Слайд 1Выполнила учитель физики
МКОУ «СОШ №7»
г.Буйнакска
Зияутдинова
Асият
Джаватхановна
Влияние шума
на
здоровье человека.
Слайд 2Человек живет в мире звуков и шума.
Слайд 3Что такое звук?
Человек живет в мире звуков. Звук
– это то,
что слышит ухо. Мы слышим голоса людей,
пение птиц, звуки музыкальных инструментов,
шум леса, гром во время грозы. Звучат работающие машины, движущийся транспорт и т.д.
Что такое звук? Как он возникает? Чем одни звуки отличаются от других? Ответы на эти вопросы хотели узнать люди.
Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется акустикой.
Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого-то источника. Рассматривая этот источник, мы всегда найдем в нем что-то колеблющееся. Если, например, звук исходит от репродуктора, то в нем колеблется мембрана – легкий диск, закрепленный по его окружности. Если звук издает музыкальный инструмент, то источник звука – это колеблющийся столб воздуха и другие.
Слайд 4Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом
человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком.
Слайд 5Что такое шум ?
Шум — беспорядочное сочетание различных
по силе и частоте звуков.
Шум — громкие звуки, слившиеся в
нестройное звучание.
Шум-явление всепроникающее и негативно
воздействующее на организм человека в
совокупности с другими факторами
(вредными примесями в воздухе и воде,
электромагнитным излучением,
напряженностью труда и т.д.).
Слайд 6
Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
Для всех живых
организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
Слайд 7В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен (
раскат грома, сход лавины или селя, камнепад, торнадо и т.д.).
Слайд 8Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут
вызвать болевые ощущения и шок.
Слайд 9Но и абсолютная тишина пугает и угнетает человека. Так, сотрудники одного
конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность.
Слайд 10Воздействие шума проявляется
На слуховой аппарат человека;
На нервную систему человека;
На сердечно-сосудистую систему;
На репродуктивную функцию человека;
Человек
Становится
Раздражительным, нервным, слабым,
забывчивым;
Тревожным, испуганным, плохо видит,
ухудшается интеллектуальная деятельность;
Быстро утомляемым;
Приобретает
Гипертоническую болезнь;
Бессонницу;
Неправильный обмен веществ;
Снижается порог чувствительности нервных
клеток;
Слайд 11Источники шума
Работа бытовых приборов: телевизор,
магнитофон, стиральная машина, радио;
Транспорт железнодорожный,
авиационный, автомобильный;
Строительные работы;
Природные явления: гром, цунами,
землетрясение, обвалы;
Музыка;
Шелест листвы;
Шепот, разговор;
Течение воды из крана;
Крики, визг;
Слайд 12Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и
шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими.
Слайд 13Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления - децибелах.
Слайд 14Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это
естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.
Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
Слайд 15Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных
производствах он достигает 90-110 децибелов и более.
Слайд 16Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые
источники шума - так называемая бытовая техника.
Слайд 17В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования
с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека.
Слайд 18Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния
здоровья, окружающих условий.
Слайд 19Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух,
но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.
Слайд 20Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.
Шум обладает
аккумулятивным эффектов, то есть акустические раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.
Слайд 21Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели
у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.
Шумы вызывают функциональные растойства сердечно-сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.
Слайд 22Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на
здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение.
Слайд 23Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы
их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.
Нервные клетки
Слайд 24Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно.
В настоящее
время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.
Слайд 25
Звуковое давление,
оказываемое на ухо человека
Слайд 26Методы борьбы с шумом.
Важное место в борьбе с шумом играет озеленение.
Зеленые насаждения регулируют шумовой фон города. Так, лиственные породы деревьев поглощают до 25% шума, а отражают и рассеивают до 74%
Слайд 27Использование в архитектуре новых приемов: изолирующие оконные рамы, воздушные отверстия, проектирование
домов таким образом, чтобы к магистралям выходили подсобные помещения квартиры.
Использование специальных наушников на производстве.
Слайд 28С шумом необходимо бороться не только на производстве, но и в
быту. Умение соблюдать тишину — показатель культуры человека.
Слайд 29ЧЕЛОВЕК !
Здоровье, столь мало уважаемое в юных летах, делается в летах
зрелости истинным благом; самое чувство жизни бывает гораздо милее тогда, когда уже пролетела ее быстрая половина.
Н.М.Карамзин
Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья.
Н.Г.Чернышевский
Берегите уши! Будьте здоровы!
Удачи!
Слайд 30Список источников
Физика учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С. В.
Громов, Н. А. Родина.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.-158 с.
Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию / Сост. Г. А. Фадеева, В. А. Попова – Волгоград: Учитель, 2004. – 74 с.
http://alfaland.ioso.ru/pages/projects/sreda/noise.htm
Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин, Учебник "Экология", 9 класс, 1995 г.