Презентация, доклад по теме Кристаллические и аморфные тела

Содержание

Мы с вами живем в мире, в котором большая часть веществ находится в твердом состоянии. Пользуемся различными механизмами, приборами, инструментами.

Слайд 1КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ И АМОРФНЫЕ ТЕЛА
П РЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ
ЩИГРОВСКОГО ФИЛИАЛА ОБПОУ «СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО –АГРАРНЫЙ

ТЕХНИКУМ г. ЩИГРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»
КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ И АМОРФНЫЕ ТЕЛАП РЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИЩИГРОВСКОГО ФИЛИАЛА ОБПОУ «СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО –АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ г. ЩИГРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Слайд 2Мы с вами живем в мире, в котором большая часть веществ

находится в твердом состоянии. Пользуемся различными механизмами, приборами, инструментами.
Мы с вами живем в мире, в котором большая часть веществ находится в твердом состоянии. Пользуемся различными

Слайд 3Таблица

Таблица

Слайд 5Кристаллы
Аметист
медный купорос
рубин
алмаз
сера
раухтопаз

КристаллыАметистмедный купоросрубиналмазсерараухтопаз

Слайд 6Кристаллы

Кристаллы

Слайд 8Изучение свойств кристаллов
Оборудование: 1) лупа; 2) гониометр или транспортир; 3) кристаллы

поваренной соли, медного купороса; 4) фотографии кристаллов.
Цель: выявить общие признаки кристаллов.


Ход работы.
Рассмотрите кристаллы предложенных веществ, фотографии. Обратите внимание на форму кристаллов, плоские грани, симметрию форм.
С помощью гониометра и транспортира измерьте углы между гранями одного из кристаллов. Для этого приложите кристалл к одной из линеек у точки скрепления так, чтобы грань кристалла была перпендикулярна плоскости линейки. Сделайте вывод.
Ответьте на вопрос: каковы общие признаки кристаллов?
Что из перечисленных уже особенностей кристаллов подтверждается при наблюдении кристалликов соли?
Посмотрите внимательно на модель решетки графита. Где сильнее связаны атомы: в отдельных слоях или между слоями? 
Как это может повлиять на прочность кристалла? 
В каком направлении будет быстрее передаваться тепло – вдоль слоя или в перпендикулярном направлении? 

Изучение свойств кристалловОборудование: 1) лупа; 2) гониометр или транспортир; 3) кристаллы поваренной соли, медного купороса; 4) фотографии

Слайд 10Анизотропия кристаллов
Анизотропия объясняется тем, что при упорядоченном расположении атомов, молекул или

ионов силы межмолекулярного взаимодействия между ними и межатомные расстояния оказываются неодинаковыми по различным направлениям
Кристаллы по – разному проводят теплоту и электрический ток в различных направлениях.
От направления зависят и оптические свойства кристаллов

Анизотропия кристалловАнизотропия объясняется тем, что при упорядоченном расположении атомов, молекул или ионов силы межмолекулярного взаимодействия между ними

Слайд 11

Полиморфизм Графит и алмаз – модификации углерода

Слайд 12ФИАНИТЫ
Фианиты - группа синтетических монокристаллов на основе окислов циркония или гафния.

Фианиты известны как имитация бриллианта. Впервые (в 1972) созданы в Физическом институте АН СССР.

ФИАНИТЫФианиты - группа синтетических монокристаллов на основе окислов циркония или гафния. Фианиты известны как имитация бриллианта. Впервые

Слайд 13Плавление кристаллов

Плавление кристаллов

Слайд 14Причина различия свойств

алмаза и графита в строении их кристаллических решёток

Алмаз - плотная упаковка атомов углерода.

Графит - слоистая структура решётки.

А Л М А З Г Р А Ф И Т

Причина различия свойств          алмаза и графита в строении

Слайд 15Аморфные тела
У аморфных тел нет строгого порядка в расположении атомов. Только

ближайшие атомы-соседи располагаются в некотором порядке. Но строгой повторяемости по всем направлениям одного и того же элемента структуры, которая характерна для кристаллов, в аморфных телах нет.
По расположению атомов и по их поведению аморфные тела аналогичны жидкостям.
Часто одно и то же вещество может находиться как в кристаллическом, так и в аморфном состоянии. Например, кварц SiO2 может быть как в кристаллической, так и в аморфной форме (кремнезем).

Аморфные телаУ аморфных тел нет строгого порядка в расположении атомов. Только ближайшие атомы-соседи располагаются в некотором порядке.

Слайд 16Изучение свойств аморфных тел
Оборудование: 1) лупа; 2) фотографии кристаллических и

аморфных тел.
Цель: сравнить результат ударного воздействия на пластины слюды, гипса, стекла.

Ход работы.

Внимательно рассмотрите крупинки сахара и кусочки леденца, пластину слюды. 2. Обратите внимание на расслаивание пластины в определенном направлении.
3. Рассмотрите фотографии: слева – крупинка сахарного песка, справа – кусочек леденца.
4. Обратите внимание на скол леденца.
5. Ответьте на вопросы:
Что можно сказать о форме крупинок, о наличии плоских граней, о повторяемости формы в
разных крупинках?

