Слайд 1
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит её находить».
А. Дистервег
Слайд 2Система работы
по физике с элементами астрономии 7-9 классы
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
недостаточно оптимальны традиционные учебные программы по физике в 7 -
9 классах
развитие интереса к звездному небу и астрономии
слабо развито образное мышления учащихся
нет целостности восприятия мира ( из-за отсутствия или недостаточности в рекомендованных программах по физике астрономических представлений )
Слайд 4Цели:
Формирование и развитие астрофизических знаний, умений школьников через введение элементов астрономии
в курс физики в процессе активной познавательной деятельности
Развитие образного мышления и творческих способностей учащихся с помощью астрономических знаний и представлений
Воспитание личности с высоким уровнем естественно-научной культуры, способной целостно воспринимать мир
Слайд 5Задачи
Разработать систему ЗУН, способствующих оптимальному восприятию окружающего мира через ввод
в физику элементов астрономии
Выявить и внедрить наиболее эффективные формы, методы и приемы в предлагаемый учебный курс
Дифференцировать и адаптировать предлагаемый учебный материал к возрастному уровню и уровню развития учебных способностей учащихся
Систематически использовать при изучении данного курса задания, развивающие познавательные и творческие способности учащихся
Слайд 6Основные принципы
Доступность обучения
Научность обучения
Наглядность при обучениии
Личностно-ориентированный подход
Комфортность обучения
Создание ситуаций успеха
Природосообразность обучения
Оптимизация
обучения
Слайд 7Средства, приемы и методы
Объяснительно-иллюстративный
Информационный
Проблемные методы
Проектно-исследовательский
Эвристическая беседа
Дидактические игры
Практические работы
Творческие задания
Слайд 8Используются элементы:
ИКТ
Проектно-исследовательские
Опорные конспекты( В.Ф. Шаталов)
Проблемного обучения
Технологии эвристического обучения
Слайд 9Принципы обучения:
предварительное изучение детей, приступающих к изучению физики
соответствующая возрастным и личностным
особенностям детей корректировка учебной программы
опора на образное мышление учащихся
доброжелательное отношение к детям
развитие у детей вдумчивого и бережного отношения к природе
ознакомление с астрономическими представлениями об окружающем нас мире
Слайд 10Виды педагогической поддержки:
Обучение без принуждения
Урок как система реабилитации
Адаптация содержания
Одновременное подключение всех
видов чувств в процессе восприятия
Использование опорных сигналов
Применение алгоритмов при решении задач
Взаимообучение учащихся
Оптимальность темпа обучения
Слайд 11Элементы практической астрономии изучаются в минимальном объеме, необходимом для:
объяснения наблюдаемых
движений небесных тел
понимания принципов ориентировки на основе астрономических наблюдений
практического использования звездных карт.
Слайд 12В процессе преподавания акцент следует делать на:
подчеркивании накопленного астрономией огромного опыта
эмоционально-целостного отношения к миру
ее вклад в становление и развитие духовной культуры человечества
возможность привлечь внимание к красоте мироздания
смысл существования и развития науки, человека и человечества
Слайд 13Некоторые вопросы астрофизического содержания:
Что и как изучает астрономия? (7кл.)
Относительность движений в
Солнечной системе (7кл.)
Определение размеров и массы Земли (7кл.)
Температура на поверхности планет (8кл.)
Электрические и магнитные поля в Солнечной системе (8кл.)
Оптические телескопы (8кл.)
Основной закон Солнечной системы (9кл.)
Элементы космонавтики (9кл.)
Слайд 14Дополнительные темы астрономического содержания:
Звездное небо. Строение и состав Солнечной системы. Время
и календарь (7 кл.)
Планеты и их спутники. Солнце и звезды (8 кл.)
Основы космонавтики. Строение и эволюция Вселенной (9 кл.)
Слайд 15Задачи астрофизического содержания:
Какой путь проходит Земля по своей орбите за 1
мин ? ( 7 кл.)
Каков вес космонавтов на орбитальной станции «Альфа» ? (7 кл.)
Каковы показания ртутного барометра на Марсе, если давление атмосферы на нем в 100 раз меньше? ( 7 кл.)
Почему Солнце светит и греет, а Луна – нет ? ( 8 кл.)
В чем причины смены времен года на Земле? ( 8 кл.)
Как солнечный ветер влияет на жизнь Земли? ( 8 кл.)
Рассчитать скорость геостационарного спутника (9кл.)
Почему планеты –гиганты имеют мощные магнитные поля? ( 9 кл.)
В какое время суток жители Рязани движутся относительно Солнца быстрее? медленнее? (9 кл.)
Слайд 16Наблюдения и практические работы - 7 класс:
распознавание на небе ярких звезд
и созвездий
наблюдение суточного вращения небесной сферы
определение высоты полюса мира
наблюдение и зарисовка фаз Луны
измерение диаметра Солнца и Луны
знакомство с телескопом
Слайд 17Наблюдения и практические работы – 8 класс:
наблюдение пятен на Солнце
наблюдение лунной
поверхности в телескоп
ориентировка по Солнцу
изготовление солнечных часов
определение высоты Солнца над горизонтом
наблюдения за изменением высоты Солнца в течение года
Слайд 18Наблюдения и практические работы – 9 класс:
определение широты и долготы местности
оценка
звездных величин
изготовление подвижных звездных карт
наблюдение небесных объектов в телескоп
наблюдение Млечного Пути и туманности Андромеды
Слайд 19Основные ЗУНы учащихся в результате изучения курса
ориентировка по звездному небу
определение широты
и долготы по астрономическим наблюдениям
понимание характера и причин видимого движения звезд, Луны, Солнца
знание фаз Луны и причины смены фаз
понимание причин и условий солнечных и лунных затмений
знание и нахождение на небе наиболее ярких звезд и созвездий
умение определять по звездной карте положение Солнца на любую дату
знание строения и состава Солнечной системы
иметь представление об особенностях каждой планеты в Солнечной системе
знание истории космонавтики и основных направлений в изучении космоса
иметь представление об основных влияниях Солнца на жизнь Земли
иметь представление о жизни Солнца и звезд