Презентация, доклад по теме Формирование мотивации к изучению физики посредством системы творческих заданий

Содержание

Высшая радость – открывать и творить. Французский физик Ф.Жолио-Кюри Актуальность формирования мотивации к обучению обусловлена приоритетными направлениями развития модернизации образования. Мотивы учения обучающихся в образовательных учреждениях, претерпевает существенные изменения под влиянием

Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Выполнила: Шерунова

Светлана Александровна,
учитель физики МБОУ СОШ №100
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ  К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ  Выполнила: Шерунова Светлана Александровна,

Слайд 2Высшая радость – открывать и творить.
Французский физик

Ф.Жолио-Кюри

Актуальность формирования мотивации к обучению
обусловлена приоритетными направлениями развития модернизации образования. Мотивы учения обучающихся в образовательных учреждениях, претерпевает существенные изменения под влиянием новых условий жизни российского общества, той новой системы ценностей, которая пропагандируется через разные информационные каналы.

Высшая радость – открывать и творить.    Французский физик Ф.Жолио-Кюри   Актуальность формирования мотивации

Слайд 3Цель моей работы: формирование положительной
мотивации учебной деятельности учащихся при обучении

физике посредством использования системы творческих заданий.

Задачи:
-создать условия для развития личности и творческой самореализации
каждого учащегося, воспитывать поколение, способное эффективно
работать и обучаться на протяжении всей жизни;
- разработать модель развития творческого потенциала учащихся;
- развивать творческие способности учащихся;
- максимально вовлекать учащихся во все формы активности;
развивать познавательный интерес, творческого отношения
к делу, стремления к самостоятельному добыванию знаний и умений,
применяя их в своей практической деятельности;
формировать и поддерживать познавательный интерес к физике,
раскрывать роль физики в современной цивилизации.

Цель моей работы: формирование положительной мотивации учебной деятельности учащихся при обучении физике посредством использования системы творческих заданий.Задачи:-создать

Слайд 4
Мотивация деятельности, поведения, мотивация учения как научная

проблема с каждым годом все больше привлекает внимание научной мысли. Это обусловлено не только ее огромным влиянием на процесс и результаты деятельности человека вообще и учения школьника в частности, но и тем, что она определяет направленность личности человека, отсутствие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека.

Проблема заинтересованности учеников в изучении физики была и остаётся актуальной в современной школе. Научная новизна полученных в опыте результатов определяется тем, что решается задача формирования положительной мотивации учебной деятельности на уроках физики использование творческих заданий с целью повышения качества знаний учащихся и развития их самостоятельности.
Мотивация деятельности, поведения, мотивация учения как научная проблема с каждым годом все больше

Слайд 5ученик
ученик
учитель


Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении
ученика в разумное сотрудничество, что

позволяет сделать урок
полноценным и радостным, а познание активным и творческим.



А знаете ли вы… Глубину погружения человека. Подшипники можно делать из дерева и даже из материи. В атмосфере, какой планеты будет подниматься воздушный шарик. Сколько выделиться энергии при остывания Земного шара на один градус.
Кипятим охлаждая. Сколько было Ньютону, когда он открыл закон всемирного тяготения. Если бы Энрико Ферми удалось полностью объяснить результаты своих опытов по искусственной радиоактивности, вызванной нейтронами, то весь мир уже в 1934 г. узнал бы о возможности создания атомной бомбы.

ученикученикучительВедущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в разумное сотрудничество, что позволяет сделать урок полноценным и радостным,

Слайд 6 
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом  одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками

звучно режет лед.
Почему коньки  режут лед?

Ах, как играет этот Север!
Ах, как пылает надо мной
Разнообразных радуг веер
В его короне ледяной!
 Ему, наверно, по натуре
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображенная в цвета...
М.А.Дудин.
О каком явлении идет речь?


Стихи
В окно смотрели двое
Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зеленой вязь.
И небо голубое.
В окно смотрели двое.
А. С. Пушкин

"Мир электрона".        
Быть может, эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
 В.Я. Брюсов.
  
 
Бледнеет ночь... Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стеклах холоднее.
И. А. Бунин.
Что такое туман?

 Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом  одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед. Почему коньки  режут

Слайд 7
 
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились.


(Весы.)

  Две сестры качались, Правды добивались, А когда добились, То остановились. (Весы.)

Слайд 8Знаете ли Вы? 
Объясните физику явлений.
Она жила и по стеклу текла, Но

вдруг ее морозом оковало. И неподвижной льдинкой капля стала, А в мире поубавилось тепла?
Совершенно непонятно, Почему вода течет Сверху вниз, а не обратно, Так, а не наоборот?
Как-то раз спросили розу, Отчего, чаруя око, Ты колючими шипами Нас царапаешь жестоко?
Тебе по болоту ходить довелось? Легко тебе было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось Так просто бежит по болоту?
Почему воздушный шар Днем поднять труднее? Ночью этот стратостат Ввысь летит скорее?!

"36,6"
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
"Родная миленькая ртуть!
Ну, поднимись еще чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем -
Остановись на "тридцать семь!"
Прекрасно! Тридцать семь и два!"
С. Михалков. Из стихотворения "36,6".
Почему ртуть в градуснике поднимается?

Знаете ли Вы?  Объясните физику явлений.Она жила и по стеклу текла, Но вдруг ее морозом оковало. И

Слайд 9
Домашние эксперименты, например:
ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ НЕ ПУТАЕТ ПРАВО И ЛЕВО.