Изучение свойств аморфных тел Оборудование: 1) лупа; 2) фотографии кристаллических и аморфных тел. Цель: сравнить результат ударного

Слайд 18Примеры аморфных тел
СТЕКЛО
СУРГУЧ
КАНИФОЛЬ
Не имеют постоянной температуры плавления (не плавятся, а «размягчаются»)

Изотропны

«Ближний

порядок» в расположении частиц вещества

Могут переходить в кристаллическое состояние, как более устойчивое
Примеры аморфных телСТЕКЛОСУРГУЧКАНИФОЛЬНе имеют постоянной температуры плавления (не плавятся, а «размягчаются»)Изотропны«Ближний порядок» в расположении частиц веществаМогут переходить

Слайд 19Монокристаллы

Крупные одиночные кристаллы

Монокристалл кварца

Кристаллы алмаза

Физические свойства:

Правильная геометрическая форма
Постоянная температура плавления
Анизотропия

Монокристаллы              Крупные одиночные кристаллыМонокристалл

Слайд 20Поликристаллы
Большинство твёрдых тел имеют поликристаллическую структуру. Поликристаллы состоят из множества хаотически

расположенных маленьких кристаллов, и анизотропией свойств они не обладают.

Аметист (разновидность кварца)

Физические свойства:
Правильная геометрическая форма
Постоянная температура плавления
Изотропия

ПоликристаллыБольшинство твёрдых тел имеют поликристаллическую структуру. Поликристаллы состоят из множества хаотически расположенных маленьких кристаллов, и анизотропией свойств

Слайд 21График зависимости температуры

плавления кристаллического и аморфного тела

Различие между кристаллическими и аморфными телами проявляются при их переходе в жидкое состояние.

У аморфных тел нет четко выраженной температуры плавления. Есть область размягчения. Температура размягчения не определяется точно.

График зависимости температуры

Слайд 22Таблица 1

Таблица 1

Слайд 23Жидкие кристаллы
Это вещества, обладающие одновременно свойствами как жидкостей ,

так и кристаллов.
Жидкие кристаллы открыл в 1888 г. австрийский ботаник Ф. Рейнитцер.
Жидкие кристаллы  Это вещества, обладающие одновременно свойствами как жидкостей , так и кристаллов.  Жидкие кристаллы

Слайд 24Применение жидких кристаллов

Применение жидких кристаллов

Слайд 25Три класса жидких кристаллов
Нематики N
Смектики S
Молекулы расположены параллельно друг другу, могут

двигаться во всех направлениях, вращаться вокруг своей оси, но при этом сохраняют ориентированный порядок.

Имеют слоистую структуру. Толщина смектического слоя определяется длиной молекулы.

Молекулы упакованы в параллельных слоях. Продольные оси одного слоя повернуты на небольшой угол относительно молекул соседнего слоя . Это угловое смещение нарастает от слоя к слою по спирали.

Холестерики Chol

Три класса жидких кристалловНематики NСмектики SМолекулы расположены параллельно друг другу, могут двигаться во всех направлениях, вращаться вокруг

Слайд 26Применение алмазов
Бормашина стоматолога
Свёрла
Шлифовальный диск
Алмазный бур

Применение алмазов Бормашина стоматологаСвёрлаШлифовальный диск Алмазный бур

Слайд 27Закрепление материала 
№ 591. Как доказать, что скорость роста кристалла, помещенного в перенасыщенный раствор

или расплав, различна по разным направлениям?

№ 592. Кубик, вырезанный из монокристалла, нагреваясь, может превратиться в параллелепипед. Почему это возможно?

№ 593. Если тело обладает анизотропией, означает ли это, что оно является кристаллическим?

№ 594. Вблизи поверхности кристалла в процессе его роста наблюдаются так называемые концентрированные потоки раствора, поднимающиеся вверх. Объясните явление.

№ 595. Что будет с кристаллом, если его опустить в ненасыщенный раствор? Если опустить в перенасыщенный раствор?
Закрепление материала № 591. Как доказать, что скорость роста кристалла, помещенного в перенасыщенный раствор или расплав, различна по разным направлениям?

Слайд 28Информация о домашнем задании
§§73, 74, Физика-10, Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский;

Дополнительное

практическое задание: «Получение кристаллов льда».

Инструкция по выращиванию кристаллов.

Приборы и материалы: лупа, небольшой кусок стекла, вода.
2. Ход работы:
а) на небольшое стекло поместите большую каплю воды; б) быстро охладите стекло, поместив в морозильную камеру холодильника; в) с помощью лупы рассмотрите то, что получилось на стекле; г) сделайте фотоснимки или зарисовки. 3. Объясните причину наблюдаемого явления.
Информация о домашнем задани觧73, 74, Физика-10, Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский;Дополнительное практическое задание: «Получение кристаллов льда».

Слайд 29Рефлексия
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня

показался
За урок я
Мое настроение
Материал урока мне был


Домашнее задание мне кажется

активно/пассивно
доволен/не доволен
коротким/длинным
не устал/устал
стало лучше/стало хуже
6. понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен

7. легким/трудным

РефлексияНа уроке я работал Своей работой на уроке яУрок для меня показался За урок я  Мое

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть