Слайд 1«Влияние погодных условий на тормозной путь»
Презентация на тему:
2015 г.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 города Абакана»
Автор: Деева Анастасия,
ученица 10 класса
Руководитель: Долгушина И. А.,
учитель физики
Слайд 2Правила вождения в гололед
Зима считается самым сложным временем для вождения автомобиля.
Об этом можно судить по многочисленным авариям, которые происходят в зимний период. В первую очередь это связано с тем, что из-за гололеда и снега опасность потерять управление возрастает в разы. Автоинструкторы учат будущих водителей, как ездить в гололед. Но, как известно, в теории все это легко, а на практике получается совсем по-другому…
Слайд 3Готовимся к гололеду
Зима не приходит неожиданно. Поэтому можно заранее подготовить автомобиль
к зиме. Первое, что нужно сделать — это поменять летнюю резину на зимнюю, проверить общее состояние машины, фары, стеклоочистители. Проходя обучение вождению летом, новоиспеченные автомобилисты часто не задумываются о том, что к зиме нужно действительно готовиться, ведь езда в зимний и летний сезоны сильно разнится. Чтобы подготовиться к зимнему гололеду, летом необходимо изучить соответствующие материалы, приобрести хорошую зимнюю резину, проверить авто на тех
Слайд 4Основные правила гололеда на дороге — низкая скорость, дистанция и внимание.
Будьте
особо осторожны на тех местах, где скапливается вода при оттепели: мосты, тоннели, низины и широкие обочины. Именно здесь чаще всего бывают лужи, которые впоследствии замерзают и превращаются в каток.
Дороги перед светофором, перекрестком, пешеходным переходом, а также у остановок общественного транспорта почти всегда скользкие из-за того, что там постоянно тормозят машины, ходят люди. Поэтому, подъезжая к этим участкам, сбрасывайте скорость заблаговременно.
Слайд 5Заносы и торможения
Чтобы справиться с заносом, необходимо осуществить прерывистое торможение, причем нажимать
на педаль следует быстро и сильно несколько раз подряд. Нельзя долго держать педаль тормоза нажатой, иначе произойдет блокировка колес, если, конечно, у вас не стоит АБС. Если вам при заносе приходится еще и уворачиваться от столкновения, то делать это нужно тогда, когда колеса автомобиля вращаются.
Есть еще один вариант торможения при заносе — ступенчатый. Он отличается от первого способа следующим: тормоз не отпускается, однако нажатие делается дозировано.
Чтобы сохранить траекторию, давление на педаль усиливается, а при заносе, наоборот, уменьшается.
Для экстренной остановки в гололед многие водители интуитивно давят на тормоз, что в корне не верно. Более того, опасность только возрастает, ведь машина становится неуправляемой из-за блокировки колес. Чтобы правильно и безопасно затормозить на скользкой дороге, нужно применять один из двух вышеописанных способов торможения.
Слайд 6 Советы водителям при вождении в гололед
Не выезжайте в снег или
гололед, если вы не поменяли резину.
Не забывайте, что скорость — это главный враг водителя на льду. Чем меньше скорость автомобиля, тем больше он будет вам подчиняться.
Дистанция! Расстояние между двумя автомобилями на дороге следует высчитывать по следующей формуле: скорость машины умножается на два и получается правильная дистанция в метрах, то есть для 100 км/ч хорошая дистанция это 200 метров.
В гололед не делайте никаких резких движений педалями или рулем, быстрых торможений и ускорений. Любой маневр может привести к заносу.
Если вы ездите на «механике», то тормозить нужно двигателем. Для чего давление на педаль тормоза снижаем, но сцепление при этом не выключается. Затем выжимаем сцепление, переключаемся на пониженную передачу и опять включаем сцепление.
Постоянно следите за ситуацией и обстановкой на дороге. Не торопитесь, уступайте дорогу, будьте предельно аккуратны и внимательны!Не забывайте про «Правило дурака», то есть уступайте тем водителям, кто игнорируетправила дорожного движения.
Слайд 7
Поверьте, это защитит вас от многих неприятных ситуаций, в частности с
пешеходами. Ведь пешеходы часто не понимают, что их плохо видно в темноте, в дождь или снег, что водителю порой сложно быстро затормозить, тем более на льду. В снегопад ситуация осложняется тем, что ослепление фарами встречных авто сильнее. Самым уязвимым считается пешеход, находящийся чуть левее машины. Именно этот сектор является «мертвой зоной» из-за передней стойки крыши и поверхности, недоступной для левого стеклоочистителя
Если у вашей машины ведущие колеса задние, то авто «несет» при любой возможности. Владельцам переднеприводных машин тоже не повезло: при нажатии на тормоз, авто становится просто неуправляемым. Так что перед поворотом всегда сбавляйте скорость заранее, а не тормозите непосредственно в повороте. Согласитесь, безопасность на дороге — ваша прерогатива.
При выполнении маневра руль нужно поворачивать не сильно, то есть на малый угол. Делается это без резких движений, как можно плавнее. В противном случае вы можете потерять контроль над машиной, причем не меняя направления движения.
Слайд 8 Шины для гололеда
В сильный мороз, как известно, сцепление шин с
дорожным полотном отнюдь не идеальное, но оно все же куда лучше, чем, например, при верхнем слое льда, который немного подтаял. Именно эта тоненькая водяная пленка делает лед очень скользким. Многие автомобилисты ошибочно полагают, что зимняя резина, имеющая крупный рисунок протектора, держит машину на льду лучше всего.
Для скользкого покрытия специалисты советуют выбирать шины с мелким рисунком. Самый оптимальный вариант — резина радиального типа.
Однако даже в случае с радиальным вариантом коэффициент сцепления шины с ледяным покрытием дороги не дает полную безопасность авто. Когда обычная езда превращается в скольжение по ледяной дороге, то коэффициент сцепления в этом случае снижается в полтора раза. Если при торможении колеса заблокировались, автомобиль не будет реагировать на вращение руля, и неважно, какие стоят шины: с мелким или глубоким рисунком протектора.
Отсюда можно сделать следующий вывод: противоскользящие характеристики протектора можно дополнительно повысить при помощи шипов. Так что именно шипованная резина — это то, без чего в гололед просто не обойтись.
Слайд 9Три смертельные ошибки зимнего вождения
Безоговорочная вера недобросовестной рекламе приводит к катастрофическим
последствиям на дороге.
Слайд 10Шипы беды
Смертельная ошибка №1 — зимняя резина «липучка». Не существует никакой
«липучки», никакая шина зимой не прилипает ко льду, снегу или мерзлому асфальту, образуя в пятне контакта лето и безопасный коэффициент сцепления. «Липучка» — это такое же маркетинговое заклинание, как «Сок 100%» на пакете с компотом. Умело примененное слово само дорисовывает в сознании стабильное поведение на дороге, курсовую устойчивость и прочие технические подробности в пугающих терминах, суть которых в полном послушании автомобиля. Которого нет.
Любая, даже шипованная резина требует навыка, привыкания, осторожности. И никогда, ни при каких условиях не может удержать автомобиль с таким же успехом, как летняя шина на теплом и сухом асфальте. Но «поколение Iphone» почему-то об этом не хочет знать и считает, что раз у него зимняя резина, то она справится сама и тормозной путь с любой скорости будет, как всегда… Летом эти люди ведь останавливали машину на летней резине? Значит, и зимой на зимней остановят. И менеджер в салоне говорил об этом же, заклиная волшебным словом «липучка» и зомбируя словосочетанием «зимняя резина»…
Слайд 114х4 не для всех
Смертельная ошибка №2 — полный привод. Не существует
схемы полного привода, превращающей автомобиль в гарантированный вездеход с фундаментальной устойчивостью в любом повороте, на любой дороге, при любой скорости. Как и зимняя резина, полный привод — лишь удобный инструмент, и если не уметь им пользоваться, он как минимум не принесет пользы, как максимум — усугубит беду.
