Слайд 1ВОРОТ. ЛЕБЁДКА
НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ. КЛИН.ВИНТ
Простые механизмы
КПД
Слайд 2ВОРОТ
Ворот можно рассматривать как неравноплечий рычаг. Выигрыш в силе, даваемый им,
зависит от соотношения плеч приложенных сил.
Слайд 3ВОРОТ
Во сколько раз радиус R больше радиуса r, во столько раз
ворот даёт выигрыш в силе.
Слайд 4ВОРОТ
Это сложное громоздкое устройство средневекового периода – ворот. Ступальные колёса, приводимые
в движение людьми, широко использовались в рудничном деле.
Слайд 5ЛЕБЁДКА
Лебёдка – конструкция, состоящая из двух воротов с промежуточными передачами в
механизме привода.
Слайд 6ЛЕБЁДКА
Грузоподъёмность современных лебёдок – 2,5-100кН. Они «работают» на канатных дорогах, на
буровых установках, выполняют строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы.
Слайд 7НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ
Каждую из этих огромных колонн египетского храма в Фивах рабы
втаскивали по насыпи наклонной плоскости – ещё один простой механизм.
Слайд 8НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ
Когда колонна сползала в яму, через лаз выгребали песок, а
затем разбирали кирпичную стенку и убирали насыпь.
Слайд 9НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ
«Тело на наклонной плоскости удерживается в равновесии силой, которая по
величине во столько раз меньше веса этого тела, во сколько раз длина наклонной плоскости больше её высоты».
Слайд 10НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ
Это условие равновесия сил на наклонной плоскости сформулировал голландский учёный
Симон Стевин (1548-1620).
Этим рисунком он подтвердил эту формулировку.
Слайд 11НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ
Горные дороги вьются серпантином, представляя собой комбинации наклонных плоскостей.
Слайд 12НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ
Очень остроумно использована наклонная плоскость на красноярской ГЭС. Здесь вместо
шлюзов действует судовозная камера, движущаяся по наклонной эстакаде. Для её передвижения необходимо тяговое усилие в 4000кН.
Слайд 13КЛИН
Клин – разновидность наклонной плоскости. Этот механизм не меняет направление действия
силы, но увеличивает её в несколько раз. Клин широко используется человеком.
Слайд 14ВИНТ
Ещё одна разновидность наклонной плоскости - винт. Почему ? Рассмотрите рисунок.
Слайд 15ВИНТ
Помощь винтов в практической деятельности человека трудно переоценить.
Слайд 16ПРИМЕНЕНИЕ ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ
Простые механизмы – это труженики со стажем более чем
30 веков, но они не чуть не состарились. Вы увидите их на любой строительной площадке. Могучие подъёмные краны – это сочетание рычагов, блоков, воротов.
Слайд 17ПРИМЕНЕНИЕ ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ
В зависимости от «специальности» краны имеют различные конструкции и
характеристики.
Слайд 18ПРИМЕНЕНИЕ ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ
Посмотрите, как использованы простые механизмы в устройстве экскаватора.
Слайд 19ПРИМЕНЕНИЕ ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ
Простые механизмы помогут передвинуть дом, чтобы расширить улицу. Под
дом подводят рамы, опускают на катки, уложенные на рельсы, и включают электролебёдки.
Слайд 20ПРИМЕНЕНИЕ ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ
В древности простые механизмы также использовались комплексно, в самых
различных сочетаниях.
Слайд 21«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО»
МЕХАНИКИ
Во сколько раз мы выигрываем в силе, во столько раз
проигрываем в расстоянии.
Запомните: ни один простой механизм не даёт выигрыша в работе.
Слайд 22КПД
ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ
В реальных условиях, где есть силы трения, сопротивления, для совершения
необходимой нам полезной работы Ап, всегда требуется совершить большую, чем Ап работу.
Слайд 23КПД
ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ
Например, применяя подвижный блок, приходится дополнительно совершать работу по подъёму
самого блока, верёвки и по преодолению силы трения в оси блока.
Слайд 24КПД
ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ
Какой бы механизм мы не взяли, полезная работа, совершённая с
его помощью, всегда составляет лишь часть работы затраченной (Аз): Ап<Аз или Ап/Аз<1.
Слайд 25КПД
ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ
Отношение полезной работы к работе затраченной (полной) называется коэффициентом полезного
действия механизма: КПД=Ап/Аз.
КПД обычно выражают в процентах и обозначают греческой буквой η (читается «эта»): η=Ап/Аз 100%.
Слайд 26КПД
ПРОСТЫХ МЕХАНИЗМОВ
КПД любого механизма всегда меньше 100%. Конструируя механизмы, стремятся увеличить
их КПД. Для этого уменьшают трение в осях механизмов и их вес.