика преподавания физики. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. М.: Изд. центр "Академия", 2000