Простейший молоток в неумелой руке может трагически отскочить в лоб, а в умелой — одним ударом забить гвоздь по самую шляпку. «Поколение Iphone» полагает, что лучшая подготовка к зиме — полноприводная машина на зимней резине. После чего за рулем можно продолжать резвиться в летнем стиле, а техника и технологии все сделают сами. Разве они придуманы не для этого? Полный привод что-то ведь покоряет, дарит какую-то уверенность и вроде бы всегда достигает цели (так в рекламе писали)… Да и в Google были ролики об этом же…
Слайд 12Не заблокируй мозги
Смертельная ошибка №3 — ABS. Не существует антиблокировочной системы
тормозов, уменьшающей тормозной путь. ABS его увеличивает. Летом, на сухой дороге, это не так заметно, а многим незаметно вовсе. Зимой ABS останавливает машину метра на три дальше привычного, а с большой скорости — на все пятнадцать, то есть уже в куче чужого железа и среди разбросанных тел… Задача системы — предотвратить блокировку колес, чтобы машина не пошла юзом и осталась управляемой даже в случае экстренного торможения.
Слайд 13Единственное, на что не научился радикально влиять человек — это погода.
Возможно, в будущем мы и найдем способ усмирять ураганы, брать на короткий поводок цунами, контролировать землетрясения и направлять ветер в ту сторону, которую захотим. А пока простой дождь может внести серьезные коррективы в наши планы, а утренний туман – испортить не только настроение, но и запланированное путешествие.
Слайд 14Главными врагами любого водителя являются дождь и туман. Мы можем быть недовольны политикой небесной канцелярии,
но злиться в случае каких-либо неприятностей, связанных с агрессивными погодными проявлениями, мы должны будем только сами на себя. Для того дабы залитая дождем или окутанная туманом дорога не принесла вам неприятностей, соблюдайте довольно простые правила.
Слайд 15Как только асфальт начинает темнеть от первых капель дождя, мы, сидя
за рулем автомобиля, начинаем мысленно вспоминать все матерные слова, которые можно адресовать этому природному явлению. Не зря дождевую погоду называют плохой – а что хорошего в стремительных потоках воды, низвергающихся по лобовому стеклу, и брызг, вылетающих из-под колес впереди идущего транспорта?
Танцы под дождем
Слайд 16То, что во время дождя необходимо в обязательном порядке снизить скорость,
понятно всем и каждому, ведь сцепление колес с дорожным полотном существенно снижается, а видимость значительно ухудшается. И не стоит рассуждать по поводу того, что опаснее, потому как рискуем мы всегда одинаково. Коэффициент сцепления колес с дорогой во время дождя снижается в 1,5-2 раза, а это увеличивает тормозной путь и ухудшает устойчивость машины. Особую опасность представляют асфальтные дороги, которые покрыты опалой листвой или грязью.
Слайд 17А еще дождь изменяет внешний вид дороги. Если в сухом состоянии
дорожное покрытие матовое и светлое, то во время дождя оно превращается в темное и блестящее зеркало, на котором очень сложно заметить темное препятствие. Движение по такой дороге очень утомляет водителя, которому может казаться, что он стремительно мчится навстречу мрачно-темной бездне в сопровождении мелкой дроби дождя, мелькающего в свете фар и выстукивающего по поверхности автомобиля такие ритмы, которые даже не снились лучшим ди-джеям мира.
Слайд 18Поверните регулятор вашей осторожности в положение «максимум», если дождь застал вас
на том участке дороги, где совсем недавно положили асфальт. В этом случае нужно забыть о тормозах и руководствоваться теми знаниями, которые вы получили во время езды в гололед. Все дело в том, что увлажненный свежеуложенный асфальт по своим характеристикам напоминает лед, и автомобиль на таком покрытии ведет себя соответствующим образом.
Слайд 19Очень большую опасность представляет дождь, который только начался: он делает дорогу
скользкой в силу того, что мельчайшие частицы резины от автомобильных покрышек, пыль, масло и сажа из выхлопных труб увлажняются и становятся составляющими скользкой «мыльной» пленки. Потому попадая в полосу только что начавшегося дождя, следует плавно снизить скорость автомобиля, не делая резких торможений и маневров. По прохождении некоторого времени дождь смоет опасную пылегрязевую пленку, и движение по мокрой дороге станет намного безопаснее. Естественно, если покрышки вашего автомобиля не блестят лысиной.
Слайд 20Небольшая изморось и ливень — это две разные истории. Во время
проливного дождя вода покрывает дорожное полотно сплошным слоем, и автомобиль начинает терять сцепление с дорогой. Это называется аквапланирование, смысл которого заключается в том, что колеса просто не успевают выдавливать из-под себя воду, потому под ними образуется так называемый водяной клин. Аквапланирование почувствовать довольно просто: рулевое колесо начинает крутиться очень легко. В этом случае необходимо плавно снизить скорость, не используя при этом тормоз, и продолжить свой путь после того, как колеса продавят слой воды, и сцепление с дорогой станет лучше.
