Слайд 1Тема урока: «Выталкивающая сила»
Гиляровская Людмила Васильевна
МБОУ гимназия №2
Коминтерновского района г. Воронежа
Слайд 2
Цели урока:
создание условий для:
формирования у учащихся понятие «выталкивающая
сила»; получения представления о силе и законе Архимеда; явлении, которое характеризуется данным понятием; способах измерения выталкивающей силы, ее связи с другими понятиями;
формирования у учащихся умений планировать, проводить эксперимент, делать выводы;
совершенствования навыков работы с приборами;
формирования личностных результатов: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Задачи урока:
—Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;
—приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;
—применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике;
—указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;
—работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы;
—Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;
—определять выталкивающую силу;
—работать в группе.
Слайд 3План урока.
Формулирование темы , цели, задач урока.
Формирование групп
и определение задания для каждой группы, оборудования, формы отчета.
Работа в группах: планирование эксперимента, выполнение, вывод.
Отчет о проделанной работе, ответы на вопросы.
Оформление на доске и в тетрадях опорного конспекта по материалу .
Слайд 4ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задача 1:
охарактеризовать поведение тела внутри жидкости.
Задание 1.
Что произойдет
с карандашом, если его погрузить пальцем в воду, налитую в мензурку, а затем быстро отпустить? Проделайте эксперимент несколько раз.
Ответьте на вопрос: «Почему наблюдается такая картина?»
Оборудование: мензурка с водой, карандаш.
Задание 2.
Пронаблюдайте, как изменится растяжение пружины если прикрепленный к ней груз погрузить в жидкость.
Опишите то, что вы увидели.
Оборудование: стакан с водой, груз на пружине, линейка.
Слайд 5Вывод:
F выт. возникает, когда тело погружается в жидкость; направлена вертикально
вверх.
Слайд 6
Задача II:
Узнать способы определения выталкивающей силы.
Задание 3.
Определите вес тела
в воздухе и вес этого же тела в воде. Сравните результаты. Найдите выталкивающую силу.
Оборудование: стакан с водой, груз, динамометр.
Задание 4.
Сравните вес вытесненной телом воды с разностью его веса в воздухе и в воде.
Для этого:
Найдите вес тела в воздухе,
Погрузите тело в воду и определите его вес в воде.
Вытесненную телом воду соберите в сосуд и определите ее вес,
Проведите сравнение.
Ответьте на вопросы. Не подсказывает ли вам данный опыт способ нахождения величины выталкивающей силы?
В чем он заключается? Как еще можно определить вес вытесненной телом воды?
Оборудование: динамометр, тело на нити, отливной сосут с водой, сосуд для сбора воды.
Слайд 7Вывод:
F выт можно измерить находя разность веса тела в воде
и в воздухе;
F выт равна весу вытесненной жидкости.
Слайд 8Задача III:
раскройте связь данного понятия с другими.
Задание 5.
Сравните разности
весов двух тел одинаковой массы, но разного объема в воздухе и в воде. Сделайте вывод: зависит ли величина выталкивающей силы от объема погруженного в жидкость тела; если зависит, то как.
Оборудование: стакан с водой, динамометр, два тела одинаковой массы, но разного объема.
Задание 6.
На коромысле рычажных весов уравновешены два подвешенных снизу одинаковых груза. Нарушится ли равновесие, если грузы опустить в стаканы с водой?
Нарушится ли равновесие, если грузы опустить в стаканы с раствором соли? Опишите увиденное, объясните явление
Оборудование: рычажные весы, два одинаковых груза на нитях, два стакана с водой, два стакана с раствором соли.
Слайд 9
Задание 7.
Сравните разности весов в воздухе и в воде
двух тел одинакового объема, но разной массы. Сделайте вывод о том, зависит ли и как именно выталкивающая сила от массы погруженного тела.
Оборудование: стакан с водой, динамометр, два тела одинакового объема, но разной массы.
Задание 8.
Исследуйте: изменится ли выталкивающая сила (т.е. разность веса тела в воде и в воздухе) с изменением глубины погружения?
Оборудование: мензурка с водой, тело на нити, динамометр.
Слайд 10Задание 9.
Изучите: изменится ли выталкивающая сила (т.е. разность веса тела в
воде и в воздухе), если будет меняться положение тела в воде, но при этом сохранится глубина погружения?
Оборудование: стакан с водой, тело на нити, динамометр.
Задание 10.
Имеются два тела одинаковой массы и объема, но разной формы. Сравните выталкивающие силы для них (т.е. разность веса тела в воде и в воздухе) при погружении в одну и туже жидкость. Сделайте вывод.
Оборудование: стакан с водой, динамометр, два тела равных масс и объемов, но разной формы.
Слайд 11Вывод:
выталкивающая сила не зависит от плотности вещества тела, глубины погружения,
положения тела и его формы.
Слайд 12Вывод
1. Fвыт возникает, когда тело погружается в жидкость.
2. Направлена
вертикально вверх.
3. Fвыт можно измерить находя разность веса тела в воде и в воздухе.
4. Fвыт равна весу вытесненной жидкости.
5.
Слайд 13
Информационные ресурсы
http://www.fizika.ru - электронные учебники по
физике.
http://class-fizika.narod.ru - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.
http://fizika-class.narod.ru - видеоопыты на уроках.
http://www.openclass.ru -цифровые образовательные ресурсы.
http://www.proshkolu.ru библиотека – всё по предмету «Физика»