Слайд 1Паровая машина — двигатель внешнего сгорания, который преобразовывает энергию пара в механическую
работу.
История изобретения паровых машин
Слайд 2первая попытка поставить пар на службу человеку была предпринята в Англии
ещё в 1698 г. военным инженером Томасом Сэйвери (Thomas Savery, 1650?-1715). Он создал паровой водоподъёмник, предназначавшийся для осушения шахт и перекачивания воды, и ставший прототипом паровой машины.
Первая попытка поставить пар на службу человеку была предпринята в Англии ещё в 1698 г. военным инженером Томасом Сэйвери (1650?-1715). Он создал паровой водоподъёмник, предназначавшийся для осушения шахт и перекачивания воды, и ставший прототипом паровой машины.
Слайд 3Машина Сэйвери работала следующим образом: сначала герметичный резервуар наполнялся паром, затем
внешняя поверхность резервуара охлаждалась холодной водой, отчего пар конденсировался, и в резервуаре создавался частичный вакуум. После этого вода, например, со
дна шахты засасывалась в резервуар через заборную трубу и после впуска очередной порции пара выбрасывалась наружу через выпускную трубу. Затем цикл повторялся, но воду можно было поднимать только с глубины менее 10 м, поскольку в действительности её выталкивало атмосферное давление.
Слайд 4Сам изобретатель назвал водоподъёмник «огневой машиной» и широко разрекламировал её как
«друга шахтеров». Для получения пара, приводившего машину в действие, требовался огонь, но изобретение Сэйвери еще не было двигателем в полном смысле этого слова, поскольку кроме нескольких клапанов, открывавшихся и закрывавшихся вручную, в нем не имелось подвижных частей.
Слайд 5В машине Томаса Сэйвери рабочий цилиндр был отделён от котла и
для быстрой конденсации пара обливался снаружи холодной водой, что было не совсем удобным для эксплуатации. Однако среди паровых машин того времени была и более удачная «огневая машина» французского изобретателя Дени Папена (1647-1712 ?), объединявшая в одном устройстве котел для парообразования и рабочий цилиндр с поршнем.
Слайд 6Сначала в 1674 г. Папен построил пороховой двигатель, принцип действия которого
основывался на воспламенении в цилиндре пороха и перемещении поршня внутри цилиндра под воздействием пороховых газов. Когда избыток газов выходил из цилиндра через специальный клапан, а оставшийся газ охлаждался, в цилиндре создавался частичный вакуум, и поршень возвращался в исходное положение под действием атмосферного давления.
Слайд 7Эта машина была не очень удачной, но она навела Папена на
яркую мысль заменить порох водой. И в 1698 г. он построил паровую машину.
Слайд 8Вода нагревалась внутри вертикального цилиндра с поршнем внутри, и образовавшийся пар
толкал поршень вверх. Когда пар охлаждался и конденсировался, поршень опускался вниз под действием атмосферного давления. Таким образом, посредством системы блоков машина Папена могла приводить в действие различные механизмы, например, насосы.
Слайд 9С паровыми машинами Сэйвери и Папена был знаком английский изобретатель Томас
Ньюкомен (1663 - 1729), который часто бывал на шахтах , где он работал кузнецом, и поэтому хорошо понимал, как нужны надёжные насосы для предотвращения затопления шахт.
Слайд 10Он объединил свои усилия с Джоном Калли в попытке построить более
совершенную модель. Их первая паровая машина была установлена на угольной шахте в 1712 г.
Слайд 11Как и в машине Папена, поршень перемещался в вертикальном цилиндре, но
в целом машина Ньюкомена была значительно более совершенной. Чтобы ликвидировать зазор между цилиндром и поршнем, Ньюкомен закрепил на торце последнего гибкий кожаный диск и налил на него немного воды.
Слайд 12Пар из котла поступал в основание цилиндра и поднимал поршень вверх.
При впрыскивании в цилиндр холодной воды, пар конденсировался, в цилиндре образовывался вакуум, и под воздействием атмосферного давления поршень опускался вниз. Этот обратный ход удалял воду из цилиндра и посредством цепи,
соединенной с коромыслом, двигавшимся наподобие качелей, поднимал вверх шток насоса. Когда поршень находился в нижней точке своего хода, в цилиндр снова поступал пар, и с помощью противовеса, закрепленного на штоке насоса или на коромысле, поршень поднимался в исходное положение. После этого цикл повторялся.
Слайд 13Машина Ньюкомена оказалась на редкость удачной для того времени и использовалась
по всей Европе более 50 лет. Её использовали для откачки воды из многочисленных шахт в Великобритании.
И, тем не менее, машина Ньюкомена была далека до совершенства. Она преобразовывала в механическую энергию всего лишь около 1 % тепловой энергии и пожирала огромное количество топлива.