Слайд 21При вождении в дождь необходимо учитывать еще один коварный фактор —
лужи.
Проезжать участок дороги с лужами на большой скорости не рекомендуется по нескольким причинам:
вы можете устроить душ проходящим неподалеку пешеходам;
грязная вода попадет на лобовое стекло вашего автомобиля, ухудшив обзорность;
вода может попасть под капот и заглушить двигатель;
под водой могут скрываться ямы;
намокшие тормозные колодки могут подвести вас в решающий момент;
сцепление с дорогой колес, попавших в лужу с одной стороны, станет намного хуже, чем сцепление колес с другой стороны автомобиля, а это чревато серьезным заносом.
Слайд 22СОВЕТ
После того, как вы проехали по глубокой луже, несколько раз легонько
нажмите на тормоз, чтобы просушить накладки, потому как вода, попавшая на тормозные колодки и барабаны, резко снижает эффективность торможения.
Слайд 23Коэффициент сцепления с дорожным полотном во многом зависит и от продолжительности
дождя. Продемонстрируем это на примере следующей схемы:
время t0-t1 – начало дождя
время t1-t2 – продолжительность дождя
время t2-t3 – высыхание дорожного полотна
Слайд 24О тумане и о зрительном обмане
Если вы думаете, что дождь –
это самое серьезное погодное испытание, которое приготовила для вас матушка природа, тогда вы глубоко ошибаетесь, ибо туман требует от водителя куда большей концентрации и напряжения всех физических, моральных и всего остального набора сил, которыми он располагает.
Слайд 25Движение в тумане опасно в основном не из-за существенного снижения видимости,
а из-за искажения расстояний – явления намного более опасного, чем плохая обзорность. Зачастую зрение водителя, попавшего в туман, играет с ним злую шутку, и все расстояния ему кажутся в два раза большими, чем есть на самом деле. Именно при этом очень важно в тумане не только скидывать скорость, но и увеличивать дистанцию.
Слайд 26Почти 70% всех дорожно-транспортных происшествий, которые случаются в тумане – это
наезд на стационарные препятствия или столкновение с впереди идущим транспортным средством. Вы можете видеть в тумане габаритные огни другого автомобиля, но никогда не будете знать точно, движется он или стоит.
Слайд 27Особенность тумана заключается в том, что он меняет восприятие человеком цветовой
гаммы: желтый напоминает красный, а зеленый цвет отдает желтоватым. Единственный цвет, над которым не властен туман – это красный. Именно поэтому автомобили красного цвета считаются самыми безопасными.
Слайд 28При движении в тумане необходимо использовать «противотуманки», однако всегда следует помнить,
что эти фары будут эффективны лишь в том случае, если будут правильно отрегулированы.
Слайд 29 - уменьшить скорость до половины расстояния видимости в метрах (к примеру,
если вы видите не дальше 40 метров, нужно двигаться со скоростью, не превышающей 20 км/ч);
включить ближний свет фар, который намного лучше справляется с туманом, чем дальний;
вместе с ближним светом включить и противотуманные фары, желтый свет которых лучше проникает сквозь пелену тумана;
включить стеклоочистители;
время от времени посматривать на линию разметки для ориентации;
соблюдать дистанцию и не приближаться слишком близко к транспортному средству, которое идет впереди;
ни в коем случае не ориентироваться по габаритам впереди идущего автомобиля;
стараться обойтись в полосе тумана без обгона.
Основные правила движения в тумане заключаются в том, чтобы:
Слайд 30
Будьте бдительны и старайтесь поступать так, чтобы потом не было больно
за бесцельно прожитые годы и просто больно. И еще нужно всегда помнить о том, что у природы нет плохой погоды – есть только неаккуратные водители, игнорирующие элементарные правила безопасности.
Слайд 31СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1) spokoino.ru
2) www.gazu.ru
3) drivertogo.ru
4) drivertogo.ru
5) mondeoclub.ru
Ссылки на
Интернет-ресурсы