Слайд 1Урок –соревнование
«Решение качественных задач по физике»
Слайд 2Эпиграф
Ум заключается не только в знании но и
в умении прилагать знание на деле.
Аристотель
Слайд 3Решение задач – составная часть большинства уроков по физике
Задачи по физике
привлекают учащихся как своим содержанием так и «красотой» методов решения, которые позволяют, предвидеть или открывать явление природы или свойства тел.
Цель: выявлять склонности учащихся к изучению физики, развивать их интересы к науке, развивать познавательные способности учащихся – это значить формировать у них мотивы учения. Воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать ответственное отношение к своим обязанностям поддерживать любознательность, сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Воспитывать у учащихся потребность к самообразованию. Систематически проводить самостоятельные работы с учебником, помогать учащимся более сознательно усваивать основы научных знания, активизировать знания, умения и навыки.
Слайд 4
Решение качественных задач служит средством улучшения качества урока, устранении абстрактности в
преподавании, приемам углубления, закрепления и проверки знаний и навыков учащихся, важным средством улучшения внешкольной и внеклассной работы: способствует формированию у школьников физических понятий, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знание для объяснения явления природы, быта и техники, расширяет технический кругозор учащихся, подготавливает к практической деятельности.
Слайд 5Задачи
Северное Сияние, быстро меняющееся свечение отдельных участков ночного неба, наблюдаемое временами
преимущественно в высоких широтах. Полярное сияние – это люминесцентное свечение, возникающее в результате взаимодействия летящих от Солнца заряженных частиц (электронов и протонов) с атомами и молекулами земной атмосферы. Происходит в результате свечения разреженных слоев воздуха на высотах 90-1000 км под действием протонов и электронов, проникающих в атмосферу из космоса.
1. Почему мыльные пузырьки
некоторое время поднимаются,
а затем отпускаются?
Слайд 6Ответ:
Выдуваемый пузырек заполняется теплыми газами ,
выдыхаемыми человеком, и поднимается. Спустя некоторое время вследствие теплообмена с окружающей средой газы охлаждаются, что приводит к уменьшению объема пузырька, то есть к уменьшению архимедовой силы и он опускается.
Слайд 7 №2 Перед тем как воспользоваться медицинской банкой, внутрь её вносят
смоченный спиртом тампон и поджигают. Объясните, для чего это делают.
Ответ: В банке, пролежанной к телу, температура воздуха уменьшается, а объем остаётся постоянным. Значит, давление в банке становится меньше атмосферного, поэтому она плотно прижимается.
Слайд 8Экспериментальные задачи
Характерная черта этого типа задач — использование при решении как
лабораторного, так и демонстрационного эксперимента.
Слайд 9Опыт о свечении газа при прохождении электрического тока
Аргон светится зелёным цветом,
неон красным цветом и т. д. Разные газы светятся под действием электрического тока по разному.
Слайд 11
№ 3 Почему проколотый мячик не отскакивает при ударе им об
пол?
Ответ: При сжатии резины воздух выходит из мячика, а не запасает энергию,
Необходимую для подъема.
№4 Иногда из водопроводного крана вода вытекает белая, будто молоко. Чем это объясняется?
Ответ: Воздух растворяется воде тем лучше, чем больше давление и ниже температура. Когда из крана вода вытекает наружу, часть растворенного воздуха выделяется в виде огромного количества мелких пузырьков- вода принимает молочно-белый цвет.
Слайд 12
№5 Почему у глубоководных рыб пузырь выходит
наружу, если их извлечь из воды?
Ответ: У глубоководной рыбы внутреннее давление газов больше атмосферного. Поэтому в воздухе раздувающийся пузырь умещается в теле рыбы и входит через рот наружу
№6 Где большая вероятность возникновения весенних утренних заморозков- на возвышенности или в долине?
Ответ: В долине, так как в ней скапливается холодный воздух.
Слайд 13Физика на весенней тропе
Любая физическая теория только тогда будет воспринята осознанно,
если она подтверждена конкретными примерами. Отыскать с ребятами такие примеры в явлениях природы, пронаблюдать их, объяснить очень важно, ибо это помогает глубокому и прочному усвоению материала. Поэтому мы проводим ранней весной, при таянии снега экскурсию с семиклассниками на природу.
Весеннее теплое солнышко вызывает очень интересные явления, и мы с учениками их наблюдаем. При наблюдении возникает естественное желание объяснить увиденное. Таким образом, кроме наблюдений происходят актуализация знаний, активное повторение пройденного теоретического материала. Уроки-экскурсии надолго остаются в памяти учащихся.
Приводим перечень вопросов и заданий, которые мы даем.
Слайд 14Выясните, что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнина. Почему? (О
т в е т. Пригорки, так как они более обдуваемы теплым весенним воздухом, чем ровное место.)
Пронаблюдайте за снегом вокруг стволов деревьев. Объясните увиденную картину. (Ответ. Вокруг стволов снег тает быстрее, поскольку ствол дерева темный, он нагревается сильнее и излучает много тепла.)
На весенний тающий снег положите два куска материи — темного и светлого цвета. Пронаблюдайте, как под ними тает снег. Объясните, почему именно так. (Ответ. Тела с темной поверхностью поглощают энергию Солнца лучше, чем светлые. И так же излучают энергию, Поэтому под темным куском проталинка больше.)
Слайд 15Обратите внимание на следы лыжника, который проходил здесь зимой. Почему они
кажутся приподнятыми по отношению к остальному снегу? (Ответ. Снег в том месте, где проходил лыжник, будет более плотным, поэтому и таять он будет медленнее, чем окружающий рыхлый снеговой покров. Следы кажутся приподнятыми.)
Положите на ладонь кусочек льда, пронаблюдайте за его плавлением. От чего зависит скорость плавления? (Ответ. Скорость плавления зависит от температуры ладони и массы льдинки.)
Рассмотрите внимательно снег. Почему, после того как начало активно пригревать солнышко, он стал в виде крупинок, а не рыхлым? (Ответ. Под действием Солнца верхние слои снега тают, вода просачивается вниз и пропитывает нижние слои, ночью они промерзают, и образуются кристаллики льда.)
Положите на снег два одинаковых бруска—деревянный и металлический. Пусть они полежат некоторое время. Что вы увидите? (Ответ. Удельная теплоемкость у металла меньше, чем у дерева, поэтому деревянный брусок будет нагреваться медленнее металлического. Теплопроводность брусков тоже различна, у металла она больше, чем у дерева. Поэтому под металлическим бруском снег тает быстрее, чем под деревянным.)
Слайд 16Поставьте ладони так, чтобы их освещало солнышко. «Запомните» ощущение тепла. Смочите
ладони водой и повторите наблюдение, В чем разница? Почему? (Ответ. Во втором случае в руках ощущение холода. Вода с поверхности ладоней испаряется. Испаряющиеся молекулы воды уносят часть энергии, поэтому ладони ощущают понижение температуры.)
Возьмите в руки маленькую льдинку. Подуйте на нее. Что образовалось в том месте, куда вы дули? Почему? (Ответ. Отверстие Когда мы дули, с потоками воздуха тепло нашего дыхания передалось льдинке и она тает в том месте, куда эти потоки поступают.)
Какова температура лужи, в которой плавает лед? Свой ответ проверьте с помощью термометра, (Ответ. Температура лужи 0°С. Пока лед не растает, температура воды не будет повышаться.)
Слайд 17Наведите с помощью увеличительного стекла «лучик» Солнца на кончик термометра со
ртутью. Что наблюдайте? Почему? (О т в е т. Температура быстро возрастает, так как с помощью увеличительного стекла мы концентрируем лучи Солнца, его энергию на маленькую поверхность ртутного баллончика.)
Измерьте температуру снега, на снег посыпьте соли, перемешайте и снова измерьте температуру, Что наблюдаете? Почему? (Ответ. Температура понизилась. Когда соль перемешивают со снегом, внутренняя энергия снега уменьшается, так как часть ее идет на разрушение кристаллов соли.)
Измерьте температуру двух мест: на солнце и в тени; с помощью зеркальца направьте лучик в теневое место и через некоторое время измерьте температуру этого освещенного лучиком места. Что наблюдаете? Почему? (Ответ. Наблюдаем, что температура поднялась, так как энергия «в тень» передалась от Солнца с помощью излучения.)
Слайд 18Щепоточку марганцовки бросьте на сырой снег. Что вы наблюдаете? Почему такая
картина? (Ответ. Крупицы марганцовки растворяются в воде, содержащейся в снеге; снег окрашивается. Благодаря конвекции и диффузии пятно расплывается.)
Задания:
а) определите среднюю скорость ветра; б) вычислите среднюю скорость таяния снега на обочине дороги; в) найдите среднюю скорость движения солнечного зайчика, если зеркало неподвижно. Чем объяснить существование этой скорости?
(Указания к выполнению задания: а) бросают маленький кусочек бумажки по ветру; замечают путь пролета и затраченное время; б) определяют толщину снега; через некоторое время повторяют измерение в этом же месте; по этим данным вычисляют скорость таяния снега; в) замечают положение солнечного зайчика, через определенное время измеряют, на какое расстояние он передвинулся.)
Слайд 21Презентацию подготовила
Учитель физики и математики
Азовского УВК «ОШ I-III ступеней- гимназия»
Исмаиловой
А.С