Слайд 14Будучи механиком горнорудных заводов на Алтае, Иван Иванович Ползунов предложил 25
апреля 1763 г. проект и описание «огнедействующей машины». Проект попал на стол к начальнику заводов, который одобрил его и отослал в Петербург, откуда вскоре пришел ответ: «...Сей его вымысл за новое изобретение почесть должно».
Иван Иванович Ползунов (1729-1766), построивший пароатмосферную машину раньше, чем это сделал Джеймс Уатт.
Слайд 15Двигатель Ползунова коренным образом отличался от английских машин Сэйвери и Ньюкомена.
Те были одноцилиндровые и пригодны лишь для откачки воды из шахт. Двухцилиндровый двигатель непрерывного действия Ползунова мог подавать дутье в печи и откачивать воду. В дальнейшем изобретатель рассчитывал приспособить его и для других нужд.
Слайд 16Ползунов предлагал построить вначале небольшую машину, на которой можно было бы
выявить и устранить все недостатки, неизбежные в новом изобретении. Заводское начальство с этим не согласилось и решило строить сразу огромную машину. В апреле 1764 г. Ползунов приступил к строительству машины, в 15 раз более мощной по сравнению с проектом 1763 г. Строилась она год и девять месяцев. Когда машина уже прошла первое испытание, изобретатель заболел чахоткой и, за несколько дней до завершающих испытаний, умер.
Слайд 1723 мая 1766 г. ученики Ползунова Левзин и Черницын одни приступили
к последним испытаниям паровой машины. 7 августа 1766 г. вся установка была сдана в эксплуатацию. Всего за три месяца работы машина Ползунова не только оправдала все затраты на её постройку в сумме 7233 рублей 55 копеек, но и дала чистую прибыль в 12640 рублей 28 копеек. Однако, 10 ноября 1766 г. после того, как у машины перегорел котел, она простояла без действия 15 лет 5 месяцев. В 1782 г. машина была разобрана.
Слайд 18В это же время в Англии над созданием паровой машины работал
и Джеймс Уатт (19.01.1736 – 19.08.1819) В 1763 г. к нему, как к механику университета, обратились с просьбой отремонтировать университетскую модель паровой машины Т.Ньюкомена.
Слайд 19Он загорелся идеей улучшить параметры паровой машины. Ему было ясно, что
основной недостаток машины Ньюкомена состоял в попеременном нагревании и охлаждении цилиндра. Он понял, что цилиндр может постоянно оставаться горячим, если до конденсации отводить пар в отдельный резервуар через трубопровод с клапаном.
Усовершенствования, которые внес Уатт в паровую машину (центробежный регулятор, отдельный конденсатор пара, уплотнители и др.), не только подняли коэффициент полезного действия машины, но и окончательно превратили пароатмосферную машину в паровую, а главное - машина стала легко управляемой.
Слайд 20В 1781 г. Джеймс Уатт получил патент на изобретение второй модели
своей машины.
В 1782 г. первая универсальная паровая машина «двойного действия» была построена. Крышку цилиндра Уатт оснастил сальником, который обеспечивал свободное движение штока поршня, но предотвращал
утечку пара из цилиндра. Пар поступал в цилиндр попеременно то с одной стороны поршня, то с другой, создавая вакуум с противоположной стороны цилиндра. Поэтому поршень совершал и рабочий и обратный ход с помощью пара, чего не было в прежних машинах.
Слайд 21Поскольку в паровой машине двойного действия шток поршня совершал тянущее и
толкающее действие, прежнюю приводную систему из цепей и коромысла, которая реагировала только на тягу, пришлось переделать. Уатт разработал систему связанных тяг и применил планетарный механизм для преобразования возвратно-поступательного движения штока поршня во вращательное движение, использовал тяжелый маховик, центробежный регулятор скорости, дисковый клапан и манометр для измерения давления пара.
Слайд 22
Запатентованная Джеймсом Уаттом «ротативная паровая машина» сначала широко применялась для приведения
в действие машин и станков прядильных и ткацких фабрик,
а позже и других промышленных предприятий.
Слайд 23
Это привело к резкому повышению производительности труда. Именно с этого момента
англичане отсчитывают начало большой промышленной революции, которая вывела Англию на лидирующее положение в мире.
Слайд 24Двигатель Джеймса Уатта годился для любой машины, и этим не замедлили
воспользоваться изобретатели самодвижущихся механизмов. Так паровая машина пришла на транспорт (пароход Фултона, 1807 г.; паровоз Стефенсона, 1815 г.). Благодаря преимуществу в средствах передвижения Англия стала ведущей державой мира.
Слайд 25Поздние паровые машины
были вытеснены двигателями внутреннего сгорания, паровыми турбинами иэлектромоторами,
коэффициент полезного действия которых
выше.
Слайд 27
В презентации использовались открытые интернет-ресурсы