Поставьте два обычных зеркала под прямым углом друг к другу
(зеркальными сторонами внутрь). Посмотрите в него. Закройте правый глаз, изображение в зеркале тоже закроет правый глаз. Почему? Постройте изображение.
МИКРОСКОП ИЗ КАПЛИ ВОДЫ. СМОТРИ НЕ УРОНИ! И другие.

Задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала: например, слабый ученик может дома составить план рассказа и по нему отвечать; во время опроса использую карточки, соответствующие разному уровню заданий, ученик сам выбирает уровень сложности вопроса.

Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят: в ходе урока ученики могут зарабатывать себе баллы, и если что-то не получилось, то своей активной работой можно улучшить результат; также этому способствует проведение физкультминуток.
При обучении физике, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя.

Домашние эксперименты, например:ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ НЕ ПУТАЕТ ПРАВО И ЛЕВО.     Поставьте два обычных зеркала

Слайд 10Типология педагогических игровых ситуаций обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации,

организационно - деятельностные, работа в группах, парах . Все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение, воспитание и развитие мотивации учащихся.



Потребность в самовыражении и самопрезентации.
В современном очень часто использую презентацию, но и ученик может проявить свои знания по физике и информатике подготовив свою презентацию для урока, а можно устроить конкурс презентаций среди учеников. Учащимся, которые плохо владеют компьютером, делают раскладушку. Люди разных возрастов любят разгадывать кроссворды, а физический кроссворд сделанный учащимися, позволяет повторять пройденный материал в интересной форме.

Творческий потенциал формируется при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 7 классе изучение физики можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение физических знаний в работе мамы (папы), применение физики на кухне, в ванной. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность физических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по физике. В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений на темы «Физика в медицине», «Физика в моей будущей профессии», «Физика в криминалистике» и т.д.

Типология педагогических игровых ситуаций обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно - деятельностные, работа в группах,

Слайд 11Ценным методом стимулирования интереса к учению и творчества может быть метод

познавательной игры.
Я довольно часто включаю игровой момент в свои уроки (7-9 кл) и учащиеся их очень любят к ним специально готовятся , тем самым изучают дополнительный материал к домашнему заданию, проявляют своё творчество. Игры разработанные мной: «Сто к одному», «Брейн-ринг». Также интересная игра «Снежный ком». Берем мягкий мяч и бросаем его одному из учеников, задавая при этом вопрос, он отвечает на него, кидает другому, задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку проводить на любой теме.

Один из видов самостоятельных творческих заданий заключается в написании небольшой сказки, куда необходимо ввести главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении.
     Знакомлю учащихся с информацией о рефератах, и докладах, выделяю признаки реферата, его структуру, типы, язык, объём, оформление.
Также организую самостоятельную творческую деятельность учащихся через исследовательскую деятельность.
Наряду с исследовательским методом  успешно использую  проектную деятельность, начиная с 7 класса (Выпуск газет. Конструирование).

Ценным методом стимулирования интереса к учению и творчества может быть метод познавательной игры.

Слайд 12Работа со схемой, например: Я ставлю эксперимент в «немом» демонстрационном

варианте и приглашаю учащихся к наблюдениям.
Далее класс работает по схеме «Учусь наблюдать».
В одном классе мы именно так по схеме устно обсуждали уви­денное, в другом — попробовали написать отчет.
Я убедилась: выполнять работы таким методом ребятам и ин­тересно, и не просто. Но они учатся думать, и поэтому никогда не будут действовать по шаблону.

Работа со схемой, например:  Я ставлю эксперимент в «немом» демонстрационном варианте и приглашаю учащихся к наблюдениям.Далее

Слайд 13МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Слайд 14ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Чтобы воспитать

в ребенке чувство уверенности, не надо сравнивать его с другими детьми. Более верный путь – научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Вы можете сказать своему ученику: «Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты плохо подготовился к уроку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то, можешь получить лучшую оценку». Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему.
Если ребята показывают свои умения работать самостоятельно, приводят примеры, повышается уровень информационных умений учащихся, особенно это проявилось в поиске иллюстративного материала в сети Интернет и создании презентаций. Возросли интерес к занятию, мотивация и познавательная активность обучающихся воспитанников.
Эффективность работы можно проследить, проведя мониторинг качества по предмету. Повышение процента учащихся участвующих в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях по физике.

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ     Чтобы воспитать в ребенке чувство уверенности, не надо

Слайд 15РЕСУРСЫ
Применение компьютерных программ на уроках физики

позволяет учителю решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную и творческую активность школьников. В своей работе я использую презентации, для изучения и закрепления материала, а также учащиеся выполняют задания по созданию презентаций. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки, с помощью которых наблюдается повышение интереса к предмету: уроки лекции с просмотром различных сюжетов; видео-уроки.
Лабораторное оборудование, виртуальные лабораторные работы, для проверки справедливости законов и выявления сути физического явления.
Работа учащихся с компьютерными моделями и лабораториями чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные виртуальные опыты и даже проводить небольшие исследования. Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.
Интерактивная доска позволяет экономить время контроля, а также расширяет возможности составления различных форм контроля, логических схем, творческих заданий.
РЕСУРСЫ     Применение компьютерных программ на уроках физики позволяет учителю решать самые разные задачи:

Слайд 16

Все наши замыслы, все поиски
и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.
                                                                                      В.А.Сухомлинский

Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но надо помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность.
Нестандартные способы организации уроков возбуждают интерес и живое участие школьников, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями – общению. Типология педагогических игровых ситуаций обширна, все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение, воспитание и развитие мотивации учащихся.
Идея опыта работы подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Развитие творческого потенциала учащихся (личности) это постоянный, сложный, но важный процесс.


Слайд 17СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть