Слайд 1Влияние шума на здоровье и работоспособность учащихся
Автор: Васильева Ангелина
ученица 7 класса
ГБОУ СОШ
пос. Новый Кутулук
Руководитель: Хамина
Наталья Сергеевна
Слайд 2«Когда-нибудь человеку придётся ради своего существования так же упорно бороться с
шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой»
Роберт Кох (1843-1910)
Слайд 3Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас
повсюду сопровождают самые разные звуки. Каждое наше движение вызывает звук — скрип, шорох, шелест, стук. Звуки природы всегда приятны нашему слуху, они успокаивают нас, снимают стрессы.
Слайд 5Но в повседневной жизни мы чаще сталкиваемся с шумом, который приводит
к различным болезням: тугоухость, глухота, неврозы, психические расстройства, заболевания сердца, нарушения нервной системы и другим. Наша исследовательская работа посвящена исследованию шума и изучению его влияния на здоровье и работоспособность учащихся.
Слайд 7Школа — это место, где одновременно находится большое количество детей и
взрослых. Каждый издает звуки: кто-то — кричит, кто-то поет, кто-то тихо разговаривает. Есть уроки, на которых нельзя обойтись без громких звуков — музыка, физкультура. По звонку на перемену большое количество детей устремляется в столовую, по разным кабинетам. Школьный шум на перемене по интенсивности порой равносилен шуму проходящего поезда, и никто из учеников не задумывается, что этот шум губительно сказывается на нашем здоровье и успеваемости.
Слайд 8Длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии как взрослых, так и
детей. И мы замечаем, что наш организм устает. С чем это связано, неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на нашу работоспособность?
Слайд 9Цели исследования:
-узнать что такое «шум»;
-изучить влияние шума на работоспособность учащихся;
-
составить индивидуальные рекомендаций по устранению
шумового загрязнения.
Слайд 10Задачи исследования:
· изучить различные источники информации по теме;
· провести опрос среди
учащихся;
. установить виды источников звука в школе.
· провести эксперимент;
· обобщить полученные результаты;
. предложить возможные способы по приближению к нормам уровня интенсивности звука.
Слайд 11Человек никогда не жил в тишине. Звуки окружают нас повсюду. Некоторые
из них приятны, а другие мы не хотели бы слышать.
Слайд 12К сожалению, наше ухо не может «фильтровать» звуки, и мы слышим
не только успокаивающее журчание воды и прекрасное пение птиц, но и отвратительный шум.
Слайд 13Мы изучили литературные и Интернет-источники по теме проекта и выяснили, что
звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека, а шум определяют как беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков; способное оказывать неблагоприятное воздействие на организм. Шум — это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. Шумы окружают человека повсюду.
Слайд 14Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления,— децибелах. Уровень
шума в 20—30 децибел (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Шум интенсивностью выше 56 дБ, мешает умственному труду, ощущается при умственной работе неприятно, раздражающе.
Слайд 16В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования
с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека. И мы решили исследовать, как шум влияет на нашу работоспособность на уроках математики. Совместно с учителем математики - руководителем проекта - провели эксперимент: учащимся шестого класса было предложено решить примеры при различных условиях:
Слайд 17Во 2 случае только один учащийся решил одинаковое количество примеров, что
и в первом, 1 учащийся на 1 пример больше, а остальные под громкую музыку решили гораздо меньше и с ошибками. Беседа после проведения эксперимента показала, что сначала музыка даже помогала, и ребятам казалось, что они стали решать примеры быстрее. Однако, уже через несколько минут участникам эксперимента хотелось, чтобы музыку выключили..
Слайд 18Чрезмерный шум — одна из важнейших проблем. Его негативное влияние на
организм происходит незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека практически беззащитен против шума. При уровне шума 140 дБ (порог болевого ощущения) и выше ощущение давления усиливается и распространяется по всему телу, а грудная клетка, мышцы ног и рук начинают вибрировать. Когда уровень шума достигнет 160 дБ, может произойти разрыв барабанной перепонки. Из различных источников я узнала, что разные объекты способны производить шум различной силы.
Слайд 19Кроме того мы провели социологический опрос среди учеников 6-8 классов, в
результате которого выяснили, что главными источниками шума являются этажи, спортзалы и столовая. У большинства опрошенных шум вызывает головную боль и усталость. Ученики не могут сконцентрироваться на предложенном учителями материале из-за окружающих их посторонних звуков, следовательно, он плохо усваивается, также это сказывается на их раздражительности, рассеянности, а в последствии на нежелании учиться.
Слайд 20Шум является самым серьезным фактором среди всех внешних факторов переутомления, так
как он усугубляет влияние неблагоприятных условий окружающей среды на наш организм. От чрезмерного уровня шума у человека усиливается состояние дискомфорта. На переменах в школьном здании очень шумно, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть — устать можно! На уроках в зависимости от ситуаций, учителю иногда приходится работать с повышением голоса, а детям приходится напрягать свой слух. К концу учебного дня устают и те, и другие.
Слайд 21Проделанная исследовательская работа подтвердила гипотезу о том, что излишний шум затрудняет
усвоение учебного материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения работоспособности, и привела нас к следующим выводам:
Слайд 221. Необходимо продолжить изучение данной темы, чтобы выявить, как шум влияет
на наше физическое состояние.
2. Довести до сведения учащихся результаты проведенной работы.
3. Необходимо подобрать игры, которые можно будет проводить с учащимися младших классах, для снижения уровня шума на переменках.
Слайд 23В качестве рекомендаций для учащихся нашей школы можно предложить следующее.
1. Старайтесь
говорить не слишком громко (не кричите) на переменах.
2. На уроках соблюдайте тишину, это важно для вашего здоровья.
3. Не включайте громко телевизор, музыку при подготовке домашнего задания.
4. Старайтесь не слушать музыку через наушники длительное время, иначе с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.
5. При выполнении шумной работы, через каждый час делайте 10 минутный перерыв или прослушивайте успокаивающую музыку.
6. Отдыхайте в выходные дни на природе («слушайте тишину»).
Приложение 1.
1столбец - в рабочей обстановке
2 столбец – под громкую